Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Экраноплан - Домовят.Недостает


Наверное, здорово было лететь на высоте 20 тысяч метров, глядеть на фиолетовое небо, почти весь полет видеть звезды в иллюминаторе и самому узреть, что Земля круглая, а то вдруг это фотошоп?!. Кстати билет в «бизнес-класс» стоил 120 рублей – месячная зарплата инженера в СССР ( при этом 68 рублей стоил билет в «эконом-класс», а, для сравнения, на обычный дозвуковом самолете до Алма-Аты стоило долететь 48 рублей). А перелет на «Конкорде» через Атлантику стоил $4000.

Кстати мне всегда было интересно: что видят пилоты в кабине, когда поднят нос самолета. Для тех, кто не в курсе, поясню: у Ту-144 нос самолета мог отклоняться вниз при посадке и взлете для лучшего обзора ВПП.


Как оказалось, во время полета, пилоты не видят ничего впереди, зато у них отличный обзор в стороны.

Народ шел на МиГ-31, ибо всем хотелось ощутить себя пилотом какой-нибудь компьютерной леталки.


Очень понравилась экспозиция возле Ли-2 – реставраторы устроили возле санитарного самолета полевую операционную. Был даже фельдшер, который перевязывал всех желающих. Правда желающих было немного :) Между прочим, представленный Ли-2, герой многих фильмов, вроде Диверсанта-2 (там он играл Ju-52) и отечественной мерзкой брехни под названием «Сволочи».


Было очень интересно: тяжело ли крутить штурвалом самолета? На земле это очень просто – усилия практически не надо, но на скорости все будет несколько иначе.

Главные разочарования связаны с бомбардировщиками. Я думал, что Ту-4 (почти он же B-29) – это такой здоровый сарай, но оказалось, что даже возле Ту-16 он смотрится несерьезно, а B-25 «Митчелл» какой-то мелкий самолет «с высокой посадкой», да и еще и покрашен так, как будто выпилен из фанеры лобзиком.

Удалось взглянуть издалека на экранолет ВВА-14, прозванный «Грустная черепашка» «Змеем Горынычем». Эту фотографию я спер с сайта музея:


Экранолет это такая штука, которые может летать над поверхностью, пользуясь дополнительной подъемной силой, создаваемой экраном воды, а может еще и летать как самолет на высоте до 10 тыс. метров. Это была уникальная машина, но проект конструктора Роберта Бартини был закрыт и вот что осталось от уникальной машины. Внутри уже ничего нет, есть только остов фюзеляжа и потом, гуляя после закрытия музея по музейной авиапомойке, в рамках экскурсии, устроенной Николаем, наткнулись на кусок одного из крыльев ВВА-14. Экранолет пытались восстановить, но каждый раз наталкивались на противодействие администрации музея. Администрация музея – это отдельная тема, не хочется касаться печального.
 
Большую часть времени мы прокрутились у МиГа 105.11 ЭПОС.


Что это за «глазастый лапоть» вы спросите? Это главная часть системы «Спираль», которая разрабатывалась в СССР в середине 60-х годов. Подробнее о системе можно прочитать здесь.

То, что вы видите – это дозвуковой прототип пилотируемого космического орбитального самолета. Народ к нему тянулся, тем более вокруг него ходило два дружелюбных и приветливых мастер-пилота: Николай и Соня в высотно-компенсирующих костюмах (ВКК).
  
 
В таком костюме, если к нему пристегнуть гермошлем и перчатки, можно прыгнуть с высоты 20 км и более. Естественно, не забыв парашют.



Народ внутрь аппарата не пускали – из него довольно трудно выбираться, поэтому желающим предлагалось осмотреть кабину со стремянки, но для вас уникальная возможность заглянуть внутрь кокпита и ощутить себя пилотом досовской Elite на советском орбитальном самолете :)


Итак, забраться внутрь оказалось легко: вверх по стремянке, ногу на подножку, другую поставить возле педалей и вы уже в кресле пилота. Сидеть вполне удобно, несмотря на мой большой рост – 194 см. Кстати, в пилоты, как и в танкситы, меня не возьмут – у них ограничение по росту 186-190 см, связанное со сложностями с катапультированием и вообще низкие люди лучше переносят перегрузки. По идее, в этом кресле могли сидеть летчики Пётр Остапенко, Игорь Волк, Валерий Меницкий, Василий Урядов и Александр Федотов.


Фотографии кликабельны.

Перед вами приборная доска самолета:


Думали увидеть тут МЕГАрадар, компьютер с выбором типа оружия, панели с указанием состояния защитных силовых экранов и ведройда R2D2 под креслом? Я тоже надеялся, но, увы, – тут только стандартный набор пилотажных приборов (брехня, настоящая приборная доска спрятана в подвалах Лубянки). В верхнем ряду (слева направо): комбинированный указатель скорости, наш родной авиагоризонт (западный горизонт - другой), вариометр с указателями поворота и скольжения. Во втором ряду: измеритель угла атаки, высотомер, ныне отсутствующий универсальный навигационный прибор (вместо него бумажка :), указатель оборотов. Ниже еще куча всего интересного. Интересен ППС-1 (такой девайс внизу со стилизованным поперечным сечением аппарата), который отвечает за индикацию поворота консолей крыла, выпуска шасси, тормозных щитков и створок воздухозаборника. Контрольные лампочки горят и что-то пытаются нам сообщить. Часы, между прочим, на ходу – утром Николай устанавливал их при помощи напильника, а ремонт орбитального самолета напильником – это вам не гвоздь в стенку вбить.

Аппарат до начала реставрации был в весьма плачевном состоянии: был выкрашен серебрянкой, в результате чего были «утрачены» технические надписи; приборы были утащены. Но, как видно, благодаря стараниям Николая и Софьи, а так же других волонтеров-энтузиастов, ЭПОС все больше и больше приобретает свой первоначальный вид. Даже 9 мая.

Что у нас справа? Та самая подножка, тумблеры с надписями в стиле ВИБРАЦ, МОТОРЫ, МИР. Прямо первомайский лозунг. А вместо фотки ЭПОСа должен быть тот самый секретный комп наведения ракет с ядерной боеголовкой.


На правой боковой панели всякая аварийная шняга, настройка навигационного прибора, целый блок тумблеров, отвечающих за механизацию крыла, тормоза, освещение и прочее.


Слева поинтереснее: тут у нас ручка газа, по-научному РУД – Ручка Управления Двигателем. Возле нее «вентиль» открытия воздухозаборника, а на вертикальной панели выпуск «шасси». Шасси я взял в кавычки, так как у аппарата вместо них лыжи.


Еще тут радиостанция и подача кислорода отважному космолетчику.


А вот ручка управления. Можно было подергать :)


Кстати на ней есть гашетка, но вроде бы она ни за что не отвечает, ибо ручки для всей авиатехники унифицированные, но прикольно на нее понажимать, благо на нас уже почти в лоб выходят МиГ-31 и Су-15! Где тут плазмаган???!!!


Что тут еще есть забавного? Пожалуй, интересный вид через двойное остекление на Ту-144.



Ну что? Полезли обратно? Вылезать из этой штуки оказалось сложно: одну ногу поставил на подножку, поднял тЭло вверх и повис на руках, не зная, что делать дальше, ибо надо развернуться, пардон, задом к стремянке и как-то поставить на нее ноги, ничего, естественно, при этом не видя. Другим важным моментом было не спихнуть стремянку ногой, что утром мастер-пилот уже сделал + постараться не задеть за какую-то острую хреновину возле люка :) Не раз вспомнил добром словом занятия по физ. воспитанию в универе и спустился вниз. Вот так из него выходил А Г. Фастовец, после очередного сброса с Ту-95:


У меня есть подозрение, что он упирался ногами на верхнюю часть приборной панели…

Так что вот такой он, МиГ 105.11 ЭПОС внутри. А почему космический вариант этой штуки не полетел? Якобы маршал Гречко сказал: «Мы фантазией не занимаемся», хотя проект был крайне перспективный – воздушный старт обходился бы в разы дешевле, чем «классический». Однако «Буран» показался более перспективной вещью и специалистов, работавших над «Спиралью» перекинули в НПО «Молния». А если бы проект дошел до космической стадии, то и «Буран» выглядел бы совсем иначе – полетел бы такой же «Лапоть», только большой :)

Вот такой у нас был день. Спасибо orbicraft, и всем с кем мы ехали обратно.

ЗЫ А вообще, посещение подобных музеев не рекомендуется родителям с маленькими детьми. Все начинается вот так:


Хорошо, если он станет вот таким бравым капитаном ВВС РФ:


А ведь может стать пилотом и на Ан-2 улететь к наркобарону Хосе в солнечную Колумбию.



 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU