Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Крылья Рф. Экранопланы. На границы 2-ух стихий

Под разговоры об инновациях Россия сдаёт лидерство даже в тех областях техники, где традиционно обладала приоритетом. Например, в строительстве экранопланов — очень полезных и перспективных машин, представляющих собой своеобразный синтез корабля и самолёта. Подробнее

Отправьте ссылку другу - укажите e-mail получателя, отправителя, примечание (необязательно): Кому: От кого: Примечание:


Волновое сопротивление
Яхт-клуб специального назначения
 Сожженные крылья. Предать конструктора

Под разговоры об инновациях Россия сдаёт лидерство даже в тех областях техники, где традиционно обладала приоритетом. Например, в строительстве экранопланов — очень полезных и перспективных машин, представляющих собой своеобразный синтез корабля и самолёта. В продолжение темы использования технологий в военно-морском деле, начатой в статье «Волновое сопротивление», нельзя пройти мимо экранопланов. Экранный эффект лётчики заметили в самом начале развития авиации. Они обнаружили, что во время посадки, на её заключительном этапе, самолёт «отжимает» от поверхности земли, что очень затрудняет пилотирование. Разумеется, пилотам нормальных самолётов это явление очень мешало. Но нашлись люди, которые догадались, что можно использовать этот эффект увеличения аэродинамической подъёмной силы, названный экранным, для создания летательных аппаратов нового типа. Несколько более перспективными стали корабли на воздушной подушке. Эта самая подушка создаётся путём нагнетания вентиляторами сжатого воздуха под днище корабля, благодаря чему он поднимается над водой и волновое сопротивление исчезает полностью. Что позволяет не только развивать огромную скорость (50—60 узлов), но и выходить на сушу.Читать дальше Экранный эффект по своей сути близок к эффекту воздушной подушки. Только здесь не нужно создавать специальные ограждения и нагнетательные устройства. Подушка, она же экран, то есть область повышенного давления под крылом, возникает сама по себе при полёте на высоте не более нескольких метров, причём желательно над совершенно ровной поверхностью (водой, снегом, льдом). Чем длиннее и шире крыло, тем на большей высоте можно добиться проявления экранного эффекта. Аэродинамическое качество (отношение подъёмной силы крыла к аэродинамическому сопротивлению) у экранопланов составляет 35—50 (у самолётов — 15—20), что позволяет при одинаковом расходе топлива значительно увеличить нагрузку и дальность полёта. Недостатком экранопланов является большая длина разбега и скорость отрыва (двигатели должны выйти на подъёмную силу, равную массе аппарата, чтобы обеспечить отрыв от воды и «выход на экран»), но в общем-то на воде ограничений по длине «взлётной полосы», как правило, нет. Другой недостаток состоит в том, что экран (подстилающая поверхность) должен быть ровным, поэтому полёт над землёй, как правило, невозможен. Тем не менее достоинства перевешивают недостатки. Принято считать, что первый настоящий экраноплан был построен и испытан в 1932 году финским инженером Тоомасом Каарио. Правда, аппарат был несамоходным, его буксировали аэросани. В 1936 году Каарио испытал-таки самоходный экраноплан, который развалился, пролетев всего несколько метров. После Второй мировой экранопланами заинтересовались американцы и англичане. Было предложено несколько проектов, включая совершенно фантастические (например, экраноплан-авианосец), но до их практического воплощения дело не дошло. Наибольших успехов на Западе добился немецкий авиаконструктор Александр Липпиш, который в 1940-е успел поработать на Гитлера, участвуя в создании реактивного истребителя Ме-163. После войны он переехал в США, где разработал несколько проектов экранопланов. Последний их них, Х-114, был в 1970-х годах принят на вооружение ВМС ФРГ. Это был маленький патрульный пятиместный аппарат (масса — 1,35 т, скорость — 150 км/ч), так и оставшийся в единственном числе. Не только в ФРГ, но и вообще за пределами СССР. СССР оказался мировым лидером в области создания экранопланов. Первую летающую модель такого аппарата создал в 1932 году инженер Павел Гроховский. Затем этой тематикой занялся знаменитый «красный аристократ» итальянец Роберто Бартини, в 1920-х годах переехавший в СССР по идеологическим соображениям. Он пытался построить экраноплан со взлётной массой 2,5 тыс. тонн. Однако этот проект реализован не был. Главным создателем советских экранопланов стал Ростислав Алексеев, работавший в Нижегородском (тогда Горьковском) ЦКБ по судам на подводных крыльях. Первые летающие образцы экранопланов были созданы им ещё в начале 1960-х. Как это часто бывало в СССР, при появлении принципиально новой техники возникла межведомственная неразбериха: кто именно должен ею заниматься? Поскольку экранопланы летали почти исключительно над водой, на неё садились и с неё взлетали, то ВВС и Минавиапром не хотели заниматься данной тематикой. Но с другой стороны, в 1961 году председатель Госкомитета по судостроению Борис Бутома заявил: «Тем, что летает выше телеграфного столба, судпром не занимается». Вполне вероятно, что бюрократия убила бы идею в зародыше, но спасителем стал главком ВМФ Сергей Горшков. В начале 1960-х он заказал Алексееву разработку трёх типов экранопланов: транспортно-десантного, противолодочного и ударного (для борьбы с надводными кораблями). Наибольшее развитие получили десантные экранопланы. Самым знаменитым из них стал КМ, что официально расшифровывалось как «корабль-макет», но гораздо чаще — как «Каспийский монстр». Этот огромный аппарат (на тот момент крупнейший летательный аппарат в мире, его масса составляла 544 т) был спущен на воду в Горьком в июне 1966 года. Почти месяц его в полуразобранном и замаскированном виде тащили по Волге в Каспийск, который и стал главной базой экранопланов. Американцы разглядели КМ из космоса, в результате чего в Штатах случился шок. 92-метровый аппарат носился над водой на высоте 3—4 метров со скоростью до 500 км/ч. Ничего подобного на Западе и близко не было. Впрочем, как выяснилось, у нас его тоже не было. Аппарат оказался слишком сложным, в ходе его испытаний возникла масса проблем. Продолжавшаяся 14 лет эпопея КМ осенью 1980 года закончилась очень печально: во время одного из полётов из-за ошибки пилота экраноплан разбился о воду и затонул. А 9 февраля того же года умер Ростислав Алексеев. Более успешным оказался проект десантного экраноплана пр. 904 «Орлёнок». Он имел массу 140 т, длину 58 м, скорость 400 км/ч, грузоподъёмность 20 т, мог перевозить роту морпехов или 2 БМП/БТР. В 1979—1983 годах три таких аппарата были приняты в состав Каспийской флотилии. Но до сегодняшнего дня дожил только один из них — в качестве музейного экспоната напротив Северного речного вокзала Москвы. Другой разбился, третий был списан. Наконец, в конце 1980-х был принят в состав той же Каспийской флотилии единственный ударный экраноплан пр. 903 «Лунь» (400 т, 73 м, 500 км/ч). Он нёс шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет (ПКР) «Москит», то есть по огневой мощи почти не уступал эсминцу пр. 956. Второй аналогичный аппарат был переделан в спасательный вариант, однако достроить его к моменту развала СССР не успели. Поэтому сегодня мы имеем один музейный «Орлёнок», один недостроенный «Спасатель» и один «Лунь», для которого на Каспии нет целей. Практически утратило дееспособность и алексеевское ЦКБ по СПК в Нижнем. Причиной того, что экранопланы постигла столь печальная судьба, стали, конечно, постсоветское безденежье, а также трудности в эксплуатации этой очень своеобразной техники. Кроме того, надо отметить, что командование ВМФ СССР, вроде бы правильно оценив очень высокие возможности экранопланов, не вполне поняло, как их наиболее эффективно использовать. Потому что варианты десантный и ударный несколько сомнительны. Надо понимать, что экраноплан довольно велик по размерам, при этом не имеет никаких средств самообороны. Из-за этого его боевая устойчивость низка, поэтому вряд ли стоит использовать его в качестве средства для высадки первого эшелона десанта или как носитель ПКР. В обоих вариантах шанс выжить у него очень невелик, поскольку при высадке десанта его можно подстрелить даже из ПТРК или РПГ, не говоря уж о любой артиллерии. А ударный экраноплан противник может уничтожить и с помощью зенитной ракеты, и с помощью ПКР: отбиться ему нечем. С другой стороны, размеры и грузоподъёмность, гораздо большие, чем у самолёта, высокая скорость и возможность садиться на воду придают экраноплану ценнейшие качества для других вариантов его применения. Во-первых, это, разумеется, высадка десанта, только не первого, а второго и следующего эшелонов. Первый штурм берега всё же лучше вести традиционными способами, зато экранопланы являются идеальным средством быстрой переброски значительных по размерам подкреплений (и людей, и техники) на уже захваченный плацдарм. Применительно к нашим условиям экранопланы могли бы стать важнейшим средством переброски войск с материка на дальневосточные территории, с которыми нет наземных коммуникаций (Сахалин, Курилы, Камчатка). Дело в том, что переброска подкреплений в Калининградскую или Сахалинскую области — это серьёзная боевая операция, требующая надёжного прикрытия «Мистралей» с моря и воздуха. Ни БФ, ни тем более ТОФ их сегодня обеспечить не способны. Особенно это относится к ТОФ, надводные силы которого (разделённые к тому же между Владивостоком и Петропавловском-Камчатским) в принципе не могут сравниться ни с Тихоокеанским флотом США, ни с ВМС Японии и КНР. Соответственно, «Мистрали» будут просто бесполезно загублены вместе с теми войсками, которые окажутся у них на борту.Читать дальше Во-вторых, экраноплан является очень хорошим средством борьбы с подлодками, поскольку может садиться на воду и брать на борт много разнообразного противолодочного оружия и средств обнаружения. В СССР это вроде бы поняли, однако противолодочный экраноплан так и не появился. Кроме того, для обнаружения ПЛ используются и неакустические методы. Например, лодку можно искать по создаваемому ей магнитному полю. И даже по гравитационному. Правда, эти методы требуют использования очень сложной и точной аппаратуры.Читать дальше В-третьих, экраноплан — идеальный спасатель, тут комментарии, наверное, излишни. Это вроде бы тоже поняли, но, как было сказано выше, единственный «Спасатель» так и не достроили. Наконец, экраноплан может быть очень хорошим заменителем судов снабжения. Действия эскадр надводных кораблей в океане невозможны без «плавучего тыла», который, однако, является тяжёлой обузой. Он резко снижает скорость соединения и отвлекает силы на охрану. Экраноплан же способен доставлять практически любые расходуемые материалы непосредственно из родной базы и сразу же на неё возвращаться, снимая, таким образом, все тыловые проблемы. Правда, эскадры надводных кораблей у нас теперь ходят в море настолько редко, что это становится главной темой для СМИ. Причём в составе таких «эскадр» собственно боевых кораблей очень редко бывает больше двух. Ради этого создавать экранопланы-«снабженцы», конечно, нет смысла. Океаны защищают США от внешнего вторжения, но они же создают проблему расстояний. Большинство потенциальных ТВД для ВС США сегодня находятся в Азии, то есть на противоположной, относительно самих Штатов, стороне земного шара. Соответственно, переброска и развёртывание крупных группировок войск занимает длительное время и требует очень серьёзных затрат.Читать дальше Поэтому теперь экранопланами занялись другие. Американцы, для которых проблема стратегической мобильности имеет исключительно большое значение, разрабатывают проект аппарата «Пеликан», способного перебрасывать до 1300 т грузов (например, 17 танков «Абрамс») на 12 тыс. км с крейсерской скоростью 460 км/ч. Длина «пеликана» составит 122 м, размах крыльев — 152 м, максимальная взлётная масса — 2,7 тыс. т. Предполагается, что взлетать он сможет не только с воды, но и с земли, для чего будет иметь 38 пар шасси. Кроме того, «пеликан» сможет некоторое время лететь и как обычный самолёт на высоте до 6 тыс. м. Конечно, грузоподъёмность «пеликана» меньше, чем у транспортного судна, но она в разы выше, чем у самого тяжёлого самолёта, а скорость ненамного ниже самолётной и на порядок выше, чем у судна. И само собой, над экранопланами очень активно работает Китай, который к 2017 году собирается построить не менее 200 экранопланов различного размера. Первые небольшие экранопланы строились в КНР ещё в конце 1980-х, но они остались на уровне экспериментальных образцов. С тех пор далеко вперёд шагнули китайская наука и техника, а главное — значительно улучшился доступ к нашим технологиям. Поэтому в китайских перспективах можно не сомневаться.    

Статьи по теме: Броненосец русской судьбы Новое вино Минимальный флот Короткий плен Воздух за 40 млрд долларов Два в одном Последний парад для адмирала

Тысяча и одна боеголовка Миф, переживший «холодную войну» Ядерное оружие окружено мифами и легендами во многих странах. Но мало где мифотворчество приобрело такие масштабы, как в России. Покойный СССР традиционно превосходил Запад по обычным силам и долго уступал ему по ядерным. И борьба за ядерное разоружение, и антиядерная пропаганда стали в Союзе делом первейшей важности. Одним из самых распространённых пропагандистских мифов был штамп об «избыточности» ядерных арсеналов. 23.06.2010 08:09, Евгений Пожидаев Посадка «Тополя» Абсолютное бесполезное оружие   Томагавк (ракета) в Wikipedia
Триединая машинаБМП должны быть унифицированы с танками Вторая мировая война показала, что танкам без пехоты плохо и пехоте без танков не сладко. А совместить их трудно из-за очень разной скорости передвижения. Танк даже по пересечённой местности движется со скоростью 30—40 км/ч, а солдат даже по хорошей дороге идёт не быстрее 6 км/ч, да и то недолго. 21.04.2010 10:39, Александр Храмчихин Китай подтягивает войска к границе с Россией Трезубец над Кремлём   Бронетранспортёр в Wikipedia
Удар из стратосферыДирижабли могут спасти мировую авиацию Кризис авиаперевозчиков в Европе показал, что авиации срочно нужны новые технологии. Если бы они работали с дирижаблями, отменять рейсы не пришлось бы. Возможно, извержение вулкана Эйяфьялдаекюдль станет началом революции в авиатранспорте. Может стоит летать на дирижаблях? 18.04.2010 19:20, Александр Храмчихин Пепел против цивилизации Невидимый летающий объект   Дирижабль в Wikipedia
СОИ возвращаетсяЛазеры для неё уже есть 12 февраля 2010 года самолёт с боевым химическим лазером «Боинг YAL-1A ABL» сбил баллистическую ракету с жидкостным двигателем. И хотя покупать химические лазеры воздушного базирования ВВС США не намерены, программу боевых лазеров, однако, никто закрывать не собирается: просто военным больше нравятся лазеры твёрдотельные. 17.04.2010 09:13, Евгений Пожидаев Лучи смерти возвращаются DARPA готовит «восстание машин»   AIM-9 Sidewinder в Wikipedia
Авианосцы оптом, недорого Теория и практика боевых контейнеровозов Регулярно возникающая в последнее время идея строительства в России авианосцев является откровенным бредом. Для этого нет ни денег, ни опыта, ни производственных мощностей, ни конструкторов, ни строителей, ни моряков, ни причалов. 22.03.2010 08:21, Александр Храмчихин Потаённые суда Затерянные в океане Конвойные авианосцы
Российские беспилотники: история паденияПочему мы закупаем беспилотники в Израиле? В январе 2010 года в СМИ появились сообщения о гибели на испытаниях беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Аист», разрабатываемого НИИ «Кулон». По свидетельству очевидцев, беспилотник сначала свалился на крыло, а потом произошёл объёмный взрыв, уничтоживший машину. В 1970—1980-х годах СССР произвёл в пять раз больше БПЛА. Теперь Россия закупает их в Израиле. 17.02.2010 14:26, Евгений Пожидаев Небесные роботы DARPA готовит «восстание машин»   Будущее - за роботами-разведчиками
Два в одном Многокорпусная перспектива Суда на подводных крыльях и на воздушной подушке оказались слишком дорогими, сложными, при этом весьма ограниченными в возможностях. Экранопланы вроде бы перспективнее, но ещё сложнее в постройке и эксплуатации. 09.02.2010 09:14, Александр Храмчихин Волновое сопротивление Не выше телеграфного столба   Новинка американских ВМС «Стилет-невидимка»
Ахтунг: в воздухе плюс-плюс!Воздушный бой ХХI века Су-27 и его многочисленные наследники бороться с «рэптором» не смогут. Нужен либо свой собственный «рэптор», либо новая реинкарнация незаслуженно забытого МиГ-31. Российский истребитель пятого поколения (точнее, его прототип), известный под рабочим названием Т-50, 29 января 2010 года наконец-то поднялся в воздух с заводского аэродрома в Комсомольске-на-Амуре. 05.02.2010 10:44, Александр Храмчихин А только кувыркается Невидимый летающий объект   Военная авиация взяла новую высоту
Невидимый летающий объектИстория «стелсов» Невидимость самолётов стала следствием технического прогресса. Во-первых, прогресса в области самолётостроения, во-вторых, прогресса в области самолётоуничтожения. Для США малозаметные самолёты стали такой же фишкой, как для СССР и России — высокоманёвренные машины. «Частный корреспондент» продолжает публикацию серии статей о проблемах современной военной авиации.


 

 

Самое читаемое





бесполезны викепедия евгений затонул лунь отрыва пожидаев самолето скорость строения экраноплан экранопланы
 
Copyright © 2010
IL2U.RU