Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Истребители.ЛА-5.Лавочкин.1942

Коллектив конструкторского бюро, возглавляемого С.А.Лавочкиным, в дек. 1941 г. завершил модификацию строившегося серийно истребителя ЛАГГ-З под звездообразный мотор АШ-82. Переделки были относительно мелкие, размеры и конструкция самолета сохранились, однако из-за большего миделя нового мотора на борта фюзеляжа надставили вторую, неработающую обшивку. Сделано это было для того, чтоб не приостанавливать массового выпуска самолетов. В последующем фюзеляж был переделан.

Усилено было и вооружение самолета. Вместо одной пушки на ЛАГГ-З, на его новом варианте, установили 2 20-мм пушки ШВАК. Площадь крыла Ла-5 – 17,37 квадратных м, вес пустого – 2740 кг, взлетный – 3230 кг. Модифицированный самолет, получивший марку Ла-5, приняли для массового производства. Уже в сент. 1942 г. истребительные полки, оснащенные машинами Ла-5, принимали участие в сражении под Сталинградом и добились больших успехов. Бои показали, что новый советский истребитель наделен серьезными преимуществами прежде фашистскими самолетами подобного же класса. Его скорость – 613 км/час при хорошей маневренности была выше скорости лучших истребителей противника. Фюзеляж – полумонокок, выклеенный из березового шпона толщиной 1,15-,75 мм в 5-8 слоев, с уменьшением толщины от носа к хвосту. На I-х порах еще оставалась двойная обшивка фюзеляжа за капотом, однако позже фюзеляж целиком переделали в полном соответствии с габаритами мотора М-82. Крыло – двухлонжеронное, площадью 17,56 квадратных м и размахом 9,8 м, с предкрылками. Элероны небольшого размаха, щелевые, обшивка – полотно. Обшивка крыла – фанера в 3 мм. Вооружение Ла-5 состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК. Оперативность исполнения крупного объема доводочных работ в процессе испытаний Ла-5 в существенной степени определялась тесным взаимодействием КБ С.А.Лавочкина с НИИ ВВС, ЛИИ, ЦИАМ и КБ А. Д. Швецова. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки решить большое количество вопросов, связанных в основном с компоновкой силовой установки, и довести Ла-5 до серии, до того как на конвейере вместо ЛАГГА появился иной истребитель. Производство Ла-5 с большой скоростью наращивалось, и уже в осеннее время 1942 г. под Сталинградом возникли I-е авиационные полки, имевшие на вооружении этот истребитель. Надо сказать, что Ла-5 не был единственным вариантом переделки ЛАГГ-З под двигатель М-82. Еще летом 1941г. подобную модификацию осуществили в Москве под руководством М. И. Гудкова (самолет назывался Гу-82). Этот самолет приобрел хороший отзыв НИИ ВВС. Последующая эвакуация и, по видимости, недооценка в тот миг важности подобный работы весьма затянули испытания и доводку этого истребителя. Что до Ла-5, то он с высокой скоростью завоевал признание. Огромные скорости горизонтального полета, хорошая скороподъемность и приемистость в сочетании с лучшей, чем у ЛАГГ-З, маневренностью на вертикалях, обусловили резкий качественный скачок при переходе от ЛАГГ-З к Ла-5. Двигатель воздушного охлаждения имел большую живучесть, чем двигатель жидкостного охлаждения, и одновременно был своеобразной защитой летчика от огня с передней полусферы. Используя это свойство, авиаторы, летавшие на Ла-5, смело шли в лобовые атаки, навязывая противнику выгодную для души тактику боя. Однако все достоинства Ла-5 на фронте проявились не немедленно. I-е время из-за ряда “детских болезней” его боевые качества существенно снижались. Естественно, при переходе к серийному выпуску летные характеристики Ла-5 в сравнении с его опытным экземпляром некоторое количество ухудшились, однако не настолько серьезно, как у иных советских истребителей. Так, скорость на малых и средних высотах понизилась всего на 7-11 км/ч, скороподъемность практически не переменилась, а время виража благодаря установке предкрылков даже уменьшилось с 25 до 22,6 с. Однако реализовать максимальные возможности истребителя в бою было непросто. Перегревание двигателя ограничивал время эксплуатации наибольшей мощности, маслосистема нуждалась в доработке, в кабине летчика температура воздуха достигала 55- 60°С, нуждалась в улучшении система аварийного сброса фонаря и качество плексигласа. В 1943 г. было выпущено 5047 истребителей Ла-5.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU