Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

victorprofessor: Монино. Музей военно-легких сил




1910
Сергей Николаевич Анохин
лётчик-испытатель. Родился в городе Москве в семье служащих. По национальности русский. В 1926 году окончил 7 классов средней школы в Замоскворечье. После окончания школы работал разнорабочим: укладчиком шпал на железной дороге, слесарем на электроподстанции, колол лёд на улицах. В 1928 году Сергей Анохин окончил автомобильные курсы и стал работать шофёром автобуса. Однажды старший брат Леонид выиграл по осоавиахимовской лотерее лыжи и подарил билет Сергею. Он пошёл за лыжами и узнал, что среди выигрышей есть и полёт над Москвой на самолёте. Недолго думая, Сергей поменял лыжи на полёт. По меткому выражению Ярослава Голованова, «так состоялся самый крупный выигрыш в истории всех наших лотерей: советская авиация “выиграла” Сергея Анохина». Вскоре он подал заявление в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, но не прошёл медкомиссию. Тогда Сергей решил заняться планеризмом. В 1929 году он начал летать на планере ИТ-4бис, построенном в кружке планеристов при клубе имени Кухмистерова. В 1930-м окончил Московскую планерную школу. После этого, продолжая работу в автобусном парке, он занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе. С января 1931 года С.Н.Анохин – в Высшей лётно-планерной школе (ВЛПШ) в Коктебеле. В ноябре того же года он закончил её и, как один из лучших выпускников, был оставлен в ней командиром учебного лётного отряда. В 1932 году Сергей Николаевич заканчивает Центральнуюлётную школу Осоавиахима в Тушино, а в 1933-м – Высшую парашютную школу. Таким образом, С.Н.Анохин стал универсалом: он освоил прыжки с парашютом, а также полёты как на планерах, так и на самолётах. 1 сентября 1933 года на планерных состязаниях в Коктебеле Сергей Николаевич впервые в термических потоках на планере обогнул гору Карадаг. 15 сентября того же года установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта на одноместном планере – 15 часов 47 минут (на планере ПС-1). 1934 год стал знаменательным в биографии Сергея Николаевича. В мае 1934 года он участвует в первом буксировочном перелёте трёх планеров Г-9 за самолётом Р-5 (пилоты планеров – С.Н.Анохин, Н.Я.Симонов, И.И.Шелест; пилот Р-5 – Н.Д.Федосеев). Аэропоезд стартовал из Москвы 22 мая 1934 года и вскоре с промежуточными посадками достиг Коктебеля. 2 октября 1934 года С.Н.Анохин выполнил исключительный по смелости эксперимент по испытанию планера «Рот-Фронт-1» с преднамеренным разрушением в воздухе. Эксперимент был задуман учёными и конструкторами ЦАГИ. По расчётам известного учёного-аэродинамика В.П.Ветчинкина планер должен был разрушиться на скорости 220 км/час. По мнению другой группы учёных (в числе которых был и конструктор планера О.К.Антонов) это должно было произойти на скорости около 300 км/час. При испытании в воздухе планер разрушился на скорости, очень близкой к той, которую рассчитал В.П.Ветчинкин. С.Н.Анохин благополучно спасся на парашюте. 18 октября 1934 года Сергей Николаевич устанавливает всесоюзный рекорд продолжительности полёта – 32 часа 11 минут (на планере Г №2). Тогда же, в октябре 1934 года, С.Н.Анохин выполняет экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере «П.П.Постышев» и устанавливает всесоюзный рекорд высоты полёта – 2340 метров (на планере Г №2). В 1934 году в Феодосии вышел «Курс учебно-лётной подготовки ВЛПШ», написанный С.Н.Анохиным и Н.Я.Симоновым, в котором они обобщили и подвели итог большой предварительной учебной работы в школе. В этом же году Сергею Николаевичу присвоено звание «Мастер планерного спорта СССл, а в 1935-м за большие заслуги в развитии планеризма он удостоен Грамоты ЦИК СССР. А было ему в то время всего 25 лет! В те годы в ВЛПШ обучалась группа турецких планеристов, среди которых находилась и приёмная дочь президента Турции Ататюрка – Сабиха Гёт Чен. Турки освоили парение на планере,прыжки с парашютом. Затем Ататюрк обратился к правительству СССР с просьбой направить в Турцию инструкторов ВЛПШ для организации общества “Турецкая птица” (аналог нашего Осоавиахима) и обучения турок планеризму и парашютным прыжкам. Для этого в Турцию были командированы инструкторы ВЛПШ С.Н.Анохин и М.Ф.Романов. Они отбыли из Одессы 11 апреля 1935 года. Вскоре в Турцию приехала жена Сергея Николаевича – известная планеристка Маргарита Карловна Раценская (в своё время она была его ученицей в ВЛПШ). Командировка планировалась на 3 месяца. Однако домой семья Анохиных вернулся лишь вянваре 1940 года – через 57 (!) месяцев разлуки с Родиной. Они обучали турок полётам на самолётах, планерах, прыжкам с парашютом, авиамоделизму; ими было подготовлено несколько сотен пилотов. С.Н.Анохин даже научился бегло разговаривать на турецком языке. Там же, в Анкаре, в декабре 1937 года, у семьи Анохиных родился первенец – сын Сергей. После возвращения в СССР Сергей Анохин работает в Центральном аэроклубе в Тушино: сначала командиром планерного звена (январь-март 1940), потом – командиром планерного отряда (март1940-сентябрь 1941). В 1940 году у С.Н.Анохина при выполнении пилотажа на планере отвалился элерон. Сложилась критическая ситуация: планер практически потерял управление. Однако лётчик сумел выполнить благополучную посадку. С сентября 1941 года Сергей Николаевич – командир планерной авиаэскадрильи Центрального аэроклуба. В ноябре 1941 года С.Н.Анохину присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССл. С декабря 1941 года Сергей Николаевич– в армии, ему присвоено воинское звание «старший лейтенант». Он назначен командиром отряда испытательной авиа эскадрильи Воздушно-десантных войск и проводит испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ в Медвежьих Озёрах. В одном из полётов на планере в 1942 году в воздухе сорвалась обшивка с центроплана и разрушилась проводка управления элеронами. Создалась критическая ситуация. Однако С.Н.Анохин небросил опытную машину и сумел мастерски выполнить посадку. Зимой 1942 года у самолёта-буксировщика СБ, пилотируемого Сергеем Николаевичем, оторвалась от ограничительного троса лыжа. Лётчик сумел благополучно посадить самолёт. К сожалению, так было не всегда. В том же 1942-м, при испытаниях планера А-7 на штопор, С.Н.Анохин был вынужден воспользоваться парашютом. В августе-сентябре 1942 года С.Н.Анохин проводит испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху лёгкого танка Т-60 методом буксировки за самолётом. Для этого к танку крепились крылья и хвостовое оперение. Было выполнено несколько подлётов и один полёт на буксире за самолётом ТБ-3 (2 сентября 1942 года). Однако мощности моторов ТБ-3 для длительной буксировки (даже со снятой башней танка) оказалось недостаточно, и лётчик П.А.Еремеев был вынужден произвести отцепку А-40. С.Н.Анохин благополучно произвёл посадку на Быковском аэродроме (взлёт производился с аэродрома ЛИИ, расположенного примерно в 5 километрах от Быково). Испытания были прекращены. Параллельно с испытательной работой Сергей Николаевич участвует в боевых действиях в должности командира лётного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте. В течение 1942-1943 годов он совершил несколько боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планерах, доставляя им боеприпасы, медикаменты, продукты. В апреле 1943 года С.Н.Анохиным и лётчиком Ю.Желютовым был выполнен единственный за время Великой Отечественной войны взлёт планера с партизанского аэродрома. Обычно планеры после выполнения перелёта к партизанам уничтожались, а пилоты планеров возвращались на самолётах. Но в тот раз это правило было нарушено. Несмотря на ограниченные размеры партизанского аэродрома и загрузку планера (на нём находились раненые партизаны, которых было необходимо срочно доставить в госпиталь), Сергеем Николаевичем был мастерски произведён взлёт на коротком тросе за самолётом СБ. Жизнь раненых была спасена. За этот подвиг С.Н.Анохин получил свою первую награду – орден Красного Знамени. В июне 1943 года по личному распоряжениючлена Государственного Комитета Обороны Г.М.Маленкова С.Н.Анохин откомандирован в Лётно-исследовательский институт для проведения испытаний самолёта «302» – одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД. Ксожалению, из-за недоведённости двигателя самолёт был испытан лишь в планерном варианте. В сентябре 1943 года С.Н.Анохин переходит в ЛИИ на постоянную работу. 5 октября 1943 года, при проведении испытаний самолёта, снабжённого турбокомпрессором для повышения высотности, в воздухе загорелся мотор. Несмотря на пожар, Сергей Николаевич выполнил посадку горящего самолёта на свой аэродром и уже на пробеге покинул кабину горящего самолёта. Пожар был ликвидирован, опытный самолёт спасён. 15 мая 1944 года С.Н.Анохин выполняет первый полёт самолёта Як-7Б с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ДМ-4с, и проводит его испытания. В это жевремя он проводит лётные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность лётчика в полёте; выполняет ряд испытательныхполётов на высотном самолёте-перехватчике Як-3ПД на высотах более 13000 метров. Сложность этих полётов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолёте. В марте 1944 года С.Н.Анохину присвоена квалификация «лётчик-испытатель 3-го класса», в июле 1945-го – «лётчик-испытатель 2-го класса». 17 мая 1945 года С.Н.Анохин выполнял контрольные испытания истребителя Як-3 на прочность. Разрушение самолёта не предусматривалось, но и не исключалось. Надо было сделать 12 режимов с перегрузками. На третьем режиме Сергей Николаевич не включил самописец. Получалось, что придётся выполнять 13 режимов. Число «13» оправдало свою недобрую славу: на пятом режиме у самолёта отломилось крыло. Лётчику стоило огромных усилий и самообладания сбросить фонарь и выпрыгнуть с парашютом из беспорядочно падающего к земле самолёта. С.Н.Анохин получил тяжёлые ранения и потерял левый глаз. Через два месяца, после выхода из госпиталя, перед лётчиком стал выбор дальнейшего жизненного пути. Решение однозначно: только летать! И начинаются долгие месяцы усиленных тренировок. С.Н.Анохин всячески разрабатывает глубинное зрение. И эти усилия оказались не напрасны. Уже в декабре 1945 года он возвращается к лётно-испытательной работе в ЛИИ исразу же подключается к проведению самых сложных и ответственных испытаний. В 1947–1948 годах совместно с С.Амет-Ханом и Н.С.Рыбко он проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) иЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П.В.Цыбина. Эти летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (угол – 45°) свключением порохового двигателя (на 15секунд). Для изменения центровки применялись заполняемые водой баки в фюзеляже ЛЛ. В полётах была достигнута максимальная скорость, равная М=0,87 (на ЛЛ-2). Во время этих испытаний был получен большой экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению на околозвуковых скоростях. В полётах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу. В августе 1947 года С.Н.Анохину присвоена квалификация «лётчик-испытатель 1-го класса», а в 1949 году – воинское звание «полковник». В 1947 году С.Н.Анохин прикомандировывается к ОКБ А.С.Яковлева. Там он выполняет первые полёты и проводит испытания Як-25 (2 ноября 1947), Як-30 (8 сентября 1948), Як-23УТИ (29 марта 1949), Як-50 (9 августа 1949); участвуетв испытаниях Як-19 и Як-20. 22 марта 1950 года на самолёте Як-50 С.Н.Анохиным была достигнута рекордная в стране скорость у земли – 1170 км/час (М=0,98). Одновременно с работой в ОКБА.С.Яковлева С.Н.Анохин проводит испытания 2-го и 3-го экземпляров МиГ-15 (в 1948 году), а также Су-15 (в 1949 году). 3 июня 1949 года при проведении испытаний Су-15 ему пришлось покинуть самолёт из-за возникших вибраций. Катапульта не сработала, и лётчик был вынужден вручную сбрасывать фонарь кабины. Когда это не удалось, С.Н.Анохин, проявив завидную выдержку и хладнокровие, сумел выбраться из кабины в образовавшееся пространство между фонарём и бортом самолёта, и благополучно выпрыгнуть с парашютом. Летом 1949 года Сергей Николаевич провёл скоростные рулёжки первого отечественного сверхзвукового (по расчётам) самолёта Су-17 («л). Из-за закрытия ОКБ П.О.Сухого работы по этомусамолёту были прекращены. С.Н.Анохин также принимал участие виспытаниях самолётов Су-11 (1947 год), Як-16 (1947 год), И-215 (1948 год), Ла-174 (1948 год), И-320 (“Р-2”) (1950 год), Як-11У (1951 год), Як-18У (1951 год). В 1951 году Сергей Николаевич принимает участие в испытаниях уникальной системы «Бурлаки». Эта система была разработанадля увеличения дальности полёта истребителей для сопровождения стратегических бомбардировщиков. Пилот МиГ-15бис в полёте производил сцепку со специальным тросом, который выпускал Ту-4, затем выключал двигатель и продолжал полёт в безмоторном режиме. В феврале 1951 года Сергей Николаевич был представлен к званию Героя Советского Союза, однако представление не было реализовано. В 1951-1953 годах совместно с С.Амет-Ханом, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым Сергей Николаевич проводит испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался подсамолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. После отцепки автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. Лётчик должен был контролировать работу автоматической системы и, в случае её отказа, переключить управление на себя. При подходе кцели автоматика выключалась, и самолёт-снаряд приземлялся на аэродром. За проведение этих испытаний Сергея Николаевичу 3 февраля 1953 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10865). Он также был удостоен Сталинской премии 2-й степени (позже переименованной в Государственную премию СССР). Всё это время С.Н.Анохин не порывает связи с планерным спортом. Он руководит планерной секцией Совета ДОСААФ, участвует во Всесоюзных планерных состязаниях. За выдающиеся достиженияв авиационном спорте в 1950 году Сергею Николаевичу присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССл, в 1951-м – звание «Судья всесоюзной категории по планеризму», а в 1956 году он удостоен диплома Тиссандье, присуждаемого ФАИ, что свидетельствует о мировом признании заслуг С.Н.Анохина. Во второй половине 1950-х годов СергейНиколаевич занимается испытаниями самолётов Ту-104 (1956 год), Як-26 (1956 год), Як-28 (1958 год), проводит испытания МиГ-19 на динамический потолок (1953 год), МиГ-21Ф на штопор. В 1957 году С.Н.Анохин совместно с Г.М.Шияновым проводит испытания СМ-30 –системы запуска самолёта МиГ-19 с наземной катапульты. В ходе этих испытаний он выполняет 2 старта (27 мая и 3 июня 1957 года) на самолёте с подвесными баками. После нескольких катастроф самолётовТу-104, причины которых так были неясны, в 1958 году Сергеем Николаевичем проведены сложные испытания самолёта Ту-104 на устойчивость и управляемость, а в1959 году – испытания Ту-16 на срыв и сваливание. 17 февраля 1959 года С.Н.Анохину в числепервых 10 лётчиков было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССл, ему был вручен знак №1 ! В феврале 1959 года он проводит работу по определению возможности вывода самолёта из перевёрнутого штопора в слепую (испытания проводились на самолёте МиГ-15УТИ). В 1960 году Сергей Николаевич выполнил несколько десятков полётов на летающей лаборатории Ту-104,созданной для исследования режима невесомости. Тут он впервые столкнулся с космонавтикой, лично познакомился со многими будущими космонавтами. 21 декабря 1960 года в испытательном полёте на Ту-16ЛЛ возникла критическая ситуация. Экипаж был вынужден покинуть самолёт. Фонарь командира экипажа, которым в том полёте был С.Н.Анохин, не сбросился, и катапульта (из-за блокировки) не сработала. Вот тут ему и пригодился богатый опыт парашютных прыжков. Сергей Николаевич хладнокровно отсоединил фал парашюта от своего катапультного кресла, вылез из кабины через сброшенный фонарь второго пилота (им был Г.Н.Захаров), схватился за антенну, идущую вдоль фюзеляжа, и, скользя по ней, миновал зону воздухозаборников двигателей. Послечего отделился от самолёта и благополучно раскрыл парашют. Параллельно с испытаниями самолётов,С.Н.Анохин занимается и испытаниями планеров. Он проводит испытания планеров А-13 (1958 год), А-15 (первый вылет – 26 марта 1960 года), «Амур» (1961 год), принимает участие в испытаниях планера КАИ-17 (1962 год). В августе 1962 года С.Н.Анохин был по здоровью списан с лётно-испытательной работы. После этого он работал заместителем начальника лётно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. В марте 1964 года Сергей Николаевич вышел в отставку и уволился из ЛИИ, которому отдал более 20 лет жизни. Опять встал вопрос: что делать дальше? И тут на помощь пришёл Сергей Павлович Королёв. Они были хорошо знакомы по Коктебелю, но после этого долго не виделись. И вновь встретились лишь в 1963 году, во время проведения мероприятий, посвящённых 60-летию советского планеризма. С.П.Королёв пригласил С.Н.Анохина на работу в своё ОКБ, обещая вскором времени полёт в космос. Сергей Николаевич откликнулся на это предложение и с мая 1964 года стал начальником методического отдела ОКБ-1 (НПО «Энергия»). Он прошёл курс подготовки к космическим полётам, был зачислен в отряд космонавтов, однако после смерти С.П.Королёва к полёту в космос допущен не был. Вместо него полетел другой космонавт, и в сентябре 1966 года С.Н.Анохин был отчислен из отряда космонавтов. После этого он продолжал работать начальником методического отдела, руководил подготовкой гражданских космонавтов. С марта 1974 года С.Н.Анохин – начальник сектора НПО «Энергия», а с февраля 1977 года – заместитель командира отряда космонавтов – ведущий инженер НПО «Энергия». Благодаря его поддержке и помощи в отряд космонавтов были зачислены инженеры ОКБ А.С.Елисеев, В.Н.Кубасов, В.И.Севастьянов, Н.Н.Рукавишников, О.Г.Макаров, В.В.Лебедев,Г.М.Гречко, В.В.Аксёнов, А.С.Иванченков, В.В.Рюмин, которые стали известными лётчиками-космонавтами, дважды Героями Советского Союза. Последний раз Сергей Николаевич поднялся в небо в 1983 году на мотодельтаплане. Произошло это в Коктебеле, на торжествах, посвящённых 60-летию советского планеризма. Было ему в то время 73 года. За время своей лётной деятельности С.Н.Анохин освоил около 200 типов самолётов и планеров, провёл уникальные по своей сложности испытания; им выполнено более 250 парашютных прыжков (из них 6– вынужденных). Умер Сергей Николаевич 15 апреля 1986 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Полковник (1949), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17 февраля 1959), заслуженный мастер спорта СССР (1950). Награждён тремя орденами Ленина (25 июля 1949, 3 февраля 1953, 31 марта 1980), двумя орденами Красного Знамени (19 июня 1943, 31 июля 1948), тремя орденами Отечественной войны 1-й степени (16 сентября 1945, 20 сентября 1947, 11 марта 1985), орденом Красной Звезды (31 июля 1961), медалями, в том числе «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, а также медалью Китайской Народной Республики. Его именем названа улица в Жуковском, а также малая планета, открытая 17 июля 1969 года и зарегистрированная в апреле 1996 года. На доме, где он жил (г.Москва, Кудринская площадь, дом 1), сооружена мемориальная доска.

1910
Гарри Карни
американский баритон-саксофонист, бас-кларнетист, постоянный участник оркестра Дюка Эллингтона. С шести лет играл на фортепиано. В тринадцать лет перешел на кларнет, в четырнадцать начал осваивать альт-саксофон. В 1927 г. играл в Нью-Йорке в одном из школьных оркестров, его случайно услышал Дюк Эллингтон и пригласил в свой коллектив, получив на то разрешение от его родителей. Играл с Эллингтоном 47 лет (1927-1974), впервые ввел в биг-бэнд бас-кларнет (1934), стал одним из авторов композиции «Rockin` In Rhythm» (1930), разработал технику цепного дыхания, позволяющую долго удерживать звук.

1911
Джозеф Марри
американский хирург, Нобелевский лауреат.

1911
Анатолий Андреевич Меньшиков
подполковник, Герой Советского Союза. Родился в деревне Меньшики Унинского района. Окончив в 1927 году семь классов, до 1930 года работал в хозяйстве отца. Затем уехал на станцию Строковскую Мурманской железной дороги, где работал грузчиком, конторщиком леса, кондуктором. С 1932 по 1935 годы работал управляющим делами дистанции железнодорожных путей в Карелии, был секретарем райкома комсомола, заведующим отделом горкома КПСС в г. Кикисален в Карельской республике. После призыва в Армию в 1941 году Анатолий Меньшиков учился на курсах младших командиров. Боевой путь начал в должности помощника начальника политотдела 286-й стрелковой дивизии. Воевал на Ленинградском, Волховском, а потом на 1-м и 2-м Белорусском фронтах. Подполковник А.А.Меньшиков был талантливым командиром, но особо отличился в боях 16 – 19 апреля 1945 года при форсировании реки Одер. Погиб 20 апреля 1945 года. Похоронен в польском городе Быдгощ. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 июня 1945 года посмертно. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени.




1911
Пётр Петрович Шляхтуров
наводчик миномёта 1281-го стрелкового полка (60-я стрелковая дивизия, 47-я армия, 1-й Белорусский фронт), младший сержант. Родился в поселке Моисеево ныне Жирновского района Волгоградской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса. В 1931 году приехал в Баку, работал на нефтяных промыслах. В РККА с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Младший сержант Шляхтуров отличился в бою при форсировании реки Висла 16 января 1945 года. Вместе с передовыми стрелковыми подразделениями переправился через реку у города Новы-Двур-Мазовецки (севернее Варшавы Польша), вёл меткий огонь из миномёта, способствуя отражению контратак противника. Уничтожил огневых точек и вывел из строя две артиллерийские батареи противника, истребил десятки немецких солдат и офицеров. Своими умелыми действиями и отвагой герой создал благоприятные условия для форсирования Вислы на участке наступления дивизии. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6421) Петру Петровичу Шляхтурову присвоено 24 марта 1945 года. Участвовал в параде Победы 1945 года. После войны демобилизовался. Жил в Баку. Работал ревизором на железной дороге Награжден орденом Ленина, медалями. Умер 3 мая 1960 года. Похоронен в Баку. В поселке Красный Яр Жирновского района именем Героя названа улица.

1913
Клаудио Сартори
Итальянский музыковед




1914
Родион Михайлович Суворов
заместитель командира эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, капитан. Родился в посёлке Висим (ныне посёлок городского типа Пригородного района Свердловской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал на строительстве в городе Нижний Тагил, в механических мастерских "Уралзолото". В Красной Армии с 1939 года. В 1939 году окончил Молотовскую военную авиационную школу, в 1940 году - Энгельсское военное авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командира эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка (ВВС Северного флота) капитан Суворов Р.М. летал на ближнюю и дальнюю разведку, на бомбардировку и штурмовку, осуществлял барражирование над конвоями, сопровождение бомбардировщиков. В результате его разведывательных полётов обнаружено большое количество кораблей противника. К маю 1944 года он совершил 264 боевых вылета, нанеся противнику значительный урон в живой силе и боевой технике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Суворову Родиону Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3891). В 1945 году отважный лётчик-североморец окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. С 1948 года майор Суворов Р.М. - в запасе, а затем в отставке. Работал в Гражданской авиации СССР. Жил в Москве (в посёлке Внуково). Умер 9 ноября 2005 года. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. Бюст Р.М Суворова в числе 6-и лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов (малой), открытой 14 августа 1982 года на улице Панина в посёлке Сафоново-1 ЗАТО город Североморск Мурманской области (скульптор Э.И.Китайчук; архитектор В.В.Алексеев).




1915
Семён Архипович Ларионов
командир огневого взвода истребительно-противотанковой батареи 237-го стрелкового полка 69-й Краснознамённой Севской стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, старший сержант. Родился в селе Черемшан ныне Черемшанского района Татарии в крестьянской семье. Мордвин. Образование неполное среднее. В 1933 году, окончив курсы механизаторов, работал трактористом. В 1934 году по комсомольской путевке уехал в Казахстан. Работал в Новоивановской МТС Свердловского района Джамбульской области Казахстана. В Красной Армии в 1937-39 годах. Отслужив действительную военную службу, в 1939 году поступил в железнодорожный техникум. В декабре 1941 году вновь призван в Красную Армию Самаркандским горвоенкоматом Узбекской ССР. В боях Великой Отечественной войны с апреля 1942 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Командир огневого взвода истребительно-противотанковой батареи 237-го стрелкового полка (69-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) старший сержант Семён Ларионов особо отличился при форсировании реки Днепр у посёлка городского типа Радуль Репкинского района Черниговской области Украины. 16 октября 1943 года в составе штурмовой группы с орудиями и расчётами старший сержант Ларионов преодолел Днепр, а затем участвовал в захвате и расширении плацдарма на правом берегу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Ларионову Семёну Архиповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1650). В 1944 году С.А.Ларионов окончил курсы младших лейтенантов. На заключительном этапе войны командовал ротой. С 1946 года старший лейтенант Ларионов С.А. - в запасе. В 1949 году он окончил партийную школу при ЦК Коммунистической Партии Казахстана. До 1974 года работал в партийных органах, а также возглавлял в Джамбульской области межколхозный совет по строительству гидроэлектростанций и по их эксплуатации. Жил в селе Мерке Меркенского района Джамбульской области Казахстана. Скончался 29 декабря 1984 года. Награждён орденом Ленина, орденами Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, медалями.

1915
Отто Вильгельм Фишер
немецкий актер. Изучал филологию в Венском университете, затем обучался актерскому мастерству на семинарах М.Рейнхардта. С 1935 г. – актер «Бургтеатра» и «Немецкого народного театра» в Вене, Государственного театра в Мюнхене. В кино дебютировал в одной из второстепенных ролей в австрийском фильме «Бургтеатр» (1936). На протяжении последующих 15 лет с перерывами снимался в австрийских и немецких фильмах. Среди созданных им образов: Петер («Мечтательные уста», 1952), Франк Торнау («Пока ты здесь», 1953), Струензе («Властелин без короны», 1956) и др. Эти роли свидетельствуют о его склонности к созданию глубоких и тонких психологических характеристик. Снимался также в фильмах: «Портрет незнакомки» (1954), «Хануссен» (1953, актер и режиссер), «Я ищу тебя» (1960, актер и режиссер), «Дон Везувио и аисты» (1958), «Далекая страна» (1968).

1915
Вальтер Фрикке
немецкий астроном, иностранный член Академии Наук СССР (1982). Основные труды – в области создания фундаментальных звездных каталогов и уточнения значений астрономических постоянных.

1915
Виктор Григорьевич Цыплаков
советский художник , один из видных продолжателей ленинианы (ленинской темы в изобразительном искусстве). Народный Художник РСФСР, Член-корреспондент Академии Художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды Лауреат Сталинской премии СССР (1949, 1950). Родился в Рязанской области. Учился в мастерской Г.М.Шегаля, в полиграфическом техникуме в Москве (с 1932), в МГХИ имени В.И.Сурикова. С 1947 г. – руководитель персональной мастерской, с 1948 г. – ведущий преподаватель МГХИ имени В.И.Сурикова, с 1962 г. – профессор. Вошел в историю советского искусства как мастер больших тематических картин: «А.М.Горький на Волге» (1945), «В.И. Ленин с крестьянами» (1959) и др. Композиция «В.И.Ленин в Смольном» (1947) стала классическим образцом парадного историко-революционного «портрета» сталинской эпохи. Автор произведений на историко-революционные темы, а также портретов и пейзажей. Участвовал в исполнении важнейшего государственного заказа на картину «Передовые люди в Кремле» (совместно с В.П.Ефановым, С.И.Дудником, Ю.П.Кугачом). Персональные выставки художника проходили в Москве в 1956 и 1986 годах. Работы В.Г.Цыплакова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГИМ и других ведущих музеях мира. Умер в Москве в 1986 году.




1917
Георгий Васильевич Громов
командир 515-го истребительного авиационного полка 193-й истребительной авиационной дивизии 13-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, подполковник. Родился в деревне Оленино Темкинского района Смоленской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1940 года. Окончил шесть классов. Работал электромонтёром Московского треста "Энергострой" и учился в аэроклубе. В 1937 году призван в ряды Красной Армии. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В Великую Отечественную войну он вступил опытным воздушным бойцом. Службу начал в составе 147-го авиационного полка, действующего в Заполярье. Вместе с другими лётчиками Г.В.Громов прикрывал наземные войска, защищал от налётов Мурманск, летал на разведку и штурмовку вражеских войск. В сложных метеорологических условиях Севера ему приходилось совершать по нескольку боевых вылетов в сутки на выполнение различных заданий. Несмотря на численное в большинстве случаев превосходство вражеской авиации, Г.В.Громов смело вступал в бой с противником и всегда выходил победителем. 15 октября 1941 года Г.В.Громов вылетел на задание во главе четвёрки истребителей. Подошли к линии фронта, где пехота вела ожесточённый бой, стали патрулировать. И вдруг появилась большая группа "Юнкерсов". Под прикрытием "Мессеров" она намеревалась нанести удар по позициям наших войск. Четвёрка наших истребителей вступила в неравную схватку: она врезалась в строй бомбардировщиков и расколола его. Г.В.Громов завязал бой с четырьмя "Юнкерсами". Умелым маневром он зашёл в хвост одному из них и, пока другие разворачивались, выпустил в него длинную очередь. Вражеский самолёт задымил, резко потерял скорость и, кувыркаясь, стал падать. Победа командира ободрила ведомых, они снова устремились в атаку. Немцы, беспорядочно сбрасывая бомбы, начали торопливо уходить. В том бою советские лётчики во главе с Г.В.Громовым уничтожили 3 вражеских самолёта. Возвратившись на аэродром, Г.В.Громов провёл тщательный разбор действий каждого пилота, указал на главную ошибку — открытие огня по противнику с большого расстояния. Из-за этого впустую расходовался боекомплект. Сам Г.В. Громов свой истребитель знал до последнего винтика, любил его. Когда садился за штурвал, самолёт становился как бы частью его самого. Трудный бой с врагами пришлось выдержать Г.В.Громову и 8 ноября 1941 года. В тот день он нёс боевое дежурство на аэродроме. С утра всё было спокойно и вдруг на командный пункт поступило сообщение, что Мурманску угрожает массированный налёт вражеских бомбардировщиков. Над аэродромом взвилась зелёная ракета. Один за другим в свинцовое северное небо поднялись шесть истребителей во главе с Г.В.Громовым. Некоторое время летели в сплошных облаках, почти вслепую, молча, чтобы радиопереговорами не выдать себя раньше времени. Потом облака стали редеть. Г.В.Громов заметил большую группу пикировщиков "Ju-87" и прикрывавших её "Мессеров". Г.В.Громов устремился к "Юнкерсам". Атака оказалась эффективной. Сбив 2 бомбардировщика, наши истребители заставили врагов броситься врассыпную. Увертываясь от "Мессеров", Г.В.Громов настойчиво рвался к "Юнкерсам". Погнался за одним, но вдруг услышал в наушниках: "Командир, "Месс" на хвосте!". Оглянулся - так и есть. Решение пришло мгновенно: убрал газ, дал рули на скольжение. Вражеский самолёт проскочил над ним, и тут Г.В.Георгий включил двигатель на полные обороты, пошёл на горку. Неожиданный маневр завершился тем, что он вогнал в "Мессера" очередь, тот загорелся и, оставляя за собой чёрный след, понёсся к земле. Смело сражались и ведомые. В этом ожесточённом воздушном бою на ближних подступах к Мурманску 6 советских истребителей сбили 5 вражеских самолётов. Остальные, укрываясь в облаках, ушли за линию фронта. Вскоре он был назначен уже командиром эскадрильи, носящей громкое название "Комсомолец Заполярья". Её лётчики летали тогда на американских истребителях Р-40 "Томагаук". Несмотря на заметное качественное превосходство противника в авиационной технике, Г.В.Громов в те дни одержал несколько блестящих воздушных побед, вошедших в историю 147-го авиационного полка. Однажды был сбит немецкий бомбардировщик, весь экипаж которого состоял из асов награждённых Железными крестами, а командир имел сразу три Креста — он был опытнейшим лётчиком, возглавлял группу ночных бомбардировщиков. Летал превосходно: ночью в облаках на бреющем полёте ходил бомбить Мурманск. И всё же его сбили. А произошло это так. Однажды немецкий самолёт появился над нашим аэродромом на высоте около 3000 метров, спикировал, сбросил бомбы, которые не причинили особого ущерба, и пошёл на второй заход. В это время Г.В.Громов, который находился в воздухе, бросился на врага и меткой очередью сбил его. 2 июня 1942 года Г.В.Громов вылетел на выполнение боевого задания во главе 8 истребителей. Над линией фронта встретили 28 бомбардировщиков "Ju-87" в сопровождении 18 истребителей "Ме-109". Силы были явно неравные, но, как говорится, воюют не числом, а умением. Г.В.Громов решительно повёл восьмёрку на перехват. Сам он с ведомым связал боем "Мессеров", а остальные лётчики обрушились на "Юнкерсов". В небе завертелась карусель. Вдруг самолёт Г.В.Громова задрожал, запахло бензином. "Подбит" — мелькнуло в сознании. Попробовал маневрировать — машина слушалась его. Сориентировавшись в обстановке, бросился на летевшего ниже его "Ме-109". И вот тот в прицеле, стал быстро расти, увеличиваться в размерах. Пора открывать огонь. Неожиданно вражеский истребитель свалился на крыло Г.В.Громов мгновенно среагировал на маневр противника и сделал то же самое, но с некоторым опозданием, и опять оказался выше. Немец, поняв, что над ним нависла смертельная опасность, перешёл в отвесное пике. Советский истребитель, не отставая от него, тоже понёсся вниз. У самой земли вражеский пилот вывел машину из пикирования. Г.В.Громов не прозевал момента, рванул ручку на себя и перевёл машину в горизонтальный полёт. "Мессер" оказался впереди на расстоянии не более 100 метров. Поймав его в прицел, Г.В. Громов ударил очередью из пушки. Цель поражена! Ведомые им лётчики уничтожили в том бою 4 самолёта, и только после того как враги покинули район боя, а у наших воздушных бойцов кончились боеприпасы, Г.В.Громов повёл свою группу на аэродром. Через день в утреннем сообщении Совинформбюро он услышал по радио: "Немецкая авиация 2 июня дважды пыталась совершить налёт на один наш объект на Севере. Самолёты противника были отогнаны. Огнём зенитной артиллерии и нашими истребителями сбито 12 немецких самолётов". Приятно было сознавать, что 5 из них уничтожила возглавляемая им группа. В другом бою Г.В.Громов во главе семи истребителей атаковал 32 вражеских бомбардировщика, которые под охраной 20 "Мессеров" несли свой смертоносный груз на позиции советских войск. С первой же атаки он сбил "Ме-109", но и его машина получила повреждение. В кабине стало тяжело дышать, ухудшилась видимость. Боль пронизала всё тело. Ранен. Помутившееся было сознание вновь прояснилось. Усилием воли Г.В.Громов заставил себя не думать о боли. Выровнял терявший высоту самолёт и решительно пошёл вверх. Хотел выйти из боя, осмотреться. Нырнул в небольшое облако, а когда выскочил из него, совсем близко увидел "Мессер", даже лицо пилота рассмотрел. Не мешкая, почти в упор открыл огонь. Затем увидел дым и пламя, охватившее немецкий истребитель. Вынудив врага отступить, Г.В.Громов повёл свою семёрку домой и благополучно произвёл посадку. В тыловой госпиталь ехать отказался. После непродолжительного лечения в своей санчасти снова стал вылетать на выполнение боевых заданий. Вскоре Г.В.Громов был назначен заместителем командира полка, ставшего к тому времени 20-м гвардейским. Теперь летать приходилось уже меньше — много времени отнимала руководящая работа, решение организационных вопросов. И все же, повоевать ему ещё довелось. Особенно сложной задачей для истребителей считалось прикрытие штурмовиков. Словно невидимой нитью оказывались они привязанными к тяжёлым и сравнительно тихоходным машинам. Это значит, что их инициатива скована. Они могли пострадать от наземного огня, потому что у них нет столь надёжной брони, какой оснащены штурмовики. Полк, в котором в то время сражался Г.В.Громов, получил задачу прикрыть штурмовики, направлявшиеся на уничтожение вражеских танков в районе Понырей. Возглавляемая им группа защищала штурмовики от атак с фронта. Г.В.Громов вдруг увидел, как 3 пары "Мессеров" погнались за двумя нашими истребителями. Хотелось броситься на помощь или хотя бы предупредить об опасности. Но ни того, ни другого сделать было нельзя: он не имел права бросить свои штурмовики, а радиостанция работала на другой частоте. Воздушные бои вспыхивали то слева, то справа. Отдельные пары "Мессеров" и "Фокке-Вульфов" внезапно появлялись поблизости и тут же растворялись в дымке. Подошли к цели. Штурмовики устремились вниз. Противник открыл ураганный огонь. С танков, бронетранспортёров били пулемёты, бешеную стрельбу вели зенитки. До 20 истребителей врага рвались к штурмовикам. Г.В.Громов сбил ведущего, но и сам получил повреждение. Пошёл было к земле. Еле выровнял самолёт. Второй "Мессер" шарахнулся вверх, но, потеряв скорость, завис в прицеле пикирующей машины Г.В.Громова. Короткая точная очередь, и немец разделил участь ведущего. Ни шквальный огневой заслон зенитчиков, ни истребители противника не сумели помешать боевой работе "летающих танков". Связывая боем вражеские самолёты, наши лётчики давали возможность штурмовикам спокойно выполнять боевую задачу. Неожиданный удар немцы пытались нанести по ним на обратном пути. Группа Г.В.Громова с набором высоты отвернула в сторону солнца. Оставив звено прикрытия сверху, Г.В.Громов рассредоточил четвёрки по фронту и внезапно от солнца ударил по врагам. Он погнался за парой "Ме-109". В конце концов, сначала врезался в землю её ведущий, а затем — и ведомый. После этого натиск врагов ослаб. Пара за парой они устремились вниз, чтобы, прижавшись к земле, уйти поскорей восвояси. Преследовать их было нельзя, потому что горючего в баках оставалось слишком мало. Весной 1944 года Г.В.Громов возглавил 515-й истребительный авиационный полк. Новая должность требовала от него выполнения иных функций. Но, командуя частью, Г.В.Громов продолжал водить на боевые задания своих лётчиков. Полк громил неприятеля в Белоруссии, Польше, участвовал в форсировании Западного Буга, Вислы, в освобождении городов Хелм, Люблин, Лодзь. Только за время Висло-Одерской операции боевой счёт авиаполка вырос на 34 уничтоженных самолёта. За отличия в боях при овладении городом Радомом полк удостоился ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени, а за отличия в Восточно-Померанской операции получил почётное наименование "Померанский". Накануне штурма Берлина Военный совет 1-го Белорусского фронта издал обращение к войскам. Получив его, Г.В.Громов зачитал перед строем. В нём говорилсь: "Славой наших побед, потом и своей кровью завоевали мы право штурмовать Берлин и первыми войти в него, первыми произнести грозные слова сурового приговора нашего народа немецко-фашистским захватчикам. Призываем вас выполнить эту задачу с присущей вам воинской доблестью, честью и славой. Вперёд, на Берлин!" Бои за Берлин гремели на земле и в воздухе, с каждым днём становясь всё ожесточённее. С продвижением советских войск вперёд аэродром, с которого действовал возглавляемый Г.В.Громовым 515-й истребительный авиационный полк, оказывался всё глубже в нашем тылу, всё дальше от передовой. На перелёты требовалось много времени и горючего. 28 апреля 1945 года командир полка подполковник Г.В.Громов с ведомым вылетели на берлинский аэродром Темпельхоф: по полученным сведениям, он вот-вот должен был перейти в руки наступающих наших войск. Вверху светило яркое весеннее солнце, внизу чёрные клубы дыма окутывали кварталы города. Ориентироваться было нелегко, да и за воздушной обстановкой приходилось следить, но Г.В.Громов точно вышел на аэродром. Вокруг него ещё кипел бой. Наших истребителей обстреляли вражеские зенитчики, но это не смутило Г.В.Громова. Снизившись до бреющего полёта, он пошёл на посадку. Дерзость советских лётчиков вызвала среди врагов замешательство, но как только они опомнились, сразу же открыли по истребителям миномётный огонь. Разрывы всё ближе, ближе. Трудно сказать, чем закончился бы этот боевой эпизод для Г.В.Громова, если бы на помощь не подоспели артиллеристы. Метким огнём они подавили миномётные батареи врага. А вскоре на аэродроме появились наши пехотинцы. В тот же день на Темпельхоф перебазировался весь 515-й истребительный авиационный полк. Это позволило оперативнее осуществлять прикрытие наших войск, сражавшихся в Берлине. 8 мая 1945 года перед группой лётчиков командир полка подполковник Г.В.Громов поставил последнюю в Великой Отечественной войне боевую задачу: непосредственным сопровождением прикрыть перелёт с аэродрома Стендаль в Берлин английской, американской и французской военных делегаций. 18 лётчиков - истребителей выполнили эту задачу успешно. Всего же к марту 1945 года подполковник Г.В.Громов совершил 400 боевых вылетов, провёл 64 воздушных боя, сбил 13 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками подполковнику Георгию Васильевичу Громову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8980). После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические командные курсы, в 1956 году — Военную академию Генерального штаба. Командовал авиационным соединением. С 1963 генерал-майор авиации Г.В.Громов — в запасе. Жил в Киеве. Скончался 26 сентября 1975 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.




1917
Александр Данилович Доценко
командир орудийного расчёта 266-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка (8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии старший сержант. Родился в селе Камышево ныне Дергачёвского района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 7 классов. Работал строгальщиком на крановом заводе в городе Урюпинск ныне Волгоградской области. В Красной Армии с 1938 года. Участник боёв на реке Халхин-Гол. В действующей армии с 1941 года. Участвовал в боях под Старым Осколом, освобождал Донбасс, правобережную Украину, Польшу, форсировал Днепр, Буг, Вислу. Войну закончил в Берлине. Командир орудийного расчёта 266-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка (8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии старший сержант Доценко за период с 6 по 23 июля 1944 года при прорыве вражеской обороны западнее города Ковель (Волынская область), командуя бойцами, подавил пулемётный дзот и уничтожил несколько десятков солдат и офицеров противника. 8 августа 1944 года при отражении контратаки на левом берегу реки Висла у населённого пункта Магнушев (Польша) расчёт во главе с Доценко прямой наводкой истребил свыше десяти гитлеровцев. 26 сентября 1944 года за мужество, проявленное в боях с врагом, гвардии старший сержант Доценко награждён орденом Славы 3-й степени (№ 204583). 14 января 1945 года, действуя в составе батареи под селом Цецилювка, северо-восточнее города Едлиньск (Польша), артиллеристы вывели из строя самоходное орудие, два пулемёта, десять повозок, много солдат и офицеров. Приказом по 8-й гвардейской армии от 9 апреля 1945 года гвардии старший сержант Доценко награждён орденом Славы 2-й степени (№ 15524). 25 апреля 1945 года в бою в районе Темпельсхоф (ныне в черте Берлина) Доценко со своим расчётом под огнём противника выкатил орудие на прямую наводку и уничтожил пять пулемётных точек, орудие и до взвода автоматчиков. Своими действиями он обеспечил продвижение пехоты. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии старший сержант Доценко Александр Данилович награждён орденом Славы 1-й степени (№ 1350). После демобилизации в октябре 1945 года старшина Доценко вернулся в город Урюпинск, на тот же завод. Награждён орденами Славы 1-й, 2-й и 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 22 января 1986 года. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

1917
Дину Липатти
румынский пианист и композитор. Ученик А.Корто. Гастролировал в странах Европы. Один из значительных интерпретаторов музыки И.С.Баха. Среди музыкальных сочинений — "Румынские танцы" для 2 фортепьяно с оркестром, "Концертино в классическом стиле" для фортепьяно и камерного оркестра. Профессор Женевской консерватории (1944-1949). 2-я премия на конкурсе пианистов в Вене (1933).




1917
Василий Федорович Мартехов
командир танковой роты 27-й гвардейской танковой бригады (7-я гвардейская армия, Воронежский фронт), гвардии старший лейтенант. Родился на руднике Бигрон в штате Огайо Соединенных Штатов Америки в семье шахтера-эмигранта из России. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1921 семья возвратилась на Родину. Окончил 7 классов. Жил в городе Прокопьевск (ныне Кемеровской области), работал запальщиком на шахте "5-6". Затем переехал в город Алма-Ата. В 1940 году был призван в Красную Армию Алма-атинским горвоенкоматом. В 1941 году окончил Харьковское танковое училище. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Сражался на Западном фронте, отступал и ходил в контратаки, жег танки, давил бронетранспортеры. В сентябре был тяжело ранен, но вскоре вернулся на фронт. Воевал под Сталинградом, дважды горел в танке. На станции Морозовка его КВ и еще 4 машины ворвались на немецкий аэродром и в упор расстреливали фашистские самолеты. 19 ноября 1942 года его рота в стремительной атаке первой ворвалась в расположение обороны противника, прорвала ее и глубоко вклинилась, чем способствовала прорыву фронта противника на всем участке. 26 января 1943 года Мартехов первым на своем танке соединился с танкистами 62-й армии. Особо отличился в сражении на Курской дуге под Белгородом. С 5 по 12 июля 1943 года танковая рота под командованием гвардии старшего лейтенанта Мартехова в боях в районе села Маслова Пристань, хутор Ржавец, села Красная Поляна (Шебекинский район Белгородской области) уничтожила три танка, шесть самоходный артиллерийских установок (САУ), три миномета, восемь пушек и до 300 солдат и офицеров противника. 12 июля у деревни Вознесеновка Василий Мартехов принял последний бой. Спеша на помощь товарищам, его экипаж нарвался на сильную вражескую засаду и вступил в поединок с несколькими танками врага. Осколок фугаски попал в грудь командира. К тому времени на боевом счету отважного танкиста числилось 14 уничтоженных вражеских танков, 22 орудия, 9 минометов, 16 автомашин, 7 пулеметных точек и свыше 800 фашистских солдат и офицеров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Мартехову Василию Федоровичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Похоронили героя-танкиста на месте боя, а позднее прах перенесли в братскую могилу в селе Вознесеновка Шебекинского района. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красной Звезды. Его имя носит улица в городе Алма-Ата. В селе Вознесеновка установлена мемориальная доска. Был навечно зачислен в списки Ташкентского высшего танкового командного училища имени маршала Рыбалко.

1918
Ян Кадар
чешский и канадский режиссер и сценарист (родом из Венгрии).




1918
Николай Евсеевич Лут
помощник командира взвода 218-го гвардейского стрелкового полка 77-й гвардейской Черниговской стрелковой дивизии, гвардии старший сержант. Родился в селе Малые Карасы Жанасемейского района Семипалатинской области. Украинец. Член КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов сельской школы. Работал в колхозе в родном селе. В июне 1941 года призван в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Воевал на Центральном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. В ночь с 26 на 27 сентября 1943 года 218-й гвардейский стрелковый полк 77-й гвардейской стрелковой дивизии под шквальным огнём вражеской артиллерии начал форсировать Днепр северо-западнее Чернигова. Лодку, в которой переправлялся помощник командира взвода гвардии старший сержант Н.Е.Лут с бойцами, опрокинуло волной. Пришлось добираться вплавь. Намокшая шинель тянула ко дну. Одной рукой Н.Е.Лут поднял над головой автомат, а другой грёб. Те, кто плохо плавал, держались за опрокинутую лодку, за примитивный плотик и всё же продвигались к правому берегу. Н.Е.Лут выбрался на берег вместе с командиром роты и парторгом. За ними друг за другом, как сказочные богатыри, выходили из воды солдаты, готовые к бою. Горячие напутственные слова парторга. И вот Н.Е.Лут со своим взводом двинулся на врага. Умело маневрируя, бойцы одновременно из разных мест открыли огонь по гитлеровцам, создавая видимость, будто десантная группа располагает большим количеством огневых средств. В темноте строчили автоматы и пулемёты, рвались ручные гранаты. И враг действительно дрогнул, начал отходить. А по свинцовым водам Днепра плыли и плыли подразделения 218-го гвардейского стрелкового полка. Солдаты спешили на помощь товарищам, вырвавшимся вперёд. Преследуя отходящего противника, гвардии старший сержант Н.Е.Лут первым ворвался во вражескую траншею и вступил в рукопашную схватку с гитлеровцами. Когда рассвело, противник перешёл к контратаку, пытаясь сбросить смельчаков в воду. Всё ближе и ближе подходили гитлеровцы к позициям стрелков. Вот они приготовили гранаты. Сейчас забросают траншеи и ворвутся в них. Но что это? Солдаты видят, как помощник командира взвода гвардии старший сержант Н.Е.Лут на лету ловит немецкие гранаты и бросает их обратно. Одну, вторую, третью. Гранаты рвутся в гуще врагов, поражая их самих. Воодушевлённые примером отважного воина, бойцы взвода, как один, поднялись и бросились на врага. Не выдержав контратаки советских воинов, гитлеровцы откатились назад. Отбивая одну атаку за другой, десантники удержали плацдарм до подхода подкрепления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за героизм и мужество, проявленные в боях при форсировании Днепра и захвате плацдарма на правом берегу гвардии старшему сержанту Николаю Евсеевичу Луту присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2933). 11 апреля 1944 года Николай Евсеевич Лут погиб в бою у станции Игнатполь Овручского района Житомирской области, где и похоронен. Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды.

1919
Джозеф Эдвард Муррей (иногда - Мюррей)
американский хирург. Нобелевский лауреат 1990 года в области физиологии и медицины, совместно с Доннэлом Томасом (E. Donnall Thomas), за разработку новых методов трансплантации тканей и органов.

1919
Станислав Семёнович Шварц
советский зоолог и эколог, академик Академии Наук СССР (1970), один из основоположников русскоязычного крыла популяционной и эволюционной экологии. При огромной значимости в России вклад в мировую науку незначителен. Родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В 1937 г. С.С.Шварц поступил на биологический факультет Ленинградского университета. Во время войны добровольцем ушел на фронт. После демобилизации экстерном окончил университет и поступил в аспирантуру. В 1946 г. защищает кандидатскую диссертацию. С 1946 г. - в Свердловске. Организатор и руководитель (с 1952) лаборатории популяционной экологии животных. 1954 г. – доктор наук, 1966 г. – член-корреспондент Академии Наук СССР, 1970 г. – действительный член Академии Наук СССР. 1955-1976 - директор Института экологии растений и животных Академии Наук СССР, основателем которого является. С.С.Шварц разработал метод морфофизиологических индикаторов для определения состояния и прогноза развития популяций животных, новые представления об экологических механизмах эволюционного процесса в природе, метаболической регуляции скорости роста и развития в популяциях животных, внёс существенный вклад в развитие популяционной экологии животных (представление о биологическом своеобразии сезонных генераций животных), химической экологии водных животных. Возглавлял комплексные исследования природы Крайнего Севера. С.С.Шварц со своими учениками в течение более чем 20-летних многосторонних исследований открыл и сформулировал закономерность, которую возвели в ранг экологического правила Шварца: видообразование является отчетливым этапом адаптации, формированием нового, энергетически более экономного приспособления, чем специализированные внутривидовые формы. Данное явление имеет существенное общебиологическое значение, оно отражено в многочисленных трудах Шварца, его фундаментальных работах. Основоположник Уральской научной школы в области популяционной и эволюционной экологии. Награды: Академик Академии Наук СССР; Орден Ленина: Орден Октябрьской Революции; Премия имени А.Н.Северцова Академии Наук СССР (1972). Умер в Свердловске 12 мая 1976 года. Основные труды: Принципы и методы современной экологии животных, Свердловск, 1960; Пути приспособления наземных позвоночных животных к условиям существования в Субарктике, Свердловск, 1963; Метод морфо-физиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных, Свердловск, 1968 (совместно с В.С.Смирновым и Л.Н.Добринским); Эволюционная экология животных, Свердловск, 1969; Эффект группы в популяциях водных животных и химическая экология, Москва, 1976 (совместно с другими).




1919
Николай Гаврилович Щербина
штурман 26-го гвардейского истребительного авиационного полка (2-й гвардейский истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны), гвардии капитан. Родился в деревне Яковлевка ныне Березнеговатского района Николаевской области (Украина). Украинец. В 1933 году окончил 7 классов школы в городе Запорожье, в 1934 году – школу ФЗУ. Работал слесарем на Запорожском заводе ферросплавов. В армии с декабря 1937 года. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Московском военном округе). Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – командир звена 34-го истребительного авиационного полка, в июле-сентябре 1941 – командир звена 35-го истребительного авиационного полка. Воевал в составе ПВО Москвы, защищал небо столицы. С сентября 1941 года воевал в составе ПВО Ленинграда. В сентябре 1941 – командир звена 19-го истребительного авиационного полка, в сентябре-октябре 1941 – командир звена 124-го истребительного авиационного полка, в октябре 1941-октябре 1944 – командир звена, заместитель командира – штурман авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи, заместитель командира – штурман 26-го (с ноября 1942 года – 26-го гвардейского) истребительного авиационного полка. За время войны совершил 445 боевых вылетов (из них 134 – ночью) на истребителях МиГ-3, «Харрикейн» и Як-9, в 52 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 4 самолёта противника. Уничтожил на земле 12 самолётов противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года гвардии капитану Щербине Николаю Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4508). После войны продолжал службу в авиации ПВО. В 1950 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. Командовал 178-м истребительным авиаполком ПВО, освоил реактивный истребитель МиГ-15. Погиб 21 ноября 1952 года в авиационной катастрофе. Похоронен на Казанском кладбище в городе Пушкин (в черте Санкт-Петербурга). Подполковник (1949), военный лётчик 1-го класса (1951). Награждён орденами Ленина (22 августа 1944), Красного Знамени (24 июля 1941), Отечественной войны 1-й (12 июня 1943) и 2-й (21 декабря 1944) степени, Красной Звезды (31 декабря 1941), медалями.




1920
Султан Биржанович Баймагамбетов
командир пулеметного отделения 147-го стрелкового полка (43-я стрелковая дивизия, 67-я армия, Ленинградский фронт), старший сержант. Родился в ауле Куянды-Агаш ныне Аулиекольского района Костанайской области Республики Казахстан в семье крестьянина. Казах. Рано лишился матери. В 1937 году окончил 7 классов. Материальные возможности не позволили продолжить учебу. Пошел работать кассиром в почтовое отделение, вскоре был назначен начальником почтового отделения в ауле Кумсу. Потом переехал в село Семиозерное. В октябре 1940 года был призван в Красную Армию. Окончил полковую школу. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал под Ленинградом. 22 июля 1943 года в бою в районе поселка Синявино (ныне Кировский район Ленинградской области) в траншеях противника уничтожил до десятка гитлеровцев. В бою 25 июля продвижение наших воинов было остановлено огнем пулемета из вражеского дзота. Отважный воин подполз к огневой точке и забросал ее гранатами. Но пулемет не умолк. Тогда он закрыл амбразуру грудью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему сержанту Баймагамбетову Султану Биржановичу присвоено звание Героя Советского посмертно. Награжден орденом Ленина, медалью. Похоронен в братской могиле на воинском мемориале "Синявинский высоты" в поселке Синявино Ленинградской области. Навечно зачислен в списки воинской части. Именем Героя названы совхоз, школа в Аулиекольском районе и улица в Костанае. Бюст Героя установлен в родном ауле. В городе Кировск Ленинградской области в 2001 году имя Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова присвоено гимназии. Во дворе установлен памятник, на открытии которого присутствовали его родственники из Республики Казахстан.

1920
Евгений Георгиев Матеев
болгарский экономист, государственный и общественный деятель, академик Болгарской Академии Наук (1967). Председатель Государственного комитета по планированию (1951-1952), председатель ЦСУ Болгарии (1953-1960), с 1963 г. министр. Основные труды по проблемам политической экономии социализма, народно-хозяйственному планированию и истории экономических учений. Премия имени Димитрова (1962).

1920
Юрий Николаевич Медведев
советский актёр, народный артист РСФСР ("Дело было в Пенькове", "Угрюм-река" (купец Груздев), "Преступление и наказание" (Лебезятников)). Родился в Московской области, в городе Мытищи. В 1942 году Юрий заканчивает Московское городское театральное училище и становится актёром фронтового театра ВТО. После окончания войны актер перешел в труппу Московского театра имени М.Н.Ермоловой, а с 1986 года играл на сцене Малого театра СССР. В кино Юрий Медведев дебютировал в 1954 году, сыграв роль Федора Ерохина в фильме «Испытание верности». Наибольшую известность Юрий Медведев получил как исполнитель комедийных ролей в кино, среди его самых заметных работ в — Груздев в телефильме Ярополка Лапшина «Угрюм-река», Шешковский в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» (1973). Юрий Медведев принимал участие в озвучании мультфильмов. Скончался 19 июля 1991 г.

1920
Тосиро Мифунэ
японский киноактёр. В 1947 дебютировал в фильме "По ту сторону серебряного хребта". искусство Мифунэ отличают острая выразительность пластики, связанная с традиционным японским театральным искусством, бурный темперамент, стремление к углублённому раскрытию внутреннего мира героев. Роль разбойника Тадземару в фильме "Расёмон" (1950) принесла Мифунэ мировую известность. Среди его работ выделяются образы самураев в кинолентах "Семь самураев" (1954), "Телохранитель" (1961), "Восставший" (1967), где он, нарушая установившуюся манеру исполнения таких ролей, подчёркивает стремление к человечности и добру. В числе лучших ролей также: Такэтоки Васидзу ("Замок паука", 1957, по "Макбету" Шекспира), Мухомацу ("Мухомацу, человек-рикша", 1958), доктор Нийдс ("Красная борода", 1965). В 1963 организовал собственную кинокомпанию "Мифуне-про". Дважды награжден премиями на Международных кинофестивалях в Венеции. Скончался 24 декабря 1997 года.

1921
Уильям Бергсма
Американский композитор и педагог


 

 

Самое читаемое





бригады вознесеновка гвардейской история памятника района селе танкистам танковой шебекинского
 
Copyright © 2010
IL2U.RU