Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

riga: ВЭФ

Подробнее о продукции

Самолеты:

Не все знают, что в довоенной Латвии на ВЭФе было и самолетное производство. Сперва выпускали легкие спортивные машины, а в 30-е годы - и истребители. По первой букве фамилии конструктора Карлиса Ирбитиса латвийские самолеты имели литеру «I».
I-16 - легкий истребитель с фиксированным шасси, разработанный латвийской фирмой Irbitis. Самолет представлял собой цельнодеревянный низкоплан с двигателем воздушного охлаждения. Было построенно 3 самолета. После вхождения в 1940 году Латвии в СССР проходил испытания в ВВС СССР и Германии.
По некоторым свединиям, самолетом I-16 заинтирисовалась Германия, но только для тренеровки пилотов Люфтваффе. Год принятия на вооружение 1940



 
Из всех, надо признать латышский цельнодеревянный боевой самолет ВЭФ I-16. С чехословацким компактным мотором Вальтер-Сагитта I-SR мощностью всего 455 л/с он развивал скорость 485 км/час на средних высотах и был вооружен двумя синхронными пулеметами. К июню 1940 года оба прототипа были полностью облетаны и приняты на вооружение ВВС Латвийской республики, однако в связи с “народными революциями” в государствах Балтии, спровоцированными сталинским режимом, так и остались на испытательном аэродроме в Риге. Советские летчики-испытатели перегнали один из них в ЛИИ ВВС Красной армии, где самолет интереса не вызвал по причине начатого выпуска ЛаГГ-3 с более высокими летными данными. Как и Ме-209 при эвакуации ВЭФ I-16 был уничтожен.

 
Фотокамера ‘’MINOX’’

В 1937 году в Риге на Государственной электротехнической фабрике ВЭФ началось производство первого в мире миниатюрного фотоаппарата VEF Minox, который изобрел Вальтер Цапп (Walter Zapp) из Риги. Это был абсолютно новый вид фотоаппарата, который благодаря своей простой конструкции и легкости в использовании не только способствовал развитию любительской фотографии, но и открыл совершенно новые возможности. С помощью этого миниатюрного фотоаппарата (17 x 27 x 80 мм, 125 г), без каких-либо дополнительных приспособлений можно получить четкий, высококонтрастный снимок с расстояния только 20 cм, и изображение может быть увеличено до 20 раз, при этом качество изображения не ухудшается. Фотоаппарат, снимающий на пленку размером 8Ч11 мм, тут же стал популярным среди секретных агентов, которых привлекала возможность с его помощью быстро и технически легко делать снимки документов превосходного качества. Несмотря на то, что Minox вскоре стал известен как легендарная «шпионская фотокамера», большое количество фотоаппаратов было продано обычным мирным потребителям. Фотоаппарат производится до сих пор.

 
 Радиоприемники
На заводе ВЭФ было собрано более 60 различных моделей радиоприемников. Одним из самых популярных является "Вэф-Радио". Наверняка у многих еще сохранились радиоприемники собранные на заводе ВЭФ и даже сейчас они находятся в рабочем состоянии, что говорит о высоком качестве продукции.



В начале 1965 года рижский завод ВЭФ приступил к серийному выпуску радиолы марки ''ВЭФ-Радио'', другое название ''ВЭФ-Радио-65''.

Во второй половине 50-х годов на заводе ВЭФ был разработан ряд интересных моделей радиоприемников высшего класса , которые так и не вышли в свет массовым тиражом , но своими концепциями очень сильно повлияли на развитие советской радиопромышленности. Аппараты имели современный дизайн , обладали максимальным на тот момент набором функций (автонастройка , тонрегистры , пульт ДУ ) и высокими акустическими характеристиками. Некоторые модели были отданы для производства на другие заводы СССР , некоторые выпущены в нескольких пробных экземплярах к выставкам или небольшим количеством для кабинетов высокопоставленных лиц , а некоторые так и остались на чертежах и бумагах.

Дополнительно:
Только на ВЭФе производились средства связи для электростанций и для Военно-Морского флота.

Каждые 11 секунд с конвейров ВЭФа сходил или приемник или магнитола.
Знаменитая на весь мир «Спидола» - один из первых транзисторных приемников – это тоже разработка и производство ВЭФа.
(Первый в СССР транзисторный приемник – это был «Турист» ).
ВЭФ первым в СССР установил годовую гарантию на транзисторы, затем – и тоже первым в стране – увеличил гарантию в три раза.

Трехлетняя гарантия!

ВЭФ стал первым в СССР официальным поставщиком XXII Олимпийских игр, которые прошли в Москве в 1980 году.


Так выглядел ВЭФ в начале 20 века.

  
ВЭФ на старой открытке..


Union рисунок. Начало 20 века.


Автомобиль собранный на заводе ВЭФ. 1931 год.


Вэфовский кинопроектор. Звуковой.


... 

 
Заключение
Чего только не выпускали на ВЭФе – радиоприемники, фотоаппараты, машины, самолеты, музыкальные интсрументы, телефоны, медицинские приборы и даже батарейки. Продукцию ВЭФ можно было встретить во всех уголках страны и даже за рубежом, рижские изделия можно было встретить довольно часто. ВЭФ это флагман отечественной продукции, расцвет которого пришел на начало – середину 20 века, но к сожалению очень немногие из современного поколения могут сказать что такое ВЭФ или с чем он связан. В одной из книг про самолеты II Мировой есть надпись ‘’некоторые считают что , именно латвийские самолеты внесли существенный вклад в разгром Гитлеровской армии’’. Это конечно шутка... Но  как много людей помнят об этом?

ВЭФ пережил несколько пожаров (в начале 80х, в середине 90х и в летом 2006 года), после которых разрушенные здания не реставрировались . Большинство крупных помещений разобраны, оставшиеся из-за своей былой и увы, утратившей популярности используются в коммерческих целях, дабы привлечь покупателя, работает это тактика или нет..трудно сказать, но все знают что аккурат под боком ВЭФа находится торговый универмаг ‘’DOMINA’’ и совсем недалеко ‘’VEF BANKA’’ .

Исторические памятники такие как техника, книги по ВЭФу, надписи вылитые медью – уничтожены, проданы или хранятся у кого-то в чулане. ВЭФ еще выпускает радиоприемники, но это уже чисто символически (подробнее ВЭФ сейчас), доходу они не приносят и используются старые дизайны, можно сказать, продукция выходит только в качестве колекционных експонатов. Увы, ВЭФ уже не добьется былой популярности и многие считают, что в ближайшие года полтора оставшиеся корпуса рапродадут и снесут под коммерческие предприятия.

Нам остается только сфотографироваться на фоне ВЭФа, ведь совсем отечественная продукция уйдет в историю. Где это оборудование? Продано по дешевке или по цене металлолома.

Где новая технология? На этот вопрос, наверное, ответят «патриоты», которым не нужны заводы и фабрики, новые технологии и продукция с маркой «Made in Latvia». Им больше нравится плакаться по всему миру и рассказывать об ужасах  советской оккупации. Один пример из сказки об этих ужасах я привел – это прекрасный, мой родной завод ВЭФ – гордость Латвии, экспортировавший продукцию в 42 страны мира.

P.S. Теперь на территории завода находится более 30 фирм (в основном складских). А в зданиях, где работали 7,5 тысяч человек, создавая современные средства связи для огромной страны, завершено строительство первой очереди гипер-супер торгово-развлекательного центра «Domina»

Источники:
Энциклопедия „РИГА”
_ttp://www.luftwaffe-experten.co.uk
Самолеты 2 Мировой _ttp://www.li.lv/ R. Humberstone "Latvian Air Force 1918-1940", Blue Rider, Londyn, 2000 forum.myriga.info
_ttp://www.vefkp.lv – Музей истории ВЭФ ..


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU