Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

4 июля появились.... Комменты : LiveInternet - Русский Сервис ...




1918
Владимир Соломонович Библер
российский философ. Родился в Москве. Окончил Исторический факультет МГУ, аспирантуру Института философии Академии Наук СССР, участник Великой отечественной войны. В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию. В связи с компанией борьбы с космополитизмом выслан в Сталинабад, где работал на кафедре философии Таджикского государственного университета. В 1959 возвратился в Москву. Работал на кафедре философии Московского горного института (1959–1963), в Институте истории естествознания и техники Академии Наук СССР (1963–1968), Институте всеобщей истории Академии Наук СССР (1968–1982), Институте педагогики и общей психологии Академии Педагогических Наук СССР (1982–1989), с 1992 – в Российском государственном гуманитарном университете. С 1965 возглавлял неофициальный домашний теоретический семинар по проблемам философии культуры (семинар в 1991 получил название «Архе»). Участниками семинара были философы, культурологи, историки и психологи: А.В.Ахутин, Л.М.Баткин, И.Е.Берлянд, М.С.Глазман, Т.Б.Длугач, Р.Р.Кондратов, Я.А.Ляткер, Н.В.Малахова, Л.А.Маркова, С.С.Неретина, В.Л.Рабинович, Л.Б.Туманова и др. С начала 90-х годов разрабатывает концепцию образования «Школа диалога культур». Автор многих статей и главный редактор ежегодника «Архе» (выпуски 1–3, 1993, 1996, 1998). Друзьями и коллегами В.С.Библера были Г.С.Батищев, В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, Ф.Т.Михайлов, М.Б.Туровский, Г.П.Щедровицкий и другие творчески и независимо мыслящие философы, психологи и историки. Задача первоначального этапа возрождения философии в Советском Союзе заключалась в том, чтобы вспомнить подлинного Маркса, погребенного и забытого господствовавшим официальным «марксизмом». Необходимо было понять живую логику Капитала, а, следовательно, заново осмыслить то, на чем она основывается – систему гегелевской философии. Поэтому тема «диалектической логики» оказалась в центре творческих философских дискуссий того времени. Обсуждению этой проблемы посвящена первая книга Библера О системе категорий диалектической логики (Сталинабад, 1957). На протяжении всего творчества Маркс оставался для В.С.Библера основным диалогическим партнером и оппонентом. В книге Самостояние человека. Предметная деятельность в концепции Маркса и самодетерминация индивида (Кемерово, 1993) Библер писал: «Все мои основные идеи – идеи „философии логики культуры" – генетически связаны с логическим „доведением до предела" именно марксова подхода, с органичной критикой Маркса…». Характернейшей чертой философии В.С.Библера является метод «доведения до предела». Он сам именовал его «философской логикой культуры» или «логикой начала логики», которая непосредственно выражается в логических парадоксах. Например, Зенон Элейский, доведя до предела логическое утверждение о бесконечной делимости пространства, доказательно утверждал, что Ахиллес не догонит черепаху. Но невозможно и обратное утверждение о том, что есть неделимые кусочки пространства. Об этом говорит апория Стрела (апория – от греч. aporía – безысходность; трудная или неразрешимая проблема, возникающая при наличии аргумента против очевидного, общепринятого). Над решением загадки, которую загадал Зенон более двух тысяч лет назад, до сих пор бьются логики, предлагая все новые и новые варианты решений. Подобного рода загадки (или «энигмы» в терминологии Библера) лежат в «начале» любого логического рассуждения. Они побуждают мысль работать, ориентируют ее в определенном направлении, но не предрешают полученных результатов. Фундаментальная загадочность бытия как парадоксальное начало содержит в себе возможности для практически необозримого многообразия логических решений. По Библеру, каждая культура имеет свой особый тип загадочности (энигматичности) и свой специфический способ разгадывания (свой тип разума). Например, античная культура загадывает себя в форме упомянутых выше апорий – типа апорий Зенона или апорийных определений бытия и ничто, бытия и движения, единого и многого платоновского диалога Парменид. Разгадать загадочность бытия означает для греческой мысли в буквальном смысле определить, заключить хаос становящегося мира в пределы формы прекрасного эйдоса. Загадочность средневекового разума по Библеру представлена в форме антитез божественного «ничто» и тварного «всего», связанных идеей порождения и причастности. Нечто существует по своей причастности абсолютному субъекту, который в сравнении со «всем» тварным предстает как творящее, но не сотворенное «ничто». Бог – это такое ничто, которое порождает все. Связь нечто и ничто загадочна. Причем эта загадочность лежит в основе осмысления бытия любой вещи. В основе бытия человека эта загадка узнается как вопрос о предопределении человеческой судьбы. Если Бог всеблаг и всемогущ, то человек не может сам определять свои поступки. И, следовательно, его не за что ни награждать, ни наказывать после смерти – ведь все предопределено волей Бога. Но тогда бессмысленной становится центральная этическая задача христианства – спасение его души. Если же человек свободен грешить, то либо Господь не всеблаг, т.к. принуждает человека ко злу, либо (если всеблаг), то не всемогущ (т.е. желает человеку блага, но не может это благо по своей воле осуществить). Такой вывод так же неприемлем. В результате отношение тварного мира и Творца приобретает форму фундаментальной проблемы – начала широчайшего многообразия предложенных в эпоху средневековья вариантов философского и богословского осмысления. В культуре Нового времени предельная загадочность представлена в форме антиномических определений мышления и бытия (по типу кантовских антиномий). Мир одновременно мыслится и как природный механизм, детерминированный физическими законами, и как объект, относительно которого человек реализует свою свободу. Как возможно совместить эти несовместные определения мира? Новоевропейский разум отождествляет понимание с научным познанием сущности вещи, с обнаружением за случайными проявлениями некоего внутреннего закона, который определяет возможность существования событий реального мира. Например, законов движения для физического мира или морального закона для мира человеческой свободы. По Библеру свои способы загадочности бытия присущи так же и для культур Востока. Для современной европейской культуры, в которой мы живем, характерна установка на открытость в отношении как многообразия культур прошлого, так и иных культур настоящего. Но как возможно философски осмыслить их единство? Ведь каждый из культурных типов осмысления реальности образует свой относительно замкнутый мир, со своей логикой его осмысления. В ответе на этот вопрос В.С.Библер отвергает как логику индукции (перехода от частного к общему), так и логику дедукции – выведения многообразных определений разума из некоторого предположенного целостного определения (частного из общего). Иными словами, неверно пытаться эклектически складывать нечто целое из частей, заимствуемых у разных культур. Эти части не могут механически стыковаться. Столь же неверно дедуктивно пытаться вывести характеристики иных культур из характеристик европейской культуры, рассмотренной как целое. При таком подходе культуры прошлого или иные культуры современного мира рассматриваются как «недоразвитые» варианты европейской культуры. Парадигмальным примером философии, оказавшейся способной дедуцировать все многообразия предшествовавших ей исторических типов, является логика Гегеля. В противовес индукции и дедукции философская логика культуры Библера предлагает логику «трансдукции» не обобщения, а общения (диалога) разумов различных культур. Общим основанием всех культур, на котором они могут со-общаться друг с другом и не терять специфики, является специфически загаданное для каждой культуры «бесконечно возможностное бытие». Именно поэтому философская логика конца 20, начала 21 века по Библеру предстает логикой парадокса, возможности особого общения различных культурных типов логики, различных культур, разумов и регулятивных идей личности без их «обобщения». Единственные и неповторимые актуализации фундаментальной загадочности бытия (будь то философские, художественные, религиозные или иные произведения культуры) возникают по Библеру в «ответно-вопросительном событии» с другими, столь же уникальными и неповторимыми актуализациями. Их связью оказывается диалог, оформляющий бесконечно возможностное бытие как если бы оно было произведением культуры. В качестве такового можно рассматривать как отдельные произведения (к примеру, философские), так и предельные идеи культур (прежде всего античный, средневековый и новоевропейский разумы). Библеровская идея философской логики культуры является творческим переосмыслением идей поэтики культуры М.М.Бахтина. Принципиальное отличие в том, что поэтика в концепции Бахтина предстает как эстетическая категория, определяющая целостность произведений культуры. С бахтинской точки зрения, любая логика имеет частный, абстрактный характер. В философии В.С.Библера поэтика осмысляется как философская логика, которая как целостная форма (произведение культуры) находится в диалогическом отношении к не менее целостному произведению культуры в формах художественного творчества (например, поэзии). Таким образом, между ними нет отношения «части» и «целого», как в концепции Бахтина. Диалог «поэзии» и «философии», в котором каждый голос по-своему обращается к началам бытия, определял драму мышления и жизни В.С.Библера. Ученый был, помимо прочего, еще и поэтом. При жизни вышла лишь небольшая подборка его стихов – Из стихов (что вспомнилось), М., 1994. Мышление человека в современной культуре захвачено специфической загадочностью, которая предопределяет (при всем различии подходов) наиболее характерные черты современной философии как таковой. Отметив, что их (черт) может быть весьма много, В.С.Библер делает акцент на трех основных. Во-первых, в современной философии так или иначе осмысливается кризис научного разума, идеи познания предмета через его сущность, идеи «наукоучения». Возникает сознание того, что понимать и познавать сущность вещей – не одно и то же. Массовым ответом на этот кризис является распространение иррационализма и мистицизма, которые так или иначе предполагают отказ от разума вообще. Ответом современного философа, поскольку он сохраняет себя именно как философа и, следовательно, не просто переживает кризисную ситуацию (свою захваченность фундаментальной загадочностью бытия), должна стать попытка переопределения начал собственного разумения (открытия в себе иного разума). Во-вторых, как следствие первого, в современной философии происходит обращение к иному разуму как позиции, с которой происходит осмысление разума научного, т.е. разумного схватывания его конечной, исторически ограниченной природы. Тем самым, не просто обнаруживается (например, как досадное обстоятельство), но утверждается в качестве фундаментального предположения нередуцируемая множественность разумов, типов разумения. Предшествующие культуры начинают восприниматься не как «недоразвившиеся» формы современности, а как равноправные, а иногда и превосходящие ее самобытные культурные миры. В третьих, внелогическое бытие (то, что у Декарта фигурировало в идее протяженности, в у Канта – в идее вещи в себе) обнаруживается внутри самой логики, самого мышления. Вопрос не только в том, как мышление относится к чему-то вне его, а в том, что эта внешность «засекается» так или иначе внутри самой мысли. В библеровсккой философии мысль всегда рассматривается на грани с бытием, в парадоксе начала. В других философских системах обсуждается зависимость мысли от общественно-экономических формаций или классовой борьбы (тезис партийности философии в марксизме), языка, тела (бессознательного) и т.д. Мысль тем самым теряет прозрачность, обнаруживая в себе (а не только вне себя) плотность (плоть) иного. Творческое общение (диалог) современных типов философствования (при всем их различии) по В.С.Библеру оказывается возможным в ситуации, когда они обращены к общему началу – выраженной в парадоксах мышления фундаментальной загадочности бытия. Философия Библера – это парадигмальный пример современного «высокого рационализма». Библер относится к поколению советских философов конца 50-х – начала 60-х годов, в творчестве и независимой гражданской позиции которых после сталинских репрессий был возрожден дух подлинного философствования. Дух радикального сомнения, готовности, несмотря на политическую несвободу, интеллектуальную моду или давление финансовых обстоятельств, сохранять независимость мысли, ставить радикальные философские вопросы и давать ответы, не заботясь о популярности ни у власть придержащих, ни у «читательских масс». Умер в Москве 3 июня 2000 года.

1918
Павел Давидович Коган
русский советский поэт. Родился в Киеве. С детства влюбленный в поэзию, знавший наизусть сотни стихотворений, писал стихи, ни одной строки из которых не было напечатано при его жизни. В 1936 поступил в МИФЛИ, с 1939 занимался в Литературном институте имени А.М.Горького. В 1941 ушел добровольцем на фронт. Один из ярких представителей когорты «лобастых мальчиков невиданной революции», ее романтический и бескомпромиссный певец, Коган так же, как и его юные товарищи по перу и судьбе (Н.П.Майоров, М.В.Кульчицкий и др.), дал точный и собирательный (следуя «коллективистской» эстетике времени, где были тождественны «я» и «мы») портрет своего поколения в стих. Мой приятель, мой дружище... (1934, посвящено другу Когана, автору музыки к песне Бригантина Г.С.Лепскому, – «А потом мы станем строги / На слова и на друзей, / На взволнованные строки / И при выборе путей...»); Гроза (1936), давшем название первому сборнику Когана (опубл. в 1960) и заключающемся программными строками: «Я с детства не любил овал, / Я с детства угол рисовал!»; в пророческих словах наброска: «Разрыв-травой, травою-повиликой / Мы прорастем по горькой, / по великой, / По нашей кровью политой земле...». «Сухощавый и угловатый юноша, удивительно жизнелюбивый и страстный в своих жестах и суждениях» (С.Наровчатов), Коган сочетал в своей поэзии искреннюю и горячую преданность идеалам революции (одним из его любимых героев был Щорс, во вступлении (1937) к ненаписанной поэме о нем Коган писал: «Я слушаю далекий грохот, / Подпочвенный, неясный гуд, / Там поднимается эпоха, / И я патроны берегу. / Я крепко берегу их к бою. / Так дай мне мужество в боях. / Ведь если бой, то я с тобою, / Эпоха громкая моя») с острым ощущением собственной горячей и буйной энергии, неукротимости и самостояния («Авантюристы, мы искали подвиг, / Мечтатели, мы бредили боями, / А век велел – на выгребные ямы! / А век командовал: «В шеренгу по два!» – Монолог, 1936; «Я привык к моралям вечным. / Вы болтаете сегодня / о строительстве, конечно, / об эпохе и о том, что / оторвался я, отстал и... / А скажите – вы ни разу / яблоки не воровали? / Вы швырялися камнями, / падали, орали песни, / матерились так, что жутко, / и орали: Колька, тресни!»? – Я привык к моралям вечным..., 1934). «Потомки викингов, преемники пиратов», товарищи и единомышленники Когана были воодушевлены романтикой дальних странствий и дерзких открытий, своеобразным гимном чему явилась популярная студенческая песня Бригантина (1937) на стихи Когана, обретшая вторую жизнь в 1960-е годы. В стихах Когана, мелодичных, ритмически точных, полных напряженной энергии мысли и эмоционального накала, любовь, дружба, верность поэтическому призванию, шум и тайна города и природы, человек и планета сплетены в единое пульсирующее жизненное пространство, в котором все максималистски обострено, масштабно и значительно. Мятежной романтикой, свежестью художественного восприятия проникнуты и лирически-интимные, и публицистические, и философски-медитативные, и «пейзажные» строки Когана, в которых «флибустьеры», «пираты» и «атаманы» соседствуют в одном временном измерении с образами Париса, Дон-Кихота и Елены, исторические персонажи – с фигурами друзей и любимых, а мечты о Сан-Франциско и межпланетных путешествиях – с живыми картинами собственной комнаты, улицы Мясницкой, Арбата и всей Москвы («В этих строках все: и что мечталось / И что плакалось и снилось мне, / Голубая майская усталость, / Ласковые песни о весне...»; «Ну скажи мне ласковое что-нибудь, / Девушка хорошая моя...»; «Весь город вечер высинил, / И фонари разлучились, / Чуть-чуть глаза зажмуришь – / И стукнутся в зрачки...» – Вечером; «Весна моя! Ты снова плещешь в лужах, / И вновь Москва расцвела / Тобою в желть мимоз!...» – Весна моя!; «Ветер, что устал по свету рыскать, / Под стеной ложится на покой, / Я мечтаю о далеком Фриско / И о том, как плещется прибой»; «Лат странных не имея, / Похудевший от забот, / Ходит в платье Москвошвея / Современный Дон-Кихот» – Не додумав малой толики...; «Чуть смущаясь: / «не просили», / Легок, ловок и лукав, / Так летел он, бело-синий, / И ложился на рукав» – Первый снег, все 1934; «Поговорим о счастье. Вечер. / Стихи. Окурки. Абажур. / Зеленый свет. / Не им ли мечен, / В тоску как в комнату, вхожу». – Поговорим о счастье; «Ты снова, комнатка моя, / Плывешь сквозь захмелевший вечер...»; «Снова осень проходит скверами, / Клены старые золотя...», «Снова месяц висит ятаганом, / На ветру догорает лист, /Утром рано из Зурбагана / Корабли отплывают в Лисс...»; «Как Парис в старину, / ухожу за своею Еленой...», все 1936; «Шопен поднимется. / В бокале тают / тоска и лед...»; «В старом доме на Арбате, / Где за сердце сердцем платят...»; «Мир огромен. Снега косы. / Людям – слово, а травам – шелест. / Сын ты этой земли иль не сын?! / Сын ты этой земли иль пришелец? / Выходи. Колобродь. Атамань». – Поэту, все 1937; «А миг остановится. / Медленной ниткой / Он перекрутится у лица. / Удар! / И ракета рванулась к зениту, / Чтоб маленькой звездочкой замерцать» – Ракета, 1939). В открытый, жадно вбирающий в себя все впечатления бытия мир Когана особой темой входит любовь к родному краю, его истории, народу, его красочному языку (Старый город над рекой дремучей...; Песня («Края, где кони топали / хорошею порошею, / Где степи половецкие / И где любви исток», оба 1937; Стихи о ремесле, Дорога на Тунгуду, оба 1939; Только начался сенозорник...; О чистая моя мечта, оба 1940), с афористической ясностью и силой выраженная в недописанной главе создававшегося Коганом в 1940–1941 романа в стихах Первая треть: «И пусть я покажусь им узким / И их всесветность оскорблю, / Я – патриот. Я воздух русский, / Я землю русскую люблю... И где еще найдешь такие / Березы, как в моем краю! / Я б сдох, как пес, от ностальгии / В любом кокосовом раю». Постоянное осознание беспрецедентной исторической роли своего поколения, берущего на себя ответственность за судьбы мира и «связь времен», хоть и не лишены критических нот («О пафос дней, не ведавших причалов, / Когда, еще не выдумав судьбы, / Мы сами, не распутавшись в началах, / Вершили скоротечные суды!», 1937), прежде всего рождало в поэзии Когана настойчивое стремление утвердить его нравственную доброкачественность («Нам было только по двадцать лет, / И мы умели любить» – Девушка плакала оттого..., 1938, и др.), высокое и жертвенное миссионерство («Но мы еще дойдем до Ганга, / Но мы еще умрем в боях, / Чтоб от Японии до Англии / Сияла Родина моя» – из недописанной главы; «Нам лечь, где лечь, / И там не встать, где лечь... И, задохнувшись «Интернационалом», / Упасть лицом на высохшие травы...», 1941), его особый «свет», который должен дойти до будущих соотечественников. Стихи Когана начали публиковать лишь со второй половины 1950-х годов, они вошли в ряд коллективных сборников (Имена на поверке, 1963; Сквозь время, 1964; До последнего дыхания: Стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне, 1985, и др.), переведены на многие языки мира. Коган погиб под Новороссийском 23 сентября 1942 года.

1918
Тауфа'ахау Тупоу IV
король Тонги (с 1965).

1919
Адженоре Инкроччи (псевдоним - Адже)
итальянский сценарист.




1919
Владимир Иосифович Мостовой
командир батареи 816-го артиллерийского полка (281-я стрелковая дивизия, 23-я армия, Ленинградский фронт), старший лейтенант. Родился в селе Хажин ныне Бердичевского района Житомирской области Украины в семье служащего. Украинец. В 1941 году окончил Киевский государственный университет. В армии с июля 1941 года. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года. В ноябре 1942 года окончил ускоренный курс Подольского артиллерийского училища. Отличился в должности командира батареи 816-го артиллерийского полка летом 1944 года в боях на Карельском перешейке. 13 июня 1944 года у деревни Раутнайнен огнём батареи уничтожал и подавлял огневые точки противника. 15 июня 1944 года в бою в районе деревни Сийранмяки, участвуя в штурме важной высоты, первым ворвался во вражескую траншею. На следующий день его батарея совместно со стрелковыми подразделениями отразила 7 контратак противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Мостовому Владимиру Иосифовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3741). После войны продолжал службу в армии. С 1946 года капитан В.И.Мостовой – в запасе. Работал в Институте атомной энергии по направлениям: нейтронная физика, физика давления и физика ядерных реакторов. Совместно с другими учёными создал метод нейтронной спектроскопии по времени пролёта, открыл нейтронные резонансы и определил их параметры. Жил в Москве. Умер 18 октября 1996 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Член-корреспондент Академии наук СССР (1984). Лауреат трёх Государственных премий СССР (1949, 1953, 1973). Награждён Золотой медалью имени И.В.Курчатова Академии наук СССР за цикл работ по спектрометрии нейтронов и физике деления (1983).

1921
Джерард Дебрё (Gerard Debreu)
французский экономист, удостоенный в 1983 Нобелевской премии по экономике. Родился в Кале (Франция). Окончил колледж в Кале, а затем Высшее педагогическое училище в Париже в 1944. После 1948 стажировался в ряде американских университетов, работал в Фонде Коулза в Чикаго, а затем в Нью-Хейвене. В 1956 получил степень доктора в Парижском университете. С 1955 – профессор Йельского университета, а с 1962 – Калифорнийского университета в Беркли. В 1975 Дебрё стал гражданином США. Работы Дебрё посвящены прежде всего теории общего равновесия, а также теории благосостояния, спросу и ценам, методологии макроэкономического анализа, разработке аксиоматического метода. Среди его трудов – Теория стоимости: аксиоматический анализ экономического равновесия (The Theory of value: An Axiomatic analysis of economic equilibrium, 1959); Математическая экономика (Mathematical economics, 1983) и др. Умер Дебрё в Париже 31 декабря 2004 года.

1921
Тибор Варгас
венгерский скрипач. Ученик Е. Хубая и К. Флеша. Профессор Музыкальной академии в Детмольде. Известен как интерпретатор современной музыки.




1921
Иван Александрович Кобылянский
стрелок-бомбардир 289-го бомбардировочного авиационного полка 63-й авиационной дивизии 40-й армии Юго-Западного фронта, сержант. Родился в селе Верблюжка ныне Новгородковского района Кировоградской области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил 9 классов и техническое отделение Криворожского аэроклуба. В 1939 году окончил техническое отделение Ульяновской авиационной школы Осоавиахима. Работал младшим техником в аэроклубе города Иваново – административного центра Ивановской области. В Красной Армии с 1940 года. На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Стрелок-бомбардир 289-го бомбардировочного авиационного полка (63-я авиационная дивизия, 40-я армия, Юго-Западный фронт) кандидат в члены ВКП(б) сержант Иван Кобылянский к январю 1942 года совершил в составе экипажа сто боевых вылетов на бомбардировку важных объектов, живой силы и техники противника, нанеся врагу значительный урон. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм сержанту Кобылянскому Ивану Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 645). Отважный воздушный боец – штурман 1-й эскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант Кобылянский И.А. пал смертью храбрых 22 апреля 1945 года при выполнении боевого задания. Похоронен у стен Краковского кремля – Вавеля, рядом с братской могилой советских воинов, павших в боях при освобождении старинного польского города Кракова. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды.




1921
Пётр Александрович Комлев
командир звена 686-го штурмового авиационного полка 289-й штурмовой авиационной дивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, старший лейтенант. Родился в селе Воскресенское ныне Кушнаренковского района Башкирии в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1944 года. Окончил 7 классов. В 1935 году вместе с матерью переехал в столицу Башкирии - город Уфу. Окончив школу фабрично-заводского обучения - железнодорожное училище № 1, работал электриком на Уфимском паровозоремонтном заводе. В 1939 году без отрыва от производства окончил Уфимский аэроклуб. В Красную Армию призван в 1940 году Уфимским горвоенкоматом Башкирской АССР. В 1942 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1943 года. Командир звена 686-го штурмового авиационного полка (289-я штурмовая авиадивизия, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) кандидат в члены ВКП(б) старший лейтенант Комлев П.А. к середине октября 1944 года совершил 120 боевых вылетов. Поддерживая боевые действия наземных войск, штурмовыми ударами уничтожал живую силу и боевую технику противника, срывал его перевозки и подход резервов. 20 февраля 1945 года в одном из боёв за освобождение Курляндского полуострова (Прибалтика) отважный лётчик-штурмовик пал смертью храбрых. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество старшему лейтенанту Комлеву Петру Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. Именем Героя Советского Союза П.А.Комлева названа улица в Ленинском районе города Уфы (бывшая улица Нагорная). Имя Героя занесено на мемориальные доски Уфимского аэроклуба и Уфимского тепловозоремонтного завода. Память о славном земляке бережно сохраняется в музее Уфимского государственного профессионально-педагогического колледжа в здании которого (улица Белякова, дом № 25) располагалось железнодорожное училище, выпускником которого был П.А.Комлев. Из наградного листа на П.А.Комлева: "... За 114 боевых вылетов тов. Комлев сбросил 42 тонны фугасных авиабомб, израсходовал 34800 снарядов, 97000 патронов. При этом лично уничтожено 11 танков, 63 автомашины, 34 повозки с лошадьми, 9 цистерн с горючим, взорвано 4 склада боеприпасов, подавлен огонь 27 батарей ЗА [зенитной артиллерии] и 14 батарей МЗА [малой зенитной артиллерии] противника и много другой техники. Уничтожено до 250 гитлеровцев. 30 июля 1943 года группа в составе 6 ИЛ-2 уничтожила 3 танка, а затем, снизившись до бреющего полета, стала расстреливать гитлеровцев в траншеях. Тов. Комлев обнаружил замаскированный бензозаправщик и очередью зажег его. В это время в воздухе появились "мессера". Мужественный летчик первым заметил хищников и принял на себя их удар. Он завязал воздушный бой с 4 ME-109. Когда группа благополучно отошла на свою территорию, он тактическим маневром вышел из боя и без повреждений возвратился на свой аэродром. 21 августа 1943 года группа из 6 ИЛ-2 получила задание разыскать в районе Черниговской, Сухая Крынка (Миусфронт) танки противника и атаковать их. В районе цели тов. Комлев первым обнаружил 10 тщательно замаскированных танков. Сообщив ведущему группы, он развернулся и весь груз бомб сбросил на цель. Последовательные удары группы нанесли большой урон врагу. По данным фотоснимка уничтожено 8 танков. 29 августа 1943 года полк получил задачу уничтожить переправу противника через Леутский лиман. Для этой цели была выделена пятерка ИЛов, в состав которой вошел и тов. Комлев. Прорвавшись сквозь гущу заградительного огня, сбросил 2 ФАБ-100 на скопление самоходных пушек "фердинанд" и уничтожил 2 из них, а пулеметно-пушечным огнем поджег 3 автомашины. На переправе создалась паника. На второй атаке две оставшиеся бомбы сбросил на центр переправы и разрушил ее. Соседние экипажи также действовали успешно. Задание было выполнено. Группа уничтожила 5 самоходных пушек, 9 автомашин и до 30 гитлеровцев... 21 октября 1943 года в районе Днепровска (Никопольский плацдарм) в группе 5 ИЛ-2 обнаружил автомашины противника до 60 единиц. Точным ударом бомб в голову колонны вывел из строя дорогу, образовалась "пробка". Снизившись до бреющего полета, штурмовики расстреливали автомашины и метавшихся в панике солдат. На месте штурмовки образовалось до 20 очагов пожара со взрывами. Лично тов. Комлев уничтожил 4 автомашины и один бензозаправщик... 21 ноября 1943 года в районе Никополя противник предпринял ряд танковых контратак. Командующий 8 ВА дал задание: штурмовыми ударами предотвратить контратаки танков противника. В воздух поднялось 4 ИЛ-2, в состав которых входил тов. Комлев. Танки были обнаружены в исходном положении. Противотанковые бомбы точно сбросил в цель и взорвал два танка. Остальные штурмовики также успешно атаковали цель. В результате атака была сорвана и наши части успешно заняли рубеж... С весны 1944 года товарищ Комлев громит врага в Крыму. 16 боевых вылетов произвел на взламывание железобетонных укреплений на Перекопе и в районе Севастополя. Он уничтожал фашистские зенитки, взрывал дзоты, бомбил блиндажи, штурмовал аэродромы. 22 апреля 1944 года в составе 16 ИЛ-2 участвовал в штурмовом налете на аэродром. Подступы к аэродрому противник оградил сильным огнем ЗА. Для подавления зениток был выделен тов. Комлев с двумя ведомыми. Шквальный огонь был обрушен на группу. Товарищ Комлев ввел в пике свой самолет и подавил две батареи ЗА. В это время группа подожгла 8 самолетов, а мл. лейтенант Секретарев взорвал склад с боеприпасами. 9 мая 1944 года - в течение дня тов. Комлев произвел 2 успешных боевых вылета по сопровождению 19-го танкового корпуса, действующего в районе бухты Казачья. Личным примером увлек ведомых своего звена и точно накрыл бомбами 2 полевые батареи. Затем пулеметно-пушечным огнем подавил 2 батареи ЗА и точку МЗА "Эрликон". В последующей боевой работе участвовал на 3-м Прибалтийском фронте. Произвел 13 успешных боевых вылетов... 28 августа 1944 года в составе 6 ИЛ-2 летал ведущим на уничтожение контратакующих танков противника в районе Тарту. Тактическим маневром со стороны вышел незаметно на цель и внезапно атаковал танки в укрытиях. Бомбы точно легли в цель. Группа уничтожила 6 танков, а сам лично 2 танка. 17 сентября 1944 года - водил группу 6 ИЛ-2 на сопровождение своих танков, наступающих в районе Тырва. В этом налете метким огнем лично уничтожил склад боеприпасов. На 1-м Прибалтийском фронте продолжает наносить удары по врагу. 09.10.44 года в паре вылетал на разведку войск противника в районе Шмеоже, река Миния. Внимательно изучил расположение войск противника и обнаружил на восточной опушке леса 35 танков, готовых к контратаке. Ценные сведения доставил на КП, после чего группы штурмовиков нанесли удары, в результате которых танки противника были рассеяны и частично уничтожены. Атака противника была сорвана..."

1921
Дудар Соломонович Хаханов
композитор, заслуженный деятель искусств Грузии, кандидат искусствоведения.




1922
Тихон Свиридович Жучков
заместитель командира авиаэскадрильи 3-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота), гвардии старший лейтенант. Родился в селе Бохатец ныне Чаусского района Могилёвской области (Белоруссия). Белорус. В 1937 году окончил 7 классов, в 1941 году – Могилёвский аэроклуб. Работал токарем на авторемонтном заводе. В армии с июня 1941 года. В 1942 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Служил в морской авиации. Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1942-мае 1945 – лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 3-го гвардейского истребительного авиационного полка (ВВС Балтийского флота). За время войны совершил 257 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, провёл 37 воздушных боёв, в которых сбил лично 11 и в составе группы 12 самолётов противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старшему лейтенанту Жучкову Тихону Свиридовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№5079). После войны продолжал службу в ВВС Балтийского флота. В 1947-1950 – на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом Научно-испытательном институте ВВС. Провёл ряд испытаний опытных двигателей на самолётах. С 1950 года вновь служил в строевых частях ВВС (в Киевском военном округе). С августа 1960 года подполковник Т.С.Жучков – в запасе. Жил в Москве. Работал диспетчером в Центральной диспетчерской службе Гражданской авиации. Умер 9 марта 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Подполковник (1954), военный лётчик 1-го класса (1957). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.




1922
Михаил Яковлевич Романов
командир 3-й эскадрильи 565 штурмового авиационного Станиславского полка (224 штурмовая авиационная Жмеринская Краснознаменная дивизия, 8 воздушная армия, 4-й Украинский фронт), старший лейтенант. Родился в многодетной крестьянской семье 4 июля 1922 в селе Ведянцы Тархановской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии, ныне Тархановского сельсовета Ичалковского р-на Республики Мордовия. Герой Советского Союза. Почетный гражданин Ичалковского района. Русский. Текущее воинское звание Подполковник в отставке. Окончил Ведянскую НСШ (1938), 1-й курс Мордовского рабфака и одновременно Саранский аэроклуб (1939), 9-й класс Ардатовской средней школы (1940), Энгельскую военную авиационную школу пилотов (1941), Краснодарское объединенное военное авиационное училище(1943). На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1944 года. Я в звании лейтенанта, затем старшего лейтенанта воевал в качестве летчика старшего, командира звена, штурмана и командира авиационной эскадрильи 565-го штурмового авиационного полка, 224-ой штурмовой авиадивизии, 8-го штурмового авиакорпуса, в составе 2-ой и 8-й воздушных армий, на 1 и 4 Украинских фронтах. За участие в шести военных операциях (Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Карпатской, Краковской, Моравско-Остравской и Пражской) я был награжден орденом Красная Звезда, тремя орденами Красного Знамени и 7 апреля 1945 года за 110 успешных боевых вылетов был представлен к званию Героя. До конца войны выполнил на самолете Ил-2 лично 129 боевых вылетов на разведку и уничтожение живой силы и техники противника. За успешное выполнение заданий командования 29 июня 1945 года мне было присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 8590). Кроме того награжден орденом Отечественной войны 1 степени, и 12 медалями, в том числе За Храбрость от Чехословацкой республики. Из Армии уволился в 1946 году по состоянию здоровья. В 1947 году окончил 10-й класс Куйбышевской ж.д. школы. В 1953 году окончил истфак Куйбышевского пединститута. После окончания в 1949 году Куйбышевской областной двухгодичной партийной школы, работал в аппарате партийных и советских органов. Два года был инструктором отдела партийных, профсоюзных и комсомольских организаций Куйбышевского горкома КПСС. Два года работал инструктором отдела административных органов Куйбышевского обкома КПСС. Пять лет - заместителем заведующего отделом административных и торгово-финансовых органов и два года был заведующим того же отдела и членом Куйбышевского обкома КПСС. В этот период принимал участие в организации строительства Куйбышевской ГЭС в качестве представителя обкома партии во время перекрытия основного русла Волги. В декабре 1960 года был переведен в Москву на должность инструктора Отдела административных и торгово-финансовых органов Бюро ЦК КПСС по РСФСР. В марте 1962 года был выдвинут на должность заместителя начальника Главного архивного управления при Совете Министров РСФСР. В связи с ликвидацией данного Управления, в сентябре 1963 года был назначен на должность Начальника политотдела Московского транспортного управления гражданской авиации. На этой должности работал пять лет, до конца 1968 года. В этот период занимался обеспечением безопасности полетов и принимал участие в организации строительства Московских аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево. В связи с ухудшением состояния здоровья в начале 1969 года была восстановлена третья группа инвалидности, связанная с пребыванием на фронте. И я перешел на работу в отдел кадров Главного архивного управления при Совете Министров СССР. Здесь последние 20 лет работал ведущим специалистом по вопросам повышения квалификации руководящих работников и специалистов архивных учреждений страны. Имею общий трудовой стаж 55 лет. С августа 1989 года нахожусь на пенсии. Занимаюсь общественно полезным трудом. Освоил компьютер. Написал три книги: "Село старинное Ведянцы", издана в 1992 году в Саранске, "Мои Родина и Родословная" и "224-я штурмовая. История авиационной дивизии". Эти книги еще не изданы. Написал рассказы: "О друзьях-товарищах, о боях-пожарищах", опубликован в сборнике "Край мордовский" за 1978 год, и "Штурмовики над Карпатами", опубликован в сборнике Воениздата "На земле, в небесах и на море" (в 11 выпуске). Написал ряд статей, опубликованных в Интернет и различных газетах. Систематически выступаю перед школьниками и молодежью. Решением райсовета от 30 мая 2003 года № 110 "за боевые заслуги перед Родиной, большой личный вклад в военно-патриотическое воспитание и развития краеведения в районе" мне присвоено звание ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ИЧАЛКОВСКОГО РАЙОНА.

1923
Джордж Даниэль Мостов
американский математик. Окончил Гарвардский университет. Член Национальной Академии Наук США. Работал в различных университетах США и других стран. Основные труды относятся к группам Ли, дискретным подгруппам алгебраических групп и теории колец (теорема Мостова – Тафта, конструкция Хохшильда и Мостова).

1924
Лидия Владимировна Алексеева
российская спортсменка, баскетболистка, заслуженный мастер спорта СССР (1950), заслуженный тренер СССР (1964). Чемпионка СССР (1947, 1951, 1954, 1956, 1957), чемпионка Европы (1950, 1952, 1954, 1956). Капитан женской сборной баскетбольной команды СССР (1948-1957), а с 1962 г. - тренер этой команды. С 1962 г. команда завоёвывала первенство Европы (1962, 1964, 1966) и мира (1964, 1967).

1924
Фернандо Ромео Лукас Гарсия
гватемальский государственный и политический деятель, президент Гватемалы (1978-1982).

1924
Хельге Гюлленберг
финский микробиолог, иностранный член Российской Академии Наук (1991; иностранный член Академии Наук СССР с 1976), президент Академии Финляндии (с 1974). Окончил университет в Хельсинки и с 1948 г. работает в Институте микробиологии при этом университете (с 1972 г. - профессор микробиологии). В 1971-1973 гг. председатель Государственного комитета по сельскому и лесному хозяйству Финляндии. С 1974 г. председатель финской рабочей группы по научно-техническому сотрудничеству со странами СЭВ. Основные труды по применению математических методов в биологии, по общей и технической микробиологии, вопросам защиты окружающей среды.

1924
Олдридж Липский
чехословацкий режиссер. Народный артист Чехословакии (1979). Учился в Пражском университете. Руководил Театром сатиры, основал Театр пражской эстрады (ныне театр «АВС») и профессиональное ревю на льду. С 1949 г. на киностудии «Баррандов». Его первые фильмы – «Курица и пономарь» (1951), «Рассказы Гашека» (1952, совместно с Губачеком). Поставил фильмы: «Представление состоится» (1954; премия Международного кинофестиваля в Карлови-Вари), «Цирк едет!» (1960), «Шесть медведей и клоун Цибулька» (1972), «Цирк в цирке» (1975). Традиции Я.Гашека ощущаются в фильме «Образцовый кинематограф Ярослава Гашека» (1956) и утопической комедии «Человек первого века» (1961). В духе т. н. сумасшедших комедий сделаны фильм «Хеппи-энд» (1967), научно-фантастическая лента «Я убил Эйнштейна, господа!» (1970). Особое место в его творчестве занимают фильмы-пародии «Лимонадный Джо» (1964, по Й. Брдечке; премия Международного кинофестиваля и премия ФИПРЕССИ в Сан-Себастьяне), «Адела еще не ужинала» (1978). Современности посвящены его комедии «Яхим, бросай его в машину!» (1974), «Маречек, подайте мне ручку» (1976). В 1977 г. поставил фильм «Да здравствуют духи!», в 1981 г. – «Тайна карпатского замка», в 1983 г. – «Сердечный привет с земного шара», в 1984 г. – «Три ветерана». Умер 19 октября 1986 года.

1924
Ева Мэри Сейнт
американская актриса.




1924
Борис Константинович Чернышёв
командир батареи 238-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского Сандомирского ордена Ленина Краснознамённого полка 10-й гвардейской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан. Родился в городе Бежица (ныне в черте города Брянск) Брянской области в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу. Учился в Красноярском педагогическом институте. В Красную Армию призван в 1941 году Красноярским горвоенкоматом Красноярского края. В 1942 году окончил Томское артиллерийское училище. В действующей армии с июня 1942 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Прошёл боевой путь от берегов Дона до реки Одер. Принимал участие в боях на Курской дуге, в битве за Киев, Тернополь, форсировал реки Висла и Одер. Командир батареи 238-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского Сандомирского ордена Ленина Краснознамённого полка (10-я гвардейская истребительно-противотанковая артиллерийская бригада, 5-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан Борис Чернышёв особо отличился в боях на плацдарме за рекой Одер в районе Прейсдорфа (Германия). 27 января 1945 года на плацдарме за Одером свыше батальона пехоты гитлеровцев при поддержке самоходных орудий и бронетранспортёров предприняли контратаку на боевые порядки батареи гвардии капитана Чернышёва, которая приняла огневой удар. Без прикрытия пехоты воины артиллеристы в течение четырех с половиной часов отбивали вражеские контратаки. Когда на фланг батареи прорвались немецкие автоматчики, а пулемётчик, прикрывавший этот участок, был ранен, и заменить его было некем, то в этой критической ситуации гвардии капитан Чернышёв сам лёг за пулемёт и отбил две неприятельские атаки, воодушевив тем самым личный состав на выполнение боевой задачи. Батарея удержала занимаемый рубеж. Все атаки противника были отбиты. В этом бою батарея гвардии капитана Бориса Чернышёва сожгла два самоходных орудия и уничтожила до трёх десятков гитлеровцев. А всего на боевом счету батареи числится двадцать один сожжённый танк, четыре самоходных орудия, девять разбитых орудий и свыше четырёхсот фашистских солдат и офицеров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Чернышёву Борису Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4899). После войны служил в армии, затем с 1949 года - в органах государственной безопасности. В 1950 году окончил Красноярский педагогический институт. Полковник, заместитель начальника Управления КГБ СССР по Красноярскому краю. Чернышёв Б.К. скончался 6 мая 1984 года. Похоронен в Красноярске на Аллее Славы кладбища Бадалык. Награждён орденом Ленина, 2-я орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Имя Героя носит улица в Октябрьском районе Красноярска. На здании школы № 10 в городе Брянск установлена мемориальная доска.




1925
Кэти Берберян (Cathy Berberian, собственное имя - Catherine Anahid Berberian)
американская певица (меццо-сопрано) и композитор армянского происхождения. Родилась в Эттлборо, Массачусетс, США. В 1927 семья переехала в Нью-Йорк. Кэти изучала танцевальное, актёрское и оформительское искусство в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах. После 1942 по стипендии училась музыке в Париже и Милане. В 1950—1966 была замужем за итальянским композитором Лучано Берио. Как певица дебютировала в 1957 в Неаполе, в 1960 — в США. Ей посвящали сочинения и для её голоса писали Берио («Тема. Посвящается Джойсу», «Круги», «Сольный концерт для Кэти»), Стравинский («Памяти Дж.Ф.К.»), Джон Кейдж, Анри Пуссёр, Сильвано Бусотти, Х.В.Хенце, Луи Андриссен и другие крупнейшие представители авангарда XX в. Кроме того, Кэти Берберян исполняла сочинения К.Монтеверди («Орфей», «Коронация Поппеи», мадригалы), К.Дебюсси, Ж.Оффенбаха, Э.Сати, Дж.Гершвина, Д.Мийо, Л.Ноно, Б.Мадерны, К.Вайля, песни группы «Битлз», армянские народные песни. В 2003 Анри Пуссёр написал микрооперу для женского голоса и кларнета «Rossignolade» памяти певицы и Лучано Берио. Умерла в Риме 6 марта 1983 года. Сочинения: Из ее собственных произведений наиболее известна «Стрипсодия» для голоса соло (1966). Литература: Vila M.-C. Cathy Berberian cant’actrice. Paris: Fayard, 2003; Paull J. Cathy Berberian and Music’s Muses. New York: Athena Press, 2006.




1925
Владимир Иванович Глазунов
стрелок 105-го гвардейского стрелкового полка 34-й гвардейской Енакиевской Краснознаменной стрелковой дивизии 46-й армии 3-го Украинского фронта, гвардии рядовой. Родился в поселке Авдеевка, ныне город Донецкой области Украины, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. Окончил 7 классов, а в 1941 году - один курс железнодорожного училища. В Красной Армии с сентября 1943 года. Участник Великой Отечественной войны с октября 1943 года. Стрелок 105-го гвардейского стрелкового полка (34-я гвардейская Енакиевская Краснознаменная стрелковая дивизия, 46-я армия, 3-й Украинский фронт) комсомолец гвардии рядовой Владимир Глазунов, действуя в составе группы из десяти человек под командованием гвардии лейтенанта Б.С.Васильева-Кытина, 17-18 апреля 1944 года участвовал в захвате и удержании одной из господствующих высот на правом берегу Днестра у села Раскаецы Суворовского района Молдавии. В 36 часовом бою его подразделение отразило 17 контратак, уничтожило много живой силы и техники противника и захватило большие трофеи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии красноармейцу Глазунову Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4860). В декабре 1945 года В.И.Глазунов демобилизован. Работал в городе Авдеевка Донецкой области Украины, а затем в городе Минеральные Воды Ставропольского края. Умер 11 ноября 1992 года. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

1926
Стюарт Томас Батлер
австралийский физик-теоретик, член Австралийской Академии Наук. Окончил Аделаидский университет (1945). В 1951-1953 гг. работал в Корнеллском университете, в 1953-1954 гг. – в Австралийском национальном, с 1954 г. – в Сиднейском (с 1959 г. – профессор). Исследования в области ядерной физики, статистической физики, физики плазмы. В 1951 г. разработал упрощенную теорию углового распределения нуклонов в ядерной реакции срыва, в 1953 г. – теорию прямых ядерных реакций. Предложил модель сверхпроводимости.

1926
Паоло Кавара
итальянский режиссер.

1926
Альфред Мюллер
немецкий киноактер.




1926
Ермек Бекмухамедович Серкебаев
советский казахский эстрадный и оперный певец (лирический баритон), педагог, профессор Алма-Атинской консерватории, народный артист СССР. Родился в городе Петропавловск (Казахстан). В 1941-1943 годах учился в Алма-Атинском музыкальном училище имени П.И.Чайковского по классу скрипки, в 1951 году окончил вокальный факультет Алма-Атинской консерватории имени Курмангазы Сагырбаева по классу пения А.М.Курганова. Дебютировал на радио, работал диктором. Одновременно его пригласили работать в оперный театр. В 1947 году, будучи студентом, исполнил партию Абая («Абай» А.К.Жубанова и Л.А.Хамиди) в Казахском театре оперы и балета имени Абая. Среди партий исполненных им: Кожагул, Амангельды («Биржан и Сара», «Амангельды» М.Т.Тулебаева), Капан, Артём («Ер-Таргын», «Дударай» Е.Г.Брусиловского), Евгений Онегин, Мазепа («Евгений Онегин», «Мазепа» П.И.Чайковского), Петруччио («Укрощение строптивой» В.Я.Шебалина), Олег Кошевой, Владимир Ульянов («Молодая гвардия», «Братья Ульяновы» Ю.С.Мейтуса). Также в его репертуаре были казахские народные песни, произведения русских и зарубежных композиторов. 3 января 1959 года ему было присвоено звание «Народный артист СССл. Выступал как камерный и эстрадный певец. Гастролировал за рубежом, в том числе: в Пакистане, Франции, Индии, Китае, Бельгии, Швейцарии, Швеции и Финляндии. Лауреат международных конкурсов вокалистов. Снялся в фильмах: «Наш милый доктор» (1958), «Песня зовёт» (1961), «Ангел в тюбетейке» (1968) и других. С 1973 года педагог кафедры сольного пения Алма-Атинской консерватории (с 1983 года – профессор). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1986 года Серкебаеву Ермеку Бекмухамедовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Депутат Верховного Совета СССР 7-го созыва. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 8-го созыва. Награждён орденом Ленина (3.07.1986), орденом Октябрьской Революции (3.02.1984), медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1977), Государственной премии Казахской ССР имени К.Байсеитовой (1972). Почётный гражданин Петропавловска (13 сентября 1990).




1926
Альфредо ди Стефано
выдающийся футболист. Родившийся в Аргентине игрок сначала выступал за клуб "Ривер Плейт" и сборную Аргентины, потом переехал в Испанию, где вместе с клубом "Реал" пять раз подряд выигрывал Кубок европейских чемпионов, провел 35 матчей за сборную Испании и дважды признавался лучшим футболистом Европы (1957 и 1959).




1927
Джина Лоллобриджида (Gina Lollobrigida; имя при рождении — Luigina Lollobrigida)
итальянская актриса, режиссер, фотограф. Джина Лоллобриджида - одна из самых красивых женщин планеты. Она была символом Италии и кумиром не одного поколения зрителей. Ей довелось сыграть множество ярких ролей. Фильмы с ее участием, среди которых «Провинциалка», «Фанфан-Тюльпан», «Хлеб, любовь и фантазия», стали общепризнанными шедеврами мирового кино. Ее творческая удача - роль цыганки Эсмеральды в фильме «Собор Парижской Богоматери» - считается лучшим экранным воплощением героини Виктора Гюго. Джина родилась 4 июля 1927 года в Италии в бедной многодетной семье. Мать Джины, пользовавшаяся беспрекословным авторитетом в семье, решила, что Джина и три ее сестры будут монашками. Однако родителям пришлось смириться с увлечениями дочери. Джина занялась рисованием, полюбила кинематограф, стала участвовать в массовках. Сначала были курсы пения, потом - театральное училище. В 1945 году семья Лоллобриджиды поселилась на окраине Рима. Джина, ставшая к этому времени настоящей красавицей, пробовала себя в роли манекенщицы, снималась в эпизодических ролях в кино, принимала участие в конкурсах красоты. В 1947 году она завоевала второе место на конкурсе красоты в Риме, однако, «по требованию зрителей», которые аплодировали ей почти десять минут, получила право участвовать в конкурсе «Мисс Италия», где стала третьей. Но теперь ее заметили. Предложения сниматься следовали одно за другим. Первая значительная работа Джины Лоллобриджиды - в антифашистском фильме Карло Лидзани «Опасно, бандиты!» (1951), после которого она начинает сниматься у ведущих итальянских режиссеров тех лет: А.Блазетти, М.Камерини, М.Солдати, П.Джерми. Звездный час Лоллобриджиды наступил в 1952 году. Тогда она впервые приехала на Каннский фестиваль с фильмом «Фанфан-Тюльпан», где снялась в главной роли со знаменитым Жераром Филипом. Картина имела ошеломляющий успех. Джина показала себя как характерная, темпераментная актриса. С этого фильма за ней закрепляется амплуа бойкой обаятельной девушки из народа, задиристой, острой на язык, непокорной. Такой она запомнилась в фильмах «Провинциалка» (1953) М.Солдати и «Римлянка» (1954) Л.Дзампы, «Хлеб, любовь и фантазия» (1953) и «Хлеб, любовь и ревность» (1954) Л.Коменчини. В 1950-1960-е годы Лоллобриджида становится одной из самых популярных кинозвезд не только в Италии, но и во всем мире. Она много снималась во Франции и Америке. Последовали роли в фильмах «Большая игра» (1954), «Самая красивая женщина на свете» (1955), «Трапеция» (1956), «Собор Парижской Богоматери» (1956), «Соломон и царица Савская» (1959), «Имперская Венера» (1962), «Прекрасный ноябрь» (1968), «Король, дама, валет» (1971), «Месть дикарей» (1977) и других. В 1970-е годы Лоллобриджида все реже появляется на экране, а потом и вовсе перестает сниматься. Она всерьез занимается живописью и фотографией. Пробует себя как режиссер. В 1976 году сняла документальный фильм о Кубе, и Фидель Кастро назвал ее самой очаровательной журналисткой мира. Джина Лоллобриджида живет в Риме, воспитывает внука. Ее вилла утопает в зелени. В саду обитают лебеди, павлины, попугаи, утки. Джина занимается благотворительностью, проводит фотовыставки, работает в художественной мастерской. Один из ее последних фотоальбомов называется «Дети и животные». Она по-прежнему красива, богата, независима и соглашается сниматься только ради удовольствия, при условии, что новая роль не уступит ее прежним работам. 23 июня 2003 года в залах Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С.Пушкина открылась выставка «Жизнь в искусстве», на которой были представлены скульптуры, созданные Джиной Лоллобриджидой. Открытие выставки скульптур было приурочено к началу Московского международного кинофестиваля. Лоллобриджида-скульптор соединяет в своем творчестве ХХ век, в историю которого вписано ее имя, и наследие классического искусства, восходящее к эпохе античных героев. По мнению сотрудников ГМИИ, 38 скульптур Лоллобриджиды стали «открытием для российского зрителя».




1927
Нил Саймон (Neil Simon)
американский драматург. Родился в Бруклине в еврейской семье, в начале XIX века бежавшей в Америку из России (совсем точно: из Одессы), спасаясь от погромов. Свою деятельность на литературно-театральном поприще Нил Саймон начал в первой половине 1950-х, а первый оглушительный, истинно бродвейский успех пришел к нему в 1963 после постановки пьесы "Босиком по парку". Успех этот с тех пор драматурга не оставляет, равно как и приставшее к нему клише (клеймо) "бродвейского комедиографа", а также реноме писателя поверхностного, легковесного, "развлекательного". Что не вполне соответствует действительности. На самом пике своей бродвейской карьеры он пишет по мотивам рассказов А.П.Чехова пьесу "Добрый доктор" (1974), названную нью-йоркскими критиками лучшей пьесой сезона: своеобразную "антологию", состоящую из коротких скетчей и сценок (с каковых Саймон и начинал когда-то свой театральный путь), объединенных фигурой рассказчика-Писателя, в котором угадывается и сам Саймон, и чеховский Тригорин, и его великий создатель тоже. В Писателе, за внешней бравадой легко прочитываются и неуверенность и сомнения, и рефлексии… За три года до этого Саймон выпускает первый в своей жизни сборник пьес, предисловие к которому называет "Портрет писателя как шизофреника". В действительности своим успехом Саймон обязан не мнимой поверхностности, но, совсем напротив, неизменной обращенности своих пьес к реальной, повседневной, всем понятной жизни. Именно поэтому, пережив за свой долгий театральный век множество сменявших друг друга "авангардистских" течений, реалист Саймон по-прежнему продолжает оставаться неизменным лидером и любимцем Бродвея. В трилогии 1980-х годов ("Воспоминания о Брайтон Бич", 1983; "Билокси Блюз", 1985; "На подступах к Бродвею", 1987), описывая историю собственной семьи, Саймон создает и семейную хронику, и одновременно своеобразную "американскую сагу", в значительной мере продолжая - в своей собственной манере - традицию, идущую от дилогии Юджина О'Нила "Долгий день уходит в ночь" и "Луна для пасынков судьбы". Первую часть своей трилогии он посвящает "Моим родителям, моим деду и бабушке, моему брату, моим двоюродным сестрам, моим тетушкам и дядюшкам - всем тем, кто жил в городе Нью-Йорке в годы Депрессии - годы, вместившие и страдания, и страх, и неуверенность в завтрашнем дне - и моменты радости, и любовь, и дружескую поддержку и участие". Герои многих пьес Саймона - евреи: как он писал, "ведь я и сам еврей, так зачем же мне сочинять про тех, кого я совсем не знаю: про негров, или ирландцев, или индейцев?" - при этом, и герои эти, и, главное, позиция автора никогда не несут на себе черт национальной ограниченности, некоего сектантства. Хотя еврейский юмор, и еврейская печальная мудрость неизменно окрашивают их, придавая особый колорит и атмосферу. Примечательна в этом плане одна из его последних пьес "Заброшенные в Йонкерсе" (1991), принесшая Саймону Пулитцеровскую премию и премию "Тони", героиня которой - своеобразный еврейско-американский вариант Вассы Железновой. Для пьес Саймона характерен прием "открытых финалов": свидетельство мудрой убежденности драматурга в том, что жизнь продолжается - невзирая на то, что отнюдь не всегда она "прекрасна". В последние годы пьесы Нила Саймона все чаще стали появляться и на русской сцене.

1928
Стивен Бойд
английский актер.

1928
Юрген Курт Мозер
немецкий математик. Родился в Кенигсберге (ныне Калининград). Окончил Гёттингенский университет (1952). В 1955 переехал в США. В 1956- 1957 работал в Нью-Йоркском университете, с 1957 - в Массачусетском технологическом институте (с 1960 - профессор), с 1967 - директор Института математических наук.Исследования относятся к теории обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений с частными производными. Ряд работ посвящен приложениям теории дифференциальных уравнений к спектральной теории, небесной механике, теории устойчивости.

1928
Антанас Винцо Рекашюс
Композитор. Родился в деревне Паванденис Варняйского р-на (Литва). В 1959 окончил Литовскую консерваторию по классу композиции Ю.Юзелюнаса. В 1959—1969 преподаватель Музыкального училища имени Ю.Груодиса в Каунасе. Сочинения: опера-оратория Баллада света (Каунас, 1970); балеты — Светоч счастья. Умер 6 октября 2003 года.

1928
Патрик Тилли
английский писатель, автор романов "Затемнение", "Миссия", "Ксан", сериала "Войны Амтрака".

1928
Теодор Штеудель (Theodor Steudel)
немецкий шахматный композитор.

1929
Конрад Свинарский
польский театральный режиссер и сценограф. Погиб в авиакатастрофе.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU