Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

meotis: Мореплавание в Старом Египте. Хейердал

Изображения самых ранних морских судов известны по барельефам в царской гробнице, относящейся примерно к 2500 г. до н. э. Египетские суда строились из кедра, акации или акантуса способом «встык» — без шпангоутов. Корпус упрочнялся толстым канатом, который протягивался от носа до кормы и поддерживался вертикальными стойками. Канат натягивался стержнем-закруткой, вставлявшимся между его прядями. Этот способ применялся на протяжении всего следующего тысячелетия. Движителем при попутном ветре служил узкий четырехугольный парус, растягивавшийся на двуногой заваливавшейся мачте, а во время штиля или при встречном ветре — весла. Для управления судном применялись также весла-рули — по три с каждого борта. 

Основные характеристики: длина — 34 м; ширина — 9,2 м. Окраска: корпус — светло-голубой; фальшборт, египетский крест на ахтерштевне — темно-красные; парус — светло-красный; форштевень, ахтерштевень — кремовые; палуба, рей, мачта, рулевые весла, опорные стойки — естественный цвет древесины. 

vm.msun.ru 

Египетский корабль из папируса — один из самых древних в мире. Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, а приблизительно к 3500-му году до н. э. это уже был корабль. Использовали его почти исключительно для плаваний по Нилу. Его нос и корма были специально приподняты, чтобы легче было перетаскивать через отмели. Но, предусмотрев возможность еще выше поднимать нос и корму при помощи тросов, египтяне со временем стали выходить на этих кораблях в море. 



Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен. Плоты и суда этого типа используют в Восточной Африке, в Персидском заливе и в Южной Америке по сей день. 


Модель древнеегипетской папирусной лодки.

istorya.ru 

Море с соленой водой, по суеверным египетским воззрениям, воспрещавшим употребление в пищу морских рыб и морскую соль, представлялись царством злого духа Тифона и внушало ужас, поэтому до воцарения более свободомыслящего фараона Псамметиха (664-664 до н.э.) египетская мосркая торговля была лишь пассивной. С другой стороны, Нил со своими рукавами, служивший естественным путём сообщения, немало способствовал тому, что в Египте, старейшей по культуре стране, очень рано и в широких размерах развилось речное судоходство. 

На мелководных речных протоках с незапамятных времен использовались легкие плоты с приподнятыми оконечностями, составленные, за недостатком леса, из связок папируса. Они приводились в движение шестами и служили для перевозки людей и животных, даже быков, и для доставки товаров на рынки. Одно из изображений такого плота относится к царствованию VI династии (середина III тыс. до н.э.). 


Строительство лодки в Древнем Египте

Первые деревянные суда появились в Египте на рубеже IV-III тыс. до н.э. Египтяне уже имели несколько довольно совершенных в техническом отношении типов судов, как, например, служившие для перевозки людей плоскодонные суда, длиною в 10-16 метров, ходившие под веслами и под парусом. За неимением достаточно прочных рангоутных деревьев, вместо мачты служили двуногие козлы с горизонатальным коротким реем, на котором крепился узкий высокий парус.

Помимо паруса, для движения служили также ланцетовидные весла, числом от 8 до 26 с каждого борта; для управления судном использовались от 2 до 5 весел с каждой стороны в корме. На судах, предназначавшихся для дальних переходов, имелись сплетенные из тростника каюты. Численность команды доходила да 70 человек. Крупнейшие из этих судов имеют сходство с судами правителя Уганды Мтеса на озере Виктория, описанными Стенли в его книге "Через Черный материк", выпущенной в 1878 г., то есть более чем на 4600 лет позднее. 



По конструкции египетские корабли во многом напоминали более ранние нильские тростниковые суда или плоты. Единственным пригодным для кораблестроения деревом в Египте была акация, дерево твердое и волокнистое, из которого нельзя получить длинных досок. Короткие отрезки дерева скреплялись между собой постредством врезок и шпунтов (Геродот поэтому сравнивал обшивку египетских судов с кирпичной кладкой), корпус для большей прочности обтягивлся тросами. Борта завершались планширом, на уровне планшира крепились бимсы. Эти бимсы и стрипгер, проходивший от носа к корме непосредственно под ними, придавали корпусу дополнительную прочность. Шпангоуты отсутствовали. Натянутый трос между высоко поднятыми носом и кормой помогал удерживать их в таком положении. Киль как таковой отутствовал - его заменяла продольная килевая планка, а двойная мачта, стоявшая ближе к носу, опиралась на борта, как у тростниковых судов, дно которых не могло дать надежной для неё опопры. 

Древнейшие египетские деревянные суда были найдены недавно в Абидосе, в погребениях начала первой династии - время царей Аха (Менеса) или Джера, около 3000 г. до н.э. В отличие от судов эпохи IV династии из Гизы, они были захоронены в собранном виде. В длину они достигали 20-30 метров, доски обшивки, как и предполагалось, скреплялись тросами, щели между ними законопачивались волокнами папируса. 



Имеются также сведения о первых дальних плаваниях древних египтян. Ещё в 2300 г. до н.э. из гавани Левкос Лимен (ныне Козейр), где кончалась дорога, ведущая к Красному морю из Коптоса на верхнем Ниле, плавали в сказочную страну Пунт. Более точные сведения о морском деле в древности дают нам надписи и изображения в фиванском храме Дейр эль-Бахри, посвященные экспедиции, посланной в Пунт через Красное море, царицей Хатшепсут (1479-1458 до н.э.) около 1470 г. до н.э. 

Корпуса изображенных на них кораблей имеют более изящные очертания, они имеют кормовую и носовую палубы с фальбортом; форштевень прямой, ахтергтевень плавно изогнут и завершается бутоном лотоса. Концы палубных бимсов пропущены сквозь обшивку, что придавало конструкции большую прочность. Отпала необходимость опоясывать корпус судна тросом. Мачта более низкая, чем на более ранних судах, количество штагов сократилось, но парус, как и на речных судах того времени, широкий и низкий. 

Уже после 1400 г. до н.э. египетское судостроение претерпело значительных изменений и развивалось в рамках общей средиземноморской традиции, где тон задавали сперва Крит, а затем финикийцы и греки. Груз, привозимый из страны Пунт, состоял из золота, серебра, слоновой кости, черного и других ценных пород дерева, живых благоухоющих растений в кадках, благовонной смолы, леопардовых шкур, женщин, детей и павианов двух пород. Однако идут споры, были ли матросы египтянами или финикийцами. За финикнийцев говорит то обстоятельство, что среди фресок недавно открытой в Финах гробницы, относящейся к той же эпохе, есть изображения тех же судов, но с финикийской командой. Возможно, что это были наёмники, подобные финикийцам-наёмникам тирского царя Хирама, совершивших спустя 600 лет поход на кораблях Соломона в страну Офир и вернувшимся оттуда с подобной же добычей. Спустя 1000 лет царь Нехо снаряжает флотилию для обхода кругом Африки, и команда набирается сново из финикийцев. Хотя к этому времени египтяны по идее уже должны были избавитсьяот страха перед морем, под воздействием греческого влияния, проникшего в Египет при царе Псамметихе. Египтяне предоставляли свою морскую торговлю тем же финикийцам. 

piratghostship.narod.ru 




Изображения кораблей в Древнем Египте

Тур Хейердал (род. 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия, ум. 18 апреля 2002, Колла Микери, Италия) впервые привлек к себе внимание экспедицией на "Кон-Тики"в 1947, когда попытался доказать возможность контактов между Южной Америкой и Полинезией. 


Тур Хейердал

В 1969 и 1970 годах он предпринял экспедиции на лодках "Ра" и "Ра 2", получивших название по имени египетского бога солнца и построенных из папируса, чтобы доказать возможность контактов между Древним Египтом и Америкой. 

В Африке еще сохранилась технология производства папирусных лодок. Подобные же лодки делают и в Боливии. 

 
Современые папирусные лодки на озере Чад, Республика Чад, Африка, папирусные лодки на озере Титикака, Боливия, Южная Америка. 


Примеры додинастических наскальных изображений папирусных лодок, некоторые из них показаны с парусами.(Landstrom, Ships of the Pharaohs, 1972, p.16.) 


Модель лодки Хейердала.

Хейердал купил 15 тонн папируса в Эритрее (египетский ныне слишком мелок), нанял судостроителей из Чада и они выполнили его заказ, построив 15-метровую лодку. 



Хейердал отправился в путь не из египетского, а из финикийского порта Сафи в Марокко и поднял флаг Объединенных наций, имея в команде 7 человек из семи стран. Одним из них был русский врач Юрий Сенкевич. Локдка прошла 5 000 км (2 700 морских миль) за 56 дней, и команда была вынуждена покинуть ее в 500 милях от острова Барбадос. 

Ра 1

В конструкцию пришлось внести поправки - корма не была задрана достаточно высоко, кроме тгого, чтобы лодка не рассыпалась, надежнее было связывать ее единым канатом в несколько сотен метров длиной. Так папирус мог противостоять штормам. 


Ра 2

Через 10 месяцев у Хейердала была готова меньшая - 12 м длиной - "Ра 2". Этот парусник пересек Атлантику в самом широком месте (6 100 км - 3 270 морских миль) за 57 дней и доставил путешественников в Бриджтаун, столицу Барбадоса. 



Конструктивно "Ра-2" строился из коротких пачек папируса. Длинные тяжи гораздо меньше впитывают воду. "Ра-2" создавали боливийские индейцы, живущие на озере Титикака. Они с древности и до сих пор плавают на таких камышовых судах, называя их "тоторас". В настоящее время "Ра-2" находится в музее в Осло, рядом со знаменитым "Кон-Тики". 


Обложка журнала "National Geographic".

Таким образом было доказано на практике, что папирусные лодки древности могли использоваться для межконтинентальных контактов. Однако трудно считать, что такие плавания могли бы быть регулярными. 

Позднее Хейердал предпринял еще одну экспедицию - на "Тигрисе". 


Экипаж "Тигриса". В центре внизу Тур Хейердал и Юрий Сенкевич. 

Из интервью Ю. Сенкевича. 

Когда Хейердал взял в свою первую экспедицию семь человек из разных стран, то мы (участники) даже шутили: всякой твари есть по паре. Потому что на лодке были не только мы - люди, была еще у нас и обезьянка, был селезень, потом, уже в океане, залетел к нам голубь, который, как известно, в путешествии на настоящем Ноевом Ковчеге тоже принимал участие. 

Если прибегать не к мистическим, а мифологическим (не решаюсь сказать: библейским) аналогиям, то, безусловно, Хейердал хотел как бы продемонстрировать миру следующее: неважно какого цвета кожа у человека, какую религию он исповедует, какой он национальности или олитической ориентации, - если все целеустремленно объединены одним общим делом, то могут жить в дружбе и согласии, могут решать любые проблемы и вопросы. Так и оказалось в результате. 

А какой у тебя цвет кожи, араб ты или еврей, коммунист или апиталист, - это не имеет абсолютно никакого значения. Эти "вопросы" снимаются прежде всего условиями, в которых люди находятся, во-вторых - общим важным и нужным делом. Люди понимают, что все остальное несущественно. Если ты белый, но при этом ничего не можешь и к тому же трус, то тебя просто перестанут уважать, а будут уважать черного, который этими качествами обладает. На первое место здесь, в экстремальной ситуации, всегда выступают чисто человеческие качества: профессионализм, смелость, ловкость, сила, умение жить в одном коллективе, умение ладить... 


Хейердал

Конечно, Хейердал в своей экспедиции ставил цели прежде всего научные, он хотел доказать мировой общественности, всем людям, что на такого типа папирусных судах можно было в древности переправляться через океан. Но попутно, хорошо зная мир, и то, что в мире происходит в политике, в экономике, будучи человеком пацифистских настроений (Хейердал - участник Второй мировой войны), он хотел продемонстрировать миру, как важно, чтобы люди жили в мире и согласии. И это придавало экспедиции какое-то дополнительное общественное звучание.
Тур Хейердал.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU