Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Германские эсминцы 2-ой вселенской. Бесы морских схваток Перекачать ...

«Еще один прекрасный корабль для защиты свободного мира»
Another fine vessel for the defense of the Free World

Дмитрий Ерофеев

Именно такими словами приветствовали СМИ пресловутого «свободного мира» появление в составе ВМС Италии авианосца «Кавур». Событие действительно весьма примечательное. И не только потому, что «Кавур» сам по себе интересный корабль, не потому, что его появление в составе военно-морских сил Италии знаменует собой переход «Марина Милитаре».на качественно новый уровень. Для нас сегодня он интересен совсем по другой причине.
Уже успевшие многим попортить нервы «страсти по «Мистралю» похоже, вступают в новую фазу. Не так давно появились сообщения, а дыма, как известно без огня не бывает, что параллельно с переговорами по покупке «Мистраля» ведутся таковые и о возможности приобретения «Кавура»! Что ж, отношения с другом Сильвио сегодня весьма перспективны, а итальянский авианосец, пусть и среднего класса, на фоне французского войскового транспорта выглядит много предпочтительнее…
***
Давно и много споров ведется о том, какие авианосцы нужны России и нужны ли вообще. Ставится под сомнение и необходимость наличия авианосных сил на «второстепенных» флотах – Балтийском и Черноморском. Аргументация простая – мол, базовая авиация и ракетные войска сухопутного базирования на этих ТВД в случае начала боевых действий смогут решить все поставленные им задачи по отражению атак противника с приморских направлений. При этом забывают о том, что несколько пусть небольших, но мобильных аэродромов вкупе с дизельными подводными лодками, создадут для вражеского флота, который замыслит осуществить попытку прорыва в Балтику и Черное море как минимум серьезную головную боль, а при правильном их боевом применении практически непреодолимую преграду.
Вот даже итальянцы давно поняли то, что никак не доходит до наших стратегов - необходимость наличия во внутренних морях авианесущих кораблей.
В годы первой мировой войны в состав итальянского флота входил авиатранспорт «Европа». В 1940 году в гидроавианосец «Джузеппе Миралья» было переоборудован грузовой пароход «Читта де Мессина». Его важной особенностью стали катапульты для запуска гидросамолетов. В годы второй мировой войны были осуществлены попытки по переоборудованию двух пассажирских лайнеров в авианосцы «Аквила» и «Спарвьеро». «Аквилу» довели до достаточно высокой степени готовности, а переоборудование «Спарвьеро» остановили вскоре после его начала. Так и непреодоленные технические трудности, в том числе и по созданию надежного авиационно-технического оборудования не позволили тогда довести планы по созданию собственного авианосного флота до конца.
После войны методом последовательных приближений Италия вновь начала становление своих авианосных сил. Сначала в составе флота появились крейсера-вертолетоносцы – «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» водоизмещением по 6500 тонн (1964 г.) и более крупный, водоизмещением 8850 тонн «Витторио Венетто» (1969). Эти корабли конечно нельзя назвать авианосцами, но неся на борту увеличенную авиагруппу из нескольких вертолетов они обладали серьезными противолодочными возможностями.
После появления самолетов вертикального (короткого) взлета и посадки в проекте «Джузеппе Гарибальди» (1985 г., 14000 тонн) наконец была реализована концепция легкого авианосца для итальянского флота.  
Ещё во время строительства «Джузеппе Гарибальди» предусматривалась постройка второго корабля этого типа. Но ввиду ограничения военных расходов после окончания холодной войны, а также смещения приоритетов строительства флота в сторону амфибийных сил - в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века в состав флота вошли целых три малых десантных корабля типа «Сан Джорджио», способных нести по 5 вертолетов - планы строительства второго «Джузеппе» так и не были реализованы в металле.
В новом тысячелетии командование Военно-морских сил Италии при поддержке своего военно-политического руководства продолжает постепенно проводить в жизнь достаточно амбициозные планы военно-морского строительства.
Одним из последних шагов командования ВМС Италии в направлении повышения их боевого потенциала стала новая программа обновления морской авиации национального военного флота, не так давно представленная на утверждение итальянского правительства. Ее исполнение позволит итальянским Военно-морским силам получить в свое распоряжение наиболее современные образцы самолетов и вертолетов различного назначения, что в конечном итоге существенно повысит их возможности по ведению боевых действий в войнах нового поколения.
О недетских амбициях итальянских политиков и адмиралов, желающих восстановить былое могущество своего флота, а в дальнейшем и контроль над Средиземным морем говорят и слова президента Италии Карло Адзелио Чампи, которые он произнес в ходе торжественной церемонии спуска на воду авианосца «Кавур» "Этот корабль заслуживает восхищения и будет вызывать уважение и эмоции у любого, кто его увидит. С такими военными кораблями мы можем претендовать на стратегическую роль в командовании всеми военными операциями Европейского Союза".
Сделал Чампи реверанс и в сторону налогоплательщиков. Он заявил, что поскольку при создании авианосца были использованы новейшие технологии, строительство подобных военных кораблей открывает новые возможности и для гражданской промышленности, а, значит, в конечном счете, приносит пользу всем гражданам Италии.
Ход абсолютно верный, ибо сейчас любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что заявления разного рода правозащитников, не без помощи которых, между прочим, был уничтожен отечественный военно-промышленный комплекс о том, что ВПК лишь доит гос. бюджет и налогоплательщиков, не принося никакой пользы народному хозяйству не более чем бред.  
Ведь не секрет, что при правильном финансировании, расстановке сил и направленности исследований по военным НИР и ОКРам, а в конечном итоге, грамотном использовании их результатов, каждый рубль, вложенный в оборонку даст неизмеримо большую выгоду и для народного хозяйства, что особенно актуально в настоящее время в свете использования т.н. технологий двойного назначения. А отсюда следует, что покупая оружие у вероятного супостата, т.е. финансируя его дальнейшие разработки, мы неизмеримо поднимаем не только его военный потенциал, но и уровень жизни вообще, все больше отдаляя при этом Россию от заветной мечты «догнать и перегнать».

***
Разработка концепции будущего флагмана итальянского флота заняла около десяти лет. Ещё в 1991 г. был предложен проект под номером 148, предусматривающий постройку увеличенного (16 000 тонн полного водоизмещения против 14000 т) варианта «Джузеппе Гарибальди». К средине 90-х гг. последовательно появляются проекты 156, 156А и 160, несколько напоминавшие силуэтом «Принсипе де Астуриас». В соответствии с ними, водоизмещение корабля возрастало до 18-19 тыс. тонн, а длина – до 200 м. Состав смешанной авиагруппы на этом этапе определялся в 19 ЛАК. Предусматривалась установка ПКРК «Отомат». Кроме того, корабль получал определенные десантно-штурмовые возможности – ангарная палуба оборудовалась аппарелью по правому борту для погрузки самоходной техники, а также на корабле оборудовались кубрики для 150-180 морских пехотинцев. Новые корабли не вписывались в существующую классификацию, поэтому для них выделили отдельный класс – Unita Maggiore Per Operazione Amfibe (UMPA), т.е. «большой амфибийный корабль».
Рассматривалась возможность постройки сразу двух подобных кораблей, но из-за банальной нехватки средств от этих планов отказались. Тем не менее, проектирование нового корабля продолжалось, и в бюджете 1996 г. выделили средства на разработку нового проекта, классифицированного как Nuova Unita Mаggiore (NUM) – «новый большой корабль». Проект под номером 163 (позже измененном на 168) очень походил на уменьшенный вариант американского УДК «Уосп» - в нем появилась док-камера размером 25х14 м, позволяющая разместить один катер на воздушной подушке типа LCAC, либо плшкоуты - два LCM-8 или четыре LCM-6. Состав авиагруппы определялся в 16 летательных аппаратов, десантовместимость корабля – 420 чел при полном водоизмещении – 20 500 тонн. Максимальная скорость должна была достигать 25 узлов, а дальность плавания – 7000 миль.
Дальнейшая эволюция проекта привела к увеличению водоизмещения на 2000 тонн, и возрастанию проектной скорости до 28 узлов. К моменту подписания контракта на постройку корабля в ноябре 2000 г. проект подвергся очередной переработке и получил обозначение 168А. В этом варианте были существенно урезаны десантные возможности – ликвидирована док-камера и уменьшены объемы, отводимые для помещений десанта.
В итоге корабль лишился «наследства» «Джузеппе Гарибальди» в виде ПКРК и противолодочного вооружения (ГАС и торпедных аппаратов), ещё более приблизившись к классическому авианосцу. Это отобразилось и в классификации – в итальянском флоте NUM стал первым кораблем (за исключением уже упоминавшегося недостроенного «Аквила»), официально классифицируемым как «Portaerei», т.е. попросту - авианосец.

***
Строительство первого итальянского авианосца осуществил консорциум «Ориззонте Системи Навали», созданный государственными концернами «Финмекканика» и «Финкантьери».
22 ноября 2000 г. с консорциумом подписали контракт на строительство корабля, оцениваемый в сумму примерно 845 млн. евро. Два года спустя подписали ещё один контракт на сумму в 230 млн. евро, предусматривающий поставку вооружения и оборудования БИУС. Но и это было не все – в 2003 г. консорциуму выдали третий контракт на 150 млн. евро, предусматривающий завершение работу по БИУС и интеграцию боевых систем. Таким образом, общая стоимость авианосца, ставшего самым дорогим кораблем в истории «Марина Милитаре» превысила 1,2 млрд. евро.
Раскрой металла для авианосца был начат на верфи концерна «Финкантьери» в Рива Тригозо 17 июня 2001 г., а месяц спустя состоялась официальная закладка корабля. Интересно, что стапельный период строительства будущего «Кавура» происходил одновременно на двух верфях: носовую часть корпуса строили на верфи в Муджано, а остальное – в Рива Тригозо.
20 июля 2004 г. в Рива Тригозо состоялась церемония спуска авианосца на воду – пока «без носа». Носовую часть на барже доставили из Муджано. Затем обе части поместили в плавучий док и приступили к процедуре «сращивания», завершенной 15 декабря 2004 г. Дальнейшие работы производились у достроечной стенки верфи в Рива Тригозо. Осенью 2006 г. корабль прошел швартовые испытания, а 22 декабря 2006 г. «Кавур» впервые вышел в море. К концу 2007 г. было завершено дооборудование корабля боевыми системами и интеграция бортовой электроники, а в следующем году «Кавур» был передан ВМС.
***
Корабль спроектирован с расчетом возможности обеспечения базирования всех типов палубных вертолетов, находящихся на вооружении итальянского флота, а также СКВП типа «Харриер» и перспективных F-35. Полное водоизмещение вдвое превышает аналогичный показатель «Джузеппе Гарибальди» и, судя по всему, превышает 30000 тонн. Длина корабля, собираемого из секций с применением сварки, составляет 244 м, ширина – 39 м (этот показатель лимитирован шириной пролета разводного моста Понта Жиреволе в ВМБ Таранто), осадка 8.7 м. Внутри корпус разделен водопроницаемыми переборками, доходящими до уровня ангарной палубы, на 15 отсеков. Корпус имеет девять палуб (включая полетную). Островная надстройка четырехъярусная, смещенная, как и положено на «настоящем» авианосце, к правому борту.
Главным конструкционным материалом корпуса надстройки является сталь. Боевой информационный центр и расположенный на четвертом ярусе надстройки пост управления полетами имеют композитную бронезащиту, а полетная и ангарная палубы покрыты плитами из броневой стали NSLA толщиной, правда, всего 15-16 мм. Для защиты от ОМП все внутренние помещения, включая ангар, объединены в цитадель, в которой возможно создание избыточного давления. Имеется также система орошения. В целях борьбы за живучесть корпус, надстройка и полетная палуба разделены на семь автономных зон, в границах каждой из которых возможна самостоятельная борьба с пожаром - там имеется необходимое оборудование, а также средства связи и управления.
Ангар общей площадью порядка 2800 кв.м. имеет длину 134,2 м и ширину 21 м. Высота составляет 6 м, а в зонах обслуживания – 11 м, что позволяет производить, например, замену лопастей несущих винтов вертолетов.  
Рассчитан ангар на размещение 12 вертолетов, таких как EH-101, NH-90 или SH-3D либо восьми самолетов Boeing AV-8B Harrier II Plus, либо перспективных Lockheed Martin F-35B. Также «Кавур» может оперировать и с тяжелыми транспортными вертолетами. Типичная же авиагруппа составляет 20-24 ЛАК, при этом часть машин базируется на полетной палубе, что является стандартом для всех авианосцев.
Взлетно-посадочные операции могут осуществляться при волнении моря до 6 баллов, что не так уж мало для авианосца среднего водоизмещения, максимальная интенсивность полетов может достигать 60 самолето-вылетов в сутки.
Полетная палуба имеет размеры 232,6х34,5 м и полезную площадь около 6800 кв. м. Взлетная полоса размером 183х14,2 м смещена к левому борту. Имеется два самолетоподъемника грузоподъемностью по 30 тонн: носовой (палубный) размером 14х21,6 м и кормовой, расположенный за надстройкой (бортовой) размером 14х15 м. Также имеются два подъемника для боеприпасов (грузоподъемностью 15 т) и два служебных лифта (грузоподъемностью 7 т).
На полетной палубе авианосца расположен трамплин с углом возвышения 12°. Справа от рампы в носовой части – площадка для дежурного поисково-спасательного вертолета. Стоянки для ЛА находятся между этой площадкой и надстройкой (для четырех машин), а также за надстройкой (для шести самолетов либо восьми вертолетов).
 Кроме самолетоподъемников, доступ на ангарную палубу обеспечивают две гидравлические аппарели грузоподъемностью 60 тонн, позволяющие загружать в ангар самоходную боевую технику. Всего, в режиме десантного транспорта, «Кавур» может перевозить 50 БМП "Dardo" или 100 легких вездеходов "Iveco LMV", либо 24 ОБТ.

***
Главная энергетическая установка корабля – всережимная газотурбинная, построена по схеме, опробованной на «Джузеппе Гарибальди». Она включает четыре ГТД LM2500 мощностью по 22 000 кВт, производимых в Италии по лицензии «Дженерал Электрик». Мощность ЭУ обеспечивает кораблю максимальную скорость порядка 30 узлов (при 85 % мощности – 28,7 уз). ГТД расположены попарно в двух отсеках, разделенных в целях повышения живучести двумя другими отсеками. Для снижения вероятности поражения противокорабельной ракетой ГТД расположены ниже ватерлинии. Носовая пара ГТД приводит в действие вал левого борта, кормовая – правого. Применены пятилопастные винты изменяемого шага фирмы «Финкантьери». Дальность хода при экономической скорости 16 уз достигает 7000 миль. Это позволяет преодолевать без дозаправки расстояние от ВМБ Таранто до зоны Персидского залива, израсходовав около 50 % запаса топлива. Под одной турбиной корабль может развить скорость до 18 узлов, а под двумя (при работе одного вала) – 24 уз.
В турбинных отсеках расположено по три дизель-генератора CW 12V200 фирмы «Вяртсиля» мощностью по 2200 кВт. Кроме того, имеются два генератора такой же мощности на валах ГЭУ. В корабельную сеть подается ток напряжением 660 В и частотой 50 Гц, потребители через трансформаторы обеспечиваются напряжением 440, 380 и 115 В. Энергопотребление корабля в нормальных условиях полностью обеспечивают три генератора. Вся система электроснабжения корабля спроектирована с учетом сохранения работоспособности при затоплении трех любых отсеков.

***
Штатная численность экипажа корабля составляет 486 человек, личный состав авиагруппы – 211 чел. Предусмотрено размещение группы управления в составе 145 чел (максимально – до 230 чел), а также десантной группы морской пехоты (стандартно – 360 чел, максимально – 450). Таким образом, нормальная вместимость корабля по личному составу составляет 1202 чел, максимальная же достигает 1377 чел (правда, в последнем случае дополнительные койки размещаются буквально во всех свободных уголках и даже в коридорах).
Все жилые и служебные помещения обслуживаются общекорабельной системой вентиляции и кондиционирования воздуха HVAC. Потребности экипажа и десанта в пресной воде обеспечиваются шестью опреснительными установками суммарной мощностью 70 тонн воды в сутки.
Корабль имеет хорошо оборудованный лазарет с тремя операционными, лабораторией, рентгеновским и стоматологическим кабинетами, а также другими необходимыми отделениями.

***
Как уже отмечалось, NUM на этапе проектирования лишился ударного ракетного вооружения и противолодочных торпед – оставлены лишь ЗРК и артустановки.
В качестве основного средства ПВО применен комплекс SAAM/IT разработки консорциума «Евросам» с четырьмя восьмизарядными УВП «Сильвер» А43 для ЗУР «Астер-15».
Интересным решением представляется применение в качестве средства поражения ПКР среднекалиберных артустановок с "умными" снарядами вместо ставших общепринятыми малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов.
Две 76-мм артустановки «ОТО Мелара Супер Рэпид» - одна в носовой части полетной палубы и одна на спонсоне в корме будут вести огонь подкалиберными снарядами DART с дистанционным взрывателем, делающими эти относительно крупнокалиберные системы эффективным противоракетным средством (согласно заявлению фирмы-разработчика, для поражения ПКР достаточно всего трех таких снарядов). Для управления огнем АУ служат оптоэлектронные системы RTN-25X фирмы «Селекс» (ранее «Аления Маркони»).
Три 25-мм артустановки предназначены, прежде всего, для борьбы с малоразмерными надводными целями.
***
Новый флагман итальянского флота оборудован широкой гаммой радиоэлектронных средств. В частности, в сферическом обтекателе на топе фок-мачты находится антенна трехкоординатной многофункциональной РЛС «Селекс» SPY-790 EMPAR (European Multifunction Phased Array Radar, т.е. «Европейский многофункциональный радар с фазированной решеткой»). Этот фрегат применяется также на фрегатах франко-итальянского проекта "Горизонт". Радиус действия станции, работающей в диапазоне G, достигает 180 км. РЛС обеспечивает сопровождение 180 воздушных целей и одновременное наведение дюжины ЗУР «Астер-15». Антенна РЛС обеспечивает механическое сканирование по азимуту и электронное – по углу места.
В кормовой части надстройки находится антенна РЛС дальнего обнаружения «Селекс» RAN-40L. Этот радар, работающий в диапазоне D, обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальности до 400 км и высоте до 30 км. Плоская фазированная антенная решетка это станции вращается с частотой 60 об/мин. В носовой части надстройки находится антенный пост ещё одной «Селекс» SPS-791 PASS (RAN-30X/I). Станция способна сопровождать до 225 надводных и воздушных целей на дальностях до 102 км. Имеется и специальный режим загоризонтного обзора, увеличивающий дальность обнаружения до 186 км (в этом случае частота вращения антенны уменьшается со стандартных 15 до трех об/мин). Кроме того, станция используется и для решения навигационных задач, подстраховывая две навигационные РЛС GEM SPN-753(V)4. Для управления полетами авиации имеется РЛС SPN-720 фирмы «Галилео». Радиолокационные средства обнаружения дополнены двумя оптоэлектронными станциями наблюдения «Вампир-М» фирмы «Сажем». На корабле установлены два комплекта системы распознавания «свой-чужой» «Селекс» SIR-R/S.
Как отмечалось выше, на корабле не установлена противолодочная ГАС. Но имеется высокочастотный навигационный и противоминный сонар «Уайтхед Аления» SNA-2000.
Комплект средств связи включает терминалы систем спутниковой связи – коммерческой и итальянской военной SICRAL, два комплекта линии передачи данных «Линк-11» и один – «Линк-16» (в перспективе предусмотрена установка аппаратуры «Линк-22»). Имеется система тактической радиосвязи с десантными подразделениями.
Корабль оборудован интегрированной БИУС разработки консорциума «CMS Италия», весьма подобной по своей архитектуре системам, устанавливаемым на новейших эсминцах типа «Андреа Дориа» (проект «Горизонт») и фрегатах типа «Бергамини» (итальянская модификация проекта FREMM). Обслуживание системы осуществляется из боевого информационного центра, занимающего площадь свыше 1100 кв.м (при этом около 600 кв.м отведено под центр управления десантными операциями, 300 кв.м – центр управления авиацией и 200 кв.м – управление средствами связи и РЭБ). В отличие от «Джузеппе Гарибальди», на новом корабле боевой информационный центр расположен не в надстройке, а под ней. Благодаря этому, удалось существенно увеличить площадь центра, уменьшив одновременно размеры надстройки, а также повысить защищенность центра.
На корабле предусмотрено развертывание центра управления корабельным соединением – национальным либо международным, из которого можно управлять любыми разнородными силами – морскими, воздушными и амфибиными. При этом дополнительно устанавливается до 150 консолей управления и рабочих станций, включая 15 крупноформатных экранов отображения тактической обстановки на 230 человек персонала.
Корабль оборудован системой РТР и РЭБ, обеспечивающей распознавание источников радиоэлектронного излучения, а также постановку помех – активных и пассивных. Для постановки последних применяются две 20-ствольные стабилизированные ПУ SCLAR-H для НУР калибра 105 мм. Имеется также работающая в автономном режиме противоторпедная система, включающая подсистему обнаружения ALERTO и две 12-зарядные ПУ противоторпедных ловушек SLAT.

***
Итак, эволюция проекта будущего "Кавура" шествуя извилистым путем, в конце концов, привела к созданию достаточно интересного корабля – авианосца среднего водоизмещения, пригодного для транспортировки большого количества тяжелой техники, личного состава подразделений морской пехоты, а также способного выполнять функции корабля управления разнородными силами.
В отличие от «Мистраля» это, тем не менее, полноценный авианосец, о необходимости наличия в составе флота которого так много сегодня говорит Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.
Подробный материал о французском вертолетоносце публиковался в «А21» № 4’2009 (Д. Мамин, «Тулонский гость»). По правде говоря, сравнивать корабли разных классов просто некорректно и, тем не менее, коль уж ходят слухи о том, что перед руководством страны и флота поставлен некий выбор между двумя этими кораблями, несколько слов о преимуществах «Итальянца» сказать необходимо.
Прежде всего, при проектировании корабля конструкторы «Финкантьери» отказались от развитых амфибийных возможностей в виде док-камеры для десантно-высадочных средств. Сей ход абсолютно оправдан, поскольку вряд ли на корабле ограниченного водоизмещения, да еще и с авианосными функциями, удалось бы разместить док-камеру размеров больших, нежели на «Мистрале», но при этом амфибийные возможности остались бы весьма ограниченными, поскольку 4 самоходных плашкоута никак нельзя считать достаточными для выполнения штурмовой операции в формате «флот-против берега». Вместе с тем, наличие док-камеры кроме усложнения конструкции самого корабля, привело бы к увеличению его стоимости, снижению живучести, уменьшению полезных объемов и т.д.
Посему приходится констатировать факт, что итальянцы пошли верным путем, просто приспособив полноценный авианосец под перевозку техники и морпехов в режиме «войскового транспорта» (техника грузится в авиационный ангар), на полетную палубу которого можно загрузить еще с десяток боевых самолетов! По этому пункту в «битве» «Мистраль» против «Кавура» последний вне конкуренции. Ведь мало того, что такой «транспорт» способен сам защитить собственной авиацией как себя, так и корабля соединения, так еще и поди догадайся что там плывет и с какой начинкой! Как в известной песне - «а что это движется там вдалеке?»
Кроме того, на корабле размещены 4 десантно-высадочных катера типа LCVP - не Бог весть что, штурмовать берег такими силами не станешь, но полторы сотни морпехов на пляжи Сомали они доставить могут. Будут незаменимы они и при выполнении кораблем гуманитарных миссий, возможности выполнения коих ныне приписываются любому десантному кораблю.
Несравненно лучше выглядит «Кавур» и по средствам самообороны. На «Мистрале», как мы помним, установлены лишь ЗРК «Симбад» (аналог российской «Гибки»), да пулеметы.
«Мистраль» спроектирован по гражданским нормам, являясь по-сути своей ролкером с полетной палубой для вертолетов и абсолютно не «держит удар». В случае затопления единственного машинного отделения, например, при подрыве на мине, корабль становится просто беззащитен. «Кавур» же – полноценный боевой корабль, построенный по нормам трехотсечной непотопляемости.
Единственно, в чем два корабля сопоставимы, это их возможность применения в качестве «плавучего штаба». И все. По всем остальным позициям «Кавур» на голову выше своего французского визави.

***
Получив великолепный опыт при строительстве авианосца, итальянцы сегодня продолжают накапливать и совершенствовать его, и помогая строить авианосец уже для ВМС Индии.
В настоящее время Индия развивает свой флот весьма динамично - декларируется доведение к 2022 году численности вымпелов до 160 единиц и самолетов морской авиации - до 300 единиц. Разумеется, для такого флота, вектор силы которого будет направлен не в последнюю очередь против Пакистана авианосцы просто необходимы. И первым из них станет «Викрамадитья» (оказавшийся абсолютно ненужным русскому флоту «Адмирал Горшков»), а вторым – ныне строящийся «итальянец».
Окончательное решение о строительстве авианосца на индийской верфи в г.Кочин было принято в январе 2003 года. По оценкам, стоимость постройки авианосца составляет около 32,61 млрд рупий (805 млн дол). Ожидается, новый авианосец сможет войти в состав ВМС Индии к 2014-2015 году. Таким образом, к 2015 году у Индии будет уже два современных «флэттопа», причем один из них – построенный самостоятельно, на отечественной верфи "Кочин шипъярд лтд."
Подчеркивая важность происходящего, индийское министерство обороны заявило, что «благодаря этому проекту Индия станет четвертым участником престижного клуба стран, которые разрабатывают и строят авианесущие корабли водоизмещением более 40 тысяч тонн».
На вооружение авианосца, помимо российских истребителей МиГ-29K и вертолетов Ka-31, должны поступить разработанные национальной промышленностью морские версии легких боевых самолетов LCA "Теджас" и вертолетов ALH "Дхрув".
Водоизмещение превого индийского авианосца собственной постройки составит порядка 40000 тонн. Сообщается, что его длина составляет около 260 м, а ширина порядка 60 м. Он будет оснащен газотурбинной силовой установкой мощностью 108000 л.с. и сможет развивать максимальную скорость 28 узлов, дальность плавания составит 7500 миль. Можно предположить, что при таком водоизмещении корабль будет нести на борту не менее 30-35 ЛАК
Вооружение авианосца составят 2 батареи ЗРК "Тришул" с ПУ вертикального пуска, четыре 76-мм АУ "Супер Рапид".
***
Что говорить, эпоха английского владычества и сотрудничества с Советским союзом не прошли для индийского флота даром. Кое-чему в области планировании его обеспечения индийцы, судя по всему, научились, и осознали, что флот есть стройная система, а не просто сборище кораблей, иначе чем объяснить, что та же «Финкантьери», согласно договору, подписанному в октябре 2008 года обязалась построить для индийского флота морской танкер-заправщик.
Длина нового танкера 175 м, ширина 25 м, полное водоизмещение 27500 тонн. Два дизельных двигателя мощностью 10000 кВт, позволят ему развивать максимальную скорость 20 узлов. Корабль будет оборудован площадкой для приема вертолетов класса до 10 т. Танкер будет способен одновременно осуществлять дозаправку до 4 кораблей. Передача его индийскому флоту запланирована на вторую половину 2011 года.
Это первое соглашение на постройку надводного корабля, заключенное ВМС Индии и итальянской компанией. Ранее Индийские Военно-морские силы на предмет постройки надводных кораблей сотрудничали только с российскими предприятиями. Однако на этот раз конкурс на строительство выиграла итальянская компания.

***
Не заостряя внимания на вопросе о том, почему в сфере ВТС с Индией и Китаем мы рискуем потерять позиции в секторе проектирования и строительства крупных НК, хочется очень коротко остановиться на подходе к строительству флота как единого организма.
Под бурные продолжительные аплодисменты, следующие за докладами о героических походах российских эскадр на подавление грозных сомалийских пиратов, под жаркие дебаты о том, какие боевые корабли и у кого купить, забывают о двух простых вещах: на флоте нужно кому-то служить и флот необходимо обслуживать.
Флот без подготовленного офицерского корпуса, без баз снабжения и ремонта, без вспомогательного флота – лишь сборище медленно ржавеющего железа, неспособного выполнить никакую задачу. Индусы это прекрасно понимают, поэтому параллельно с программой строительства боевого флота создается и вспомогательный флот, без которого просто невозможно проведение операций в удаленных от мест базирования районах. В индии, между прочим сегодня принята и успешно работает программа (!) перспективного развития индийского флота.
Проблема обеспечения соединений кораблей топливом, маслом, водой, боеприпасами и т.д. стояла всегда и перед всеми флотами мира. Самый яркий пример, показывающий насколько этот момент важен и труден в подготовке и осуществлении – трагический поход Второй Тихоокеанской эскадры, историю которого, наверное напоминать не имеет смысла.
Русский флот может сегодня купить что угодно – хоть «Мистраль», хоть «Кавур», хоть сам «Нимиц». Вот только будет он гнить и выжигать ресурс своих механизмов, болтаясь на рейде, без нормального ремонта, не имея возможности надолго оторваться от хоть такой, но базы, как это происходит с тем же «Адмиралом Кузнецовым».
Вспомогательного флота, без которого не может быть флота боевого в современном ВМФ РФ попросту нет. Немногочисленный плавсостав доживает последние дни, а подготовка кадров практически прекращена.
К слову говоря, количество курсантов в училищах ВМФ сегодня сокращено до катастрофического минимума. Набор 2009 года в военные ВУЗы составлял по одной-две роты! Это означает, что через пять лет вновь выпущенных офицеров хватит только для комплектования «литорального» флота, в который некоторым так хочется превратить некогда могучий русский Флот, и который уже сегодня в осознании того, какой он нужен государству переплюнули итальянцы, а в вопросах обеспечения вспомогательными судами – индийцы !!!
***
Осознавая, что флот-это власть, ибо сильный флот есть универсальный инструмент для проведения в жизнь практически любых политических амбиций руководства страны (вспомните, как называют американские тяжелые авианосцы – «100000 тонн демократии»), созданием флотов сегодня занимаются практически все страны, претендующие на маломальское господство (хотя бы в пределах своего региона) и, имеющие выход к морю, причем всерьез занимаются, а не так как Россия!
Авианосцы и десантные вертолетоносцы – вообще «модная» тема. В настоящем материале был рассмотрен лишь «Кавур» - как виртуальный проттивник «Мистраля». Не вдаваясь же в подробности, и не перечисляя корабли указанных классов, можно лишь сказать, что проектируют и строят их уже практически везде - в США, Франции, Испании, Японии, Южной Корее, Китае…
Китай – тот самый Китай, над авианосными амбициями которого до недавнего времени упоминали не иначе как с усмешкой, готов ввести в строй учебный авианосец, достроенный из нашего «Варяга». Китай спустил на воду великолепный десантный корабль-док и два находятся на стапелях! Информации по ним практически нет, лишь немногочисленные фотографии, но и по ним специалисту видно, что это очень хорошие корабли. Нереализованные (пока) проекты Поднебесной вообще напоминают что-то из фильмов про Звездные войны…
Нам же предлагают купить нечто из прошлого века, выдавая ЭТО за суперсовременные технологии. Так, по сообщению агентства Франц-Пресс от 25 марта сего года, Министерство обороны Франции сообщило о том, что Николя Саркози ясно дал понять президенту России, что десантные вертолётоносцы будут продаваться без секретного оборудования.  
Начальник же Генерального штаба России генерал Николай Макаров в свою очередь, заявил, что «Если будет принято окончательное решение относительно покупки Мистралей, мы купим эти корабли только полностью укомплектованными. Исключение могут составить только вертолеты. Мы сможем обеспечить своими вертолетами. Все остальное должно быть предоставлено в соответствии со стандартами».  
С какими стандартами? Что «все остальное» и такое суперсовременное? Пулеметы и «Симбады», вкупе с НАТОвской электроникой?
Честное слово, эти игры уже начинают сильно напоминать детский сад – ну зачем нам рогатка без резинки, если мальчик Сильвио из соседнего двора готов продать нам всамделишнюю финку, а свой, домашний, папа вообще обещал привезти травматический пистолет?
***
Ну-с а пока мы покупаем рогатки без резинок, у берегов Камчатки встает тень японского авианосного флота.
Японцы уже спустили на воду два «эсминца-вертолетоносца» (читай – легких авианосца) типа «Хиуга» (см. Арсенал. 2008. №4, «Потомки "Журавлей" и "Драконов".)
15 августа 2009 г. был утвержден бюджет на 2010 г. по которому 116,6 млрд иен выделено на строительство нового авианосца больших нежели у "Hyuga" размерений.
И этот «дракон» вновь позиционируется как эсминец-вертолетоносец», о чем говорит и обозначение проекта 22DDH (22-й год правления японского императора Акихито)!
Даже в японских СМИ часто встречаются утверждения, что корабли типа «Хиуга» не подпадают под обозначение «эсминцы-вертолетоносцы», каковыми действительно были корабли Haruna и Sirane. Дело в том, что японская конституция запрещает строительство авианосцев, и делаются все вербальные ухищрения, чтобы тиснуть эти корабли под традиционную классификацию.
Новый корабль будет иметь длину 248 м и водоизмещение не менее 30000 т, на нем будут базироваться не менее 24 ЛАК, 4000 полностью вооруженных солдат и 50 транспортных машин. По некоторым данным, корабли также будут оборудованы всем необходимым использоваться для заправки топливом других судов.
И у кого повернется язык назвать эти корабли, практически идентичные боевым возможностям десантных вертолетоносцев корпуса морской пехоты США, «эсминцами-вертолетоносцами»? Даже начальник штаба ВМС Японии адмирал Кейдзи Акахоши, выступая на пресс-конференции по случаю принятия на вооружения вертолетоносца «Хиуга», заявил, что «корабль, конечно, имеет достаточные наступательные функции, и, исходя из этого определения, «Хиуга» немного выступает за определение «эсминец-вертолетоносец». Что уж тогда говорить о 22DDH?
Можно предположить, что следующие два «вертолетонесущих эсминца», которые заложат после пары 22DDH будут уже водоизмещением 50000 тонн, с авиагруппой в 40-45 машин. И, вероятно, атомные. Хотя для приличия их назовут, наверное, тяжелыми вертолетонесущими эсминцами.
Японские СМИ без устали твердят, что новые вертолетоносцы стоятся в ответ на угрозу со стороны ВМС Китая. Но является ли эта причина главной? Десантные вертолетоносцы не имеют сколько-нибудь высокой боевой значимости при гипотетических действиях против уже гипертрофированно раздутого китайского флота и напичканного войсками побережья. Нелепо было бы утверждать, что Япония с помощью этих кораблей будет пытаться оккупировать часть китайской территории, даже при поддержке флотов НАТО.
Вместе с тем, интенсивное строительство десантных вертолетоносцев началось именно в пору ужесточения японской политики в отношении южнокурильских островов, находящихся под юрисдикцией России.
Напомним, что японский парламент принял закон, который признает «северные территории» как «незаконно оккупированные Россией». Такое решение является беспрецедентным в отношениях между одними из ведущих стран мира. Это решение практически равнозначно к подготовке условий, в том числе и военно-технического характера, для возможного силового решения проблемы. После принятия статуса этих островов как «оккупированных» Япония может пойти по пути постепенного напряжения отношений между нашими странами, подготавливая мировую общественность к оправданию будущих силовых акций. Между прочим, менее чем через месяц после спуска на воду авианосца (давайте называть вещи своими именами) «Исе» Будущий премьер Японии Ю.Хатояма заявил, что хотел бы "за предстоящие полгода-год" добиться прогресса на переговорах с Россией о Южных Курилах"…
Наверное, российским властям следует уже сейчас уделить самое пристальное внимание развитию военной инфраструктуры на Тихом океане, если, конечно, они не собираются отдавать эти острова, испугавшись тени японских «драконов».
И нельзя забывать, что во все времена Флот – это власть. Кто владеет флотом – тот владеет нашей маленькой планетой, 70% поверхности которой занимает вода…

 


 

 

Самое читаемое





авианесущие итальянские корабли
 
Copyright © 2010
IL2U.RU