Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Лючок Бессон на полосы - Tynu40k Goblina





Сегодня - день рождения аэропорта Толмачево (извините, что о нем тут так часто, все-таки родина S7). 12 июля 1957 года был выполнен первый рейс с пассажирами по маршруту Новосибирск - Москва на новом лайнере Ту-104. До этого в столицу летали на Ил-14 с тремя посадками.

Читайте историю эксплуатации Ту-104 в Толмачевском объединенном авиаотряде. Из корпоративной газеты S7 (текст 2003 года).

Первый лайнер Толмачевского авиаотряда

…Толмачевский же отряд обязан своим рождением первому советскому реактивному пассажирскому лайнеру ту-104, о котором мы сегодня и хотим рассказать.

Значение

Ту-104 был первым во многих отношениях. До этого ни гражданские летчики, ни пассажиры не летали со скоростью 900 км/ч (с которой и сегодня летают современные лайнеры) и на высотах 10 и более км, где нет гроз и болтанки, хорошо знакомой пассажирам Ил-14, Ан-24, Ил-18. До этого ни один массовый гражданский самолет в СССР не мог брать на борт 50 пассажиров (в модификации Ту-104Б – 100 пассажиров). До этого не требовалось полос длиной 2500 метров. Никто не летал так далеко. На прежних машинах отсутствовала система наддува гермокабины.
Ту-104, образно выражаясь, стал мостиком от поршневого По-2 к широкофюзеляжному Ил-86 и сверхзвуковому Ту-144 и, в большой степени, стал символом авиационного прогресса 1950-60-х годов. Многие летчики, летавшие на Ту-104, начинали свою летную биографию на По-2, а закончили – на Ил-86 и Ту-144. Например, бывший командир Ту-104 ТОАО (в 1960-х годах) Борис Федорович Кузнецов в ноябре 1977 года выполнил в качестве командира Ту-144 первый пассажирский сверхзвуковой рейс Москва – Алма-Ата.
Вскоре после Ту-104 в небе страны появились более тихоходные (и экономичные) Ил-18 и Ан-10, на дальние линии вышел гигант Ту-114, но все эти машины были из винтового семейства. По большому счету, Ту-104 более 10 лет, до выхода в 1967 году на регулярные трассы Ту-134 и Ил-62, был единственным реактивным самолетом Аэрофлота.
За свою 23-летнюю «жизнь» в ГА, с 1956 по 79 гг., самолет имел три модификации Ту-104, Ту-104А и Ту-104Б с разной пассажировместимостью, двигателями, геометрическими размерами, взлетным весом, оборудованием и т.д. Всего на трех разных заводах, в том числе в Омске, в 1956-1960 гг. был построен 201 серийный экземпляр этого лайнера. В эти же годы на Ту-104 было установлено 26 мировых рекордов.
В силу своей «генетической» схожести с носителем ядерного оружия – стратегическим бомбардировщиком Ту-16 в первые годы эксплуатации вся техническая документация по Ту-104 носила секретный характер, а толмачевские летчики периодически выезжали на военные аэродромы, где выполняли тренировочные полеты на Ту-16.

Флагман Толмачевского отряда

Именно такой самолет, толмачевский Ту-104 (СССР-Л5419) выполнил в пятницу 12 июля 1957 года первый регулярный рейс Новосибирск – Москва («Внуково»), открыв, тем самым, недавно построенную взлетно-посадочную полосу аэропорта «Толмачево» для пассажирских рейсов. До этого новосибирцы и гости города пользовались городским аэропортом «Северный», в котором базировались Ан-2, Ли-2 и Ил-14. Полет в Москву стал втрое быстрее, и отпала необходимость в нескольких промежуточных посадках.
Интересно, что география базирования первых Ту-104 совпадала с нынешней структурой авиакомпании «Сибирь» - первые реактивные лайнеры появились в 1956 году в Москве («Внуково»), весной 1957 года – в Иркутске и Новосибирске. В остальных городах Ту-104 стали базироваться позже, в Ленинграде, например, только в 1959 году.
К концу 1957 года в "Толмачево" уже базировалось три Ту-104. Еще несколько самолетов были приписаны к расположенному тут же Летному учебно-тренировочному центру, который занимался обучением на реактивную технику летчиков со всего Советского Союза – из Хабаровска, Тбилиси, Ленинграда и т.д.
В первые годы эксплуатации аэродромов, куда мог приземляться Ту-104, было очень мало. Поэтому и количество рейсов было ограничено. Соответственно, не было и запасных. Для "Толмачево", например, запасным был Семипалатинск, расположенный в 670 км. В связи с этим, Ту-104, выполнявшие регулярные рейсы, периодически садились на военных аэродромах – в Белой (Иркутск), Домне (Чита), Воздвиженке (Владивосток), Купино (Новосибирск), Дягилево (Рязань) и т.д. Пассажиры в таких случаях не выходили из самолета (кругом все стратегически секретное), хотя промежуток между посадкой и вылетом мог достигать 10 часов.
Аэродромы достаточно строились, и в 1960-х толмачевские Ту-104 уже ежедневно летали по трансконтинентальным трассам Одесса – Новосибирск – Владивосток и Владивосток – Новосибирск – Ленинград со множеством промежуточных посадок. Реактивные лайнеры также соединили Новосибирск с Симферополем, Киевом, Ташкентом, Минводами, Челябинском, Братском, Читой, Хабаровском и другими городами страны. Причем, толмачевцы выполняли весьма необычные регулярные рейсы, например, Ташкент – Пермь. В первые годы эксплуатации Ту-104 полеты во Владивосток проходили над территорией Китайской Народной Республики, что давало заметное сокращение маршрута.
На глазах строились московские аэропорты. В 1957-1959 годах Ту-104 со всей страны летали только во "Внуково". Потом открылось "Шереметьево", затем "Домодедово". Ту-104 из Новосибирска летали во все эти аэропорты, но в конце концов все московские рейсы ТОАО были переведены в "Домодедово".
Вырос и налет – в 1963 году годовой налет четырех толмачевских Ту-104 превысил 2000 часов (в 2002 году максимальный годовой налет на Ту-154Б в "Сибири" составил – 2660 часов, Ту-154М – 2840 часов). Год спустя ежедневно в Москву выполнялось семь рейсов на Ту-104. Летчики налетывали за год по 750 часов. В летнее время активно использовались продленные саннормы. В 1966 году вышел приказ Министра ГА, которым был установлен "предельный налет на экипажей тяжелых транспортных самолетов в течение недели – не более 35 часов при действии месячных санитарных норм (70 часов – ред.). Годовой налет для экипажей реактивных самолетов не должен превышать 650 часов". Как вспоминает бывший КВС Иван Рогов, отлетавший на Ту-104 более 20 лет, чтобы пойти летом в отпуск, экипаж должен был налетать за 15 дней месячную норму, затем месяц летчики отдыхали, а в оставшуюся второю половину месяца после отдыха налетывали еще одну месячную норму.
Увеличивался парк самолетов – к концу 1959 года в ТОАО базировалось уже более 10 Ту-104. В 1960-х – более 20. В 1967 году монополия дальних рейсов Ту-104 в ТОАО была нарушена появлением базовых самолетов Ил-18, однако основные перевозки в "Толмачево", вплоть до массового выхода на линии Ту-154, выполняли именно Ту-104, которых было почти в три раза больше, чем Ил-18.
В 1965 году газета Западно-Сибирского управления ГА "Крылья Советов" опубликовала заметку командира Ту-104 ТОАО Виктора Дыдыкина, в которой, в частности, говорилось: "Если не на словах, а на деле стремиться к дальнейшему росту культуры обслуживания пассажиров, если мы хотим сделать "Толмачево" образцовым, необходимо добиваться разрешения на строительство второй взлетно-посадочной полосы».
По причине отсутствия у Ту-104 реверса на двигателях и короткой ВПП в «Толмачево» периодически происходили выкаты за пределы полосы и разрушения колес, из-за чего полеты в аэропорту временно прекращались. Торможение самолета осуществлялось только за счет шасси и двух парашютов. В 1966 году полосу в "Толмачево" удлинили с 2500 до 3600 метров, и таких проблем стало меньше. Однако вторую полосу не построили до сих пор.

Техобслуживание

Летом 1957 года в «Толмачево» был создан цех обслуживания реактивных самолетов, переименованный затем в ЛЭРМ (Линейно-эксплуатационные ремонтные мастерские), а еще позже – в АТБ.
Первые большие формы со сменой двигателя на учебном самолете Ту-16 (в ЛУТЦе) техники Участка трудоемких регламентов делали около трех недель. Не хватало инструмента, приспособлений, наземного оборудования, спецтранспорта. По мере накопления опыта и необходимой матчасти смену стали проводить за один день. Первый межремонтный ресурс двигателей РД-3 был всего 100 часов, что соответствовало примерно 12 полетам в Москву и обратно. Затем ресурс был доведен до 500, 1000 и 1500 часов. Для сравнения: двигатели Д-30КУ-154 (Ту-154М) имеют межремонтный ресурс 5000 часов
В течение нескольких лет работы по обслуживанию самолета проводились под открытым небом. В 1964 году был построен ангар, действующий до сих пор. Одновременно он вмещал сразу четыре Ту-104.
Петр Бут-Гусаим, долгое время возглавлявший Производственно-диспетчерский отдел АТБ, рассказывает, что в 1970-х годах парк Ту-104 в «Толмачево» насчитывал уже около 30 самолетов, из которых практически все были “на крыле”, то есть в рабочем состоянии. Месячный налет на Ту-104 доходил до 300 часов. В то же время регламентные работы на нем проводились тоже через 300 часов. Это значило, что надо было ремонтировать один самолет в день. Если бы АТБ не справлялась с таким жестким ритмом, то образовалась бы очередь на ремонт, что было равнозначно срыву полетов.

Заслуги

За 21 год эксплуатации Ту-104 в ТОАО, с 1957 по 1978 годы, многие толмачевские летчики стали Заслуженными пилотами СССР. Это звание было утверждено в 1966 году, и в первом же списке награжденных был командир 204 Летного отряда ТОАО Виктор Купало. Он же входил в Коллегию Министерства гражданской авиации, что для командира отряда было достаточно нестандартно – это уровень начальников региональных Управлений ГА. Замкомандира 204 ЛО Александр Помелов был награжден двумя орденами Ленина и имел звание Героя Соцтруда. Такое же звание имел бортмеханик 204 ЛО Федор Тимофеев. Заслуженными пилотами СССР также стали «реактивщики» Виктор Дыдыкин, Владимир Несмеянов, Иван Бурляев, Леонид Норкин и Михаил Бабушкин. Заслуженным штурманом СССР – Николай Арестов. Командиром Ту-104 в ТОАО был и Герой Советского Союза Михаил Макаров, но он получил это звание еще в 1944 году, когда летал на штурмовике Ил-2.
В 1979 году вышел интересный приказ командира ТОАО, в котором говорилось: «В 1978 году Толмачевский авиаотряд успешно завершил эксплуатацию Ту-104. Одним из последних завершил свой трудовой путь 29 декабря 1978 года самолет СССР-42412, который провел в воздухе 27705 летных часов. …Приказываю: В ознаменование заслуг Ту-104 установить СССР-42412 на вечную стоянку в районе аэропорта «Толмачево». Памятник самолету хотели сделать на кольце перед въездом в аэропорт. Однако по разным причинам этот приказ не был выполнен.
Тем не менее, толмачевские Ту-104 стали памятниками в других местах: несколько лет самолет СССР-42494 стоял в парке «Березовая роща» в Новосибирске, СССР-42482 стоит на авиазаводе в Казани, СССР-42450, обозначенный как СССР-Л5412 (самолет с таким номером выполнил первый регулярный рейс Москва – Омск – Иркутск в 1956 году), установлен в аэропорту «Внуково» (прим. 2010 - тот толмачевский Ту-104 во Внуково, установленный в 1976 году, уже, увы, порезан в сентябре 2004 года. Сейчас во Внуково стоит другой самолет, с ВАРЗа).

В истории авиакомпании «Сибирь» лайнер Ту-104 занимает почетное место первооткрывателя магистральных трасс, самолета, во многом благодаря которому в «Толмачево» была создана огромная производственная инфраструктура, а сам Новосибирск еще в советские времена смог стать крупнейшим за Уралом авиатранспортным узлом.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU