Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

13 февраля появились.... Комменты : LiveInternet - Русский ...




1903
Анатолий Петрович Александров
выдающийся советский ученый-физик, один из основателей советской ядерной энергетики, директор Института физических проблем Академии Наук СССР (1946-1955), директор Института атомной энергии имени И.В.Курчатова, академик Академии Наук СССР. Родился в городе Тараща ныне Киевской области Украины в семье мирового судьи. Русский. Учился в 1-м Киевском реальном училище, ставшем после Октябрьской революции 6-й трудовой школой. С 1916 года занимался в физико-химическом кружке средних школ Киева, вместе с другими членами кружка организовал при нем электротехническую группу, зарабатывал на жизнь, работая электромонтажником и электротехником. По окончании школы поступил в Киевский университет, параллельно учебе преподавал физику и химию в одной из школ Киева, работал в Киевском рентгеновском (медицинском) институте в рентгено-физическом отделе. Предметом его исследований в этот период была физика диэлектриков. Экспериментальные работы Александрова и других сотрудников отдела (им руководил профессор В.К.Роше) привлекли внимание академика А.Ф.Иоффе, и в 1930 году молодые ученые были приглашены на работу в Ленинград в Физико-технический институт. Там Александров защитил диссертацию по электрическому пробою и увлекся исследованиями электрических и механических свойств полимеров. В 1933 году Александровым были разработаны методы получения морозостойкой резины из синтетических каучуков, нашедшей широкое применение в авиации и артиллерии. В 1935 году он совместно с С.Н.Журковым и П.П.Кобеко разработал статистическую теорию прочности, которая послужила основой современной физической теории долговечности твердых тел. В годы Второй мировой войны Александров руководил работами по защите кораблей от магнитных мин и торпед и совместно с И.В.Курчатовым и М.М.Тучкевичем создал метод противоминной защиты, благодаря чему за время войны ни один корабль, снабженный соответствующей системой, не погиб от магнитных мин. В 1943 году Александров подключился к работам по созданию атомного оружия. Несколько позже стал заместителем И.В.Курчатова в так называемой Лаборатории № 2 Академии Наук СССР (ныне Институт атомной энергии имени И.В.Курчатова, ИАЭ), в которой в широких масштабах развертывались исследования по атомной энергетике. В 1946-1955 годах работал директором Института физических проблем Академии Наук СССР, на этот пост он был назначен вместо опального П.Л.Капицы. В 1953 году был избран действительным членом (академиком) Академии Наук СССР (с 1991 года – Российской Академии Наук). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1954 года (с грифом «Не подлежит опубликованию») за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Александрову Анатолию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».В 1955 году стал заместителем директора Института атомной энергии (ИАЭ), а в 1960 году, после смерти И.В.Курчатова, – директором. В этом институте под руководством Александрова в короткий срок были выполнены сложные и трудоемкие физические исследования и разработки, необходимые для решения проблем ядерной энергетики. Их результатом стало создание мощных атомных реакторов, установленных на атомных станциях в СССР и ряде стран социалистического лагеря. По инициативе Александрова и при его участии были разработаны и построены судовые энергетические установки для атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». В 1960-х годах, предвидя техническое использование сверхпроводимости, он обеспечил сооружение в ИАЭ имени И.В.Курчатова самой крупной в стране установки по ожижению гелия. Это позволило широко развернуть как фундаментальные исследования по физике низких температур, так и работы по техническому использованию сверхпроводимости. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1960 года Александров Анатолий Петрович удостоен второй золотой медали «Серп и Молот».Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1971 года был создан Междуведомственный технический совет по атомным электростанциям (МВТС), соответствующее положение утверждено в январе 1972 года, и председателем совета назначен Александров, возглавлявший его в течение всех четырнадцати лет существования этой чрезвычайно авторитетной организации. В начале 1980-х годов в состав Совета входили пять министров и председателей государственных комитетов СССР, десять академиков и членов-корреспондентов Академии Наук СССР, девятнадцать руководителей научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций. Задача совета заключалась в определении перспектив основных технических направлений развития атомной энергетики и направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по дальнейшему совершенствованию АЭС, в выработке предложений по повышению их экономической эффективности, рекомендаций по вопросам безопасности в атомной энергетике. Решения Совета были обязательными для всех министерств и ведомств, участвующих в создании атомных электростанций. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1973 года Александров Анатолий Петрович удостоен третьей золотой медали «Серп и Молот» (№13/III). В 1975-1986 годах президент Академии наук СССР. Огромный авторитет ученого, инженера и государственного деятеля он использовал в полной мере для развития фундаментальных и прикладных исследований в нашей стране. Александрова характеризовали два важных качества: во-первых, в любом обсуждении проблемы чувствовался его интерес к делу, к его научной и государственной важности, без какой-либо конъюнктурной заинтересованности; во-вторых, он ценил в людях прежде всего бескорыстное служение науке и стране и умел находить и поддерживать порядочных, честных и способных людей. Научная деятельность Александрова охватывала ряд разделов физики, в том числе физику твердого тела, физику полимеров, ядерную физику, разные отрасли техники. Для его творчества были характерны глубокое проникновение в сущность исследуемых явлений и стремление использовать полученные научные результаты для решения актуальных практических задач. Непреложным принципом для него было подчинение своих научных интересов насущным нуждам страны. Жизнь ставила перед учеными задачи, для осуществления которых было необходимо объединение усилий больших коллективов специалистов. Неоценимый вклад Александров внес в создание атомного подводного флота страны, сыгравшего огромную роль в достижении стратегического паритета в мире, и в становление и развитие атомного военного надводного флота. Он руководил созданием реактора РБМК, который взорвался 26 апреля 1986 года в городе Чернобыль Киевской области Украины. После этой аварии в адрес Александрова, как ответственного за проект, посыпались обвинения. Это событие стало большой личной трагедией для Александрова. По его словам, «с этого времени и моя жизнь кончилась – и творческая тоже».С 1988 года Почетный директор Института атомной энергии имени И.В.Курчатова. Член КПСС с 1961 года, член ЦК КПСС с 1966 года. Депутат Верховного Совета СССР 5, 6 и 9-11-го созывов. Александров был свидетелем всех главных событий XX века и принимал самое непосредственное участие в формировании истории второй половины этого бурного столетия. Жил в Москве. Скончался 3 февраля 1994 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве, рядом с супругой (участок 144). Награждён девятью орденами Ленина (29 октября 1949, 4 января 1954, 12 февраля 1963, 10 февраля 1978, 11 февраля 1983), орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1-й степени (11 марта 1985), орденом Трудового Красного Знамени (10 июня 1945), медалями, в том числе «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда» и «За оборону Севастополя». Награждён также Золотой медалью имени И.В.Курчатова (1968), Золотой медалью имени С.И.Вавилова (1978), Большой золотой медалью имени М.В.Ломоносова (1978). Лауреат Ленинской премии (1959), Сталинской (Государственной) премии (1942, 1949, 1951, 1953). Почетный гражданин Северодвинска (14.09.1983). В память о пребывании А.П.Александрова в городе Северодвинск при создании первой в стране атомной подводной лодки установлены памятные доски на здании цеха № 42 ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» и на доме № 54 по улице Советской.




1903
Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили)
советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы. После окончания Политехнического института (Ленинград) в 1930 начал работать конструктором ОКБ в МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром. Затем это КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ. Здесь, в бригаде морского отдела ЦКБ И.В.Четверикова, Г.М.Бериевым в 1930 г. был предложен проект морского ближнего разведчика МБР-2. После успешного испытания опытного самолета в мае 1932 г. принимается решение о запуске его в серийное производство. В 1933 в ЦКБ-39 Бериев возглавляет бригаду №5. 1 октября 1934 согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 г. к в г.Таганроге создается ЦКБ морского самолетостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев. Серийно выпускался и гражданский вариант МБР-2 - МП-1. Корабельный катапультный самолет КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой серией, а морской дальний разведчик МДР-5 и МБР-7 были построены всего в 2 экземплярох. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск. В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в 1945, уже в 1949 создать летающую лодку Бе-6, а в 1948 многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были испытаны в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья. Вслед за экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя ТРД, появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961 г. В 1961 на Бе-10 была достигнута рекордная для гидросамолета скорость - 912 км/ч и были установлены мировые рекорды высоты. На серийном противолодочном самолете-амфибии Бе-12 (М-12) "Чайка" с более экономичными ТВД также были установлены рекорды высоты полета. С началом "ракетизации всей страны" в начале 1960-х были закрыты работы по сверхзвуковому гидросамолету, а также гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т). В этих условиях ОКБ-49 создает крылатую ракету П-10 и прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности. Начинает разработку самолета для замены Ан-2 на местных авиалиниях. В 1968 совершил первый полет пассажирский 14-местный самолет Бе-30. Как и его развитие - Бе-32, он имел также транспортный и санитарный варианты. ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ О.К.Антонова разрабатывает проект пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолетом Як-40) и создает самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30. Г.М.Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ. Доктор технических наук (1961), дважды лауреат Сталинской премии (1947 г. - за создание Бе-6; 1968 г. за создание Бе-12), награжден двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой. Скончался 12 июля 1979 года.




1903
Жорж Сименон (Georges Simenon; Жорж Жозе Кристиан Сименон)
французский писатель. Член Бельгийской королевской академии (с 1952). Главным героем его наиболее известных романов выступает инспектор Мегрэ, наделенный мощной интуицией коренастый детектив с трубкой, для которого существенно не только установить, как и по каким мотивам совершено преступление, но также понять, к какому миру принадлежит и как мыслит преступник. Родился в Льеже (Бельгия). Образование получил у иезуитов, оставил школу в 16 лет, в 17 опубликовал первый роман. Посвятив себя коммерческой беллетристике и отличаясь феноменальной продуктивностью, под 16 псевдонимами напечатал около 200 романов. Успех на рынке и признание критики пришли вслед за публикацией в 1931 романа Петер-латыш (Pietr-le-Letton), одного из первых романов о Мегрэ. В начале 1930-х годов Сименон писал по роману за месяц и по рассказу еженедельно. Хотя расследуемые Мегрэ «дела» непохожи одно на другое, для всех книг о нем характерно экономное использование повествовательных средств, атмосфера тайны, психологическая проницательность и неубывающий острый интерес к людям, доведенным до крайности. С бальзаковским богатством штрихов описаны деградировавшие носители благородных имен, снобы из числа буржуа, экстравагантные мошенники, одержимые, т.е. представители самых разных слоев общества. Сименон пробовал силы и в других жанрах. С 1935 по 1949 им было написано лишь девять книг о Мегрэ. В отличие от них многочисленные романы, где речь идет о людях, мучимых разочарованием, преследуемых маниями и томящихся одиночеством, называются «романами Сименона». В Человеке, который смотрел, как проходят поезда (L'Homme qui regardait passer les trains, 1938) процветающий бизнесмен перестает контролировать свои поступки, убивает двух женщин и начинает верить, что его нормальное состояние в том, чтобы удовлетворять жажду крови. Кошка (Le Chat, 1966) дотошливо воссоздает гнусности, которые чинят друг другу два враждующих старых человека. В 1972–1984 Сименон выпустил три тома автобиографии. Умер Сименон в Лозанне (Швейцария) 4 сентября 1989 года.




1908
Василий Алексеевич Шипилов
командир корабля Авиационной группы особого назначения 18-й воздушной армии, лейтенант. Родился в селе Верхний Карачан ныне Грибановского района Воронежской области в семье рабочего. Русский. Окончил шесть классов. С 1930 по 1933 годы служил в Красной Армии на срочной службе. В 1937 году окончил Балашовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота. Работал пилотом Северо-Казахстанского управления ГВФ, затем в Саратовском авиационном отряде специального применения ГВФ. С началом Великой Отечественной войны вновь призван в Красную Армию (июль 1941 года), а с августа 1941 года - на фронте. Зачислен в состав Особой авиагруппы ГВФ при штабе Западного фронта, совершил сотни боевых вылетов на легком самолёте У-2. В 1943 году переучился на командира транспортных самолётов, освоил транспортные Си-47 и Ли-2. В июле 1944 года зачислен в состав Авиационной группы особого назначения Авиации дальнего действия (с декабря 1944 года - 18-й воздушной армии), в составе которой воевал до марта 1945 года. Летая с аэродромов освобождённых областей Южной Италии через Адриатическое море, группа обеспечивала связь и снабжение с югославскими партизанами и войсками Народно-освободительной армии Югославии. В составе этой группы совершил 138 боевых вылетов, из них 83 ночью. Совершил 43 ночные посадки на наспех расчищенных площадках в горах, доставил бойцам НОАЮ и партизанам около 140 тонн оружия и боеприпасов, вывез 262 раненых. Затем до окончания Великой Отечественной войны совершал боевые вылеты в интересах войск НОАЮ и 3-го Украинского фронтов. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года лейтенанту Шипилову Василию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8604). В 1946 году старший лейтенант Шипилов уволен в запас и вернулся в гражданскую авиацию. Ещё 12 лет был командиром воздушного корабля, затем работал в аэропорту. Жил в городе Внуково Московской области. Скончался 22 мая 1987 года. Похоронен в Внуково. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, "Знак Почёта", медалями, югославским орденом.

1909
Виктор Михайлович Иванов
украинский режиссер и кинодраматург. В 1936 г. окончил ГИК. В кино начал работать с 1936 г. на Киевской студии художественных фильмов. В 50-е гг. работал на Киевской, Свердловской, Вильнюсской, Каунасской киностудиях художественных фильмов. Поставил кинокомедии (преимущественно по своим сценариям): «Приключение с пиджаком Тарапуньки» (1955), «Шельменко-денщик» (1957), «За двумя зайцами» (1961), «Ключи от неба» (1965), «Непоседы» (1968, совместно с А.А.Народицким), «Веселые Жабокричи» (1973), «Ни пуха, ни пера!» (1975), «Смотрины» (1980), «Снежная свадьба» (1981). Автор сценариев научно-популярных и короткометражных художественных фильмов.

1909
Георгий Иванович Сальников
российский советский актёр, народный артист РСФСР (1957). Окончил Саратовский театральный техникум, с 1927 года на профессиональной сцене, с 1945 года служил в Саратовском драматическом театре. Работал в мастерских беспроволочного телеграфа в Саратове и занимался в драматическом кружке, играл в струнном оркестре, пел на концертах. В 1923 году, по комсомольской путёвке был направлен в Саратовский театральный техникум. В 1927 окончил Саратовский театральный техникум и тогда же вышел на профессиональную сцену. В составе Саратовской труппы под руководством И.А.Слонова поехал в Воронеж на гастроли, получив предложение от местного театра остался там на один сезон. После чего по приглашению режиссёра А.И.Канина, покинувшего Саратовский драматический театр, переехал в Ашхабад, где стал актёром труппы местного драматическогот театра, получил первые в своей карьере главные роли. Сальников создавал героико-романтические образы: Арбенин, Антоний,Чацкий. Работал в театрах Воронежа, Ашхабада, Сталинграда, Новосибирска, Тбилиси, Ташкента, Одессы. По настоянию И.А.Слонова в 1945 году вернулся в Саратов и долгие годы служил в Саратовском драматическом театре. Вот некоторые роли сыгранные Сальниковым на сцене: «Дама с камелиями» – Арман Дюваль, «Маскарад» – Арбенин, «Антоний и Клеопатра» Шекспира – Антоний, «Укрощение строптивой» – Чацкий, «Парень из нашего города» – Луконин, «Слава» Гусева – Мотыльков, «Персональное дело» А.Штейна – Хлебников, «Дали неоглядные» Вирты – Хижняков.




1910
Иван Григорьевич Подольцев
командир 316-й отдельной разведывательной роты (263-я стрелковая дивизия, 51-я армия, 4-й Украинский фронт), капитан. Родился в селе Залесово ныне Красногвардейского района Оренбургской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Окончил неполную среднюю школу. Работал на ремонте железнодорожных путей. На действительной военной службе находился в 1930–1935 годах. После демобилизации работал в органах НКВД. В действующей армии с 1941 года. Окончил курсы младших лейтенантов. Воевал на Карельском, Юго-Западном, Южном, 4-м Украинском фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Карелии, освобождении Северного Кавказа, Крыма. Был тяжело ранен. Командир 316-й отдельной разведывательной роты 263-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта капитан Подольцев отличился в боях за Крым. Весной 1944 года 263-я стрелковая дивизия форсировала Сиваш и развернула бои за освобождение Крыма. Командир разведывательной роты капитан Подольцев со своими бойцами был впереди наступающих. 8 мая 1944 года капитан умело организовал бой за населенный пункт Инкерман (ныне город, Автономная Республика Крым, Украина). Противник яростно сопротивлялся, встретив передовой отряд сильным миномётным и пулёметным огнём. Подольцев, разделив бойцов на две группы, одновременно с фронта и тыла ударил по фашистам. Группу, наступающую с фронта, повёл сам, в стремительной атаке выбил гитлеровцев из траншей и, преследуя отступающих, ворвался в населённый пункт и на железнодорожную станцию. В этом бою передовой отряд Подольцева уничтожил и захватил семнадцать огневых точек противника, а на станции — двенадцать паровозов и около трёхсот вагонов с грузами. Продолжая наступление, он внезапным броском ворвался в деревню Дерачи, развернул пушки к бою, уничтожил две 37-миллиметровые пушки противника, освободил населённый пункт и тем самым обеспечил продвижение одного из полков дивизии. Исключительные образцы храбрости, мужества и командирской зрелости капитан Подольцев показал в боях за освобождение Севастополя. При штурме города враг сопротивлялся с яростью обреченного. Сражение шло за каждую улицу, за каждый дом. В бою за железнодорожную станцию Севастополь капитан Подольцев повёл своих бойцов в рукопашную схватку с превосходящими силами противника. Враг не выдержал, отступил, оставив на улицах до 200 трупов. Отряд капитана Подольцева полностью очистил от гитлеровцев железнодорожную станцию Севастополь. 10 мая 1944 года Подольцев был смертельно ранен в бою. Похоронен на кладбище посёлка Дергачи в Севастополе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Подольцеву Ивану Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, медалью. В 1979 году одна из улиц Севастополя названа именем Героя.

1910
Уильям Брэдфорд Шокли
американский физик. Автор трудов по физике твердого тела и полупроводников. Работал в исследовательской лаборатории фирмы «Веll Теlерhоnе Lаbоrаtоriеs», подразделении компании «АТ and Т». В 1945 г. возглавил группу физиков, изучавших свойства полупроводников. Задачей группы стала разработка приборов, способных заменить электронные лампы и электромеханические реле в системе телефонной связи. В 1947 г. группе удалось получить первую модель транзистора с точечными контактами — полупроводниковый усилитель. В 1951 г. представил первый трехслойный германиевый транзистор, выполнявший те же функции, что и электронная лампа, но имевший гораздо меньшие размеры, более того, он был надежнее и экономичнее, но цена была слишком высокой. Но в 1954 г. физику Гордону Тилу, перешедшему из «Веll Теlерhоnе Lаbоrаtоriеs» в «Техаs Instrumеnts», удалось изготовить транзисторы из дешевого кремния, что снизило их себестоимость и положило начало процессу миниатюризации в электронике. В 1955 г. Шокли покинул «Веll Теlерhоnе Lаbоrаtоriеs» и создал собственную фирму по производству полупроводников. За изобретение транзистора в 1956 г. он вместе с коллегами Дж.Бардином и У.Браттейном был удостоен Нобелевской премии. Умер в 1989 году.




1911
Евгений Алексеевич Иванов
советский авиаконструктор, доктор технических наук (1970), Герой Социалистического Труда (1976). Родился в Петербургской губернии (ныне посёлокТолмачево Лужского района) в семье почтового работника. В 1927 году окончил 9-летнюю школу, трудовую деятельность начал в 1929 кочегаром. С 1930 по 1935 работал токарем в артели, токарем и начальником цеха на опытном заводе, начальником группы на заводе "Красный блок" в Москве. В 1931 поступил на вечернее отделение Московского машиностроительного института имени А.С.Бубнова, в 1935 окончил институт. Работает в авиационной промышленности - начальником группы в Гипроавиапроме, начальником технического отдела, заместителем и главным технологом, главным инженером и заместителем директора завода. С 1939 работал совместно с П.О.Сухим, после ликвидации КБ в 1949 работал главным инженером испытательной базы у А.Н.Туполева. после восстановления ОКБ П.О.Сухого с 1953 был его заместителем, исполняющим обязанности директора и главного инженера завода, с 1959 - заместитель Главного конструктора. С 1975 возглавлял ММЗ "Кулон" (ОКБ имени П.О.Сухого), с декабря 1977 - генеральный конструктор. Принимал участие в создании самолетов Су-1, Су-2, Су-3, Су-5, Су-6, Су-8, Су-9, Су-10, Су-11, Су-12, УТБ, ЕР-2ОН, Су-15, Су-17, Су-7Б, Су-24, Су-24М, Т-4. Во многом благодаря его "пробивным" способностям самолеты Су-7Б, Су-9 и Су-15 были приняты на вооружение. Руководил постройкой истребителей-перехватчиков Су-11, Су-15, Су-15ТМ, штурмовика Су-25, опытных образцов самолета Т-10 (Су-27). В мае 1977-го начались летные испытания первых экземпляров истребителя Т-10-1. Но после сравнения характеристик его и основного конкурента - F-15A, в конструкцию самолета и двигателя было внесены изменения, список которых насчитывал 20 пунктов. 20 апреля 1981 взлетел новый истребитель - Т-10-7 (Т-10С), в котором от старой машины остались только шины колес основных стоек шасси и катапультное кресло К-36. С 1982 он был запущен в серию как Су-27. С 1981 велись работы по созданию сверхзвукового бомбардировщика Т-60С. Иванов долгие годы являлся руководителем филиалов базовых кафедр МАИ и занимался подготовкой студентов. Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1975). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Умер 10 июля 1983 года.

1911
Ахмад Фаиз Фаиз
пакистанский поэт. Писал на урду и панджаби. Учился в колледжах Сиалкота (1917-1929) и Лахора (1929-1934). В 1947-1951 и в 1955-1958 гг. — редактор прогрессивной газеты "Пакистан таймс", а в 1948-1951 и 1955-1958 гг. — редактор газеты "Имроз". Один из организаторов и руководителей Движения сторонников мира в Пакистане. В 1950 г. стал членом Всемирного Совета Мира. Участник 1-й Конференции писателей стран Азии в Дели (1956), конференций писателей стран Азии и Африки в Ташкенте (1958) и Алма-Ате (1973). В 1951-1955 гг. находился в заключении по обвинению в участии в т. н. деле об "антиправительственном заговоре в Равалпинди". Председатель Национального совета искусств Пакистана (с 1972). Для его лирики характерны гражданственность, политическая проблематика. Его излюбленные поэтические жанры — газель, касыда, марсийа. Автор сборников "Печальные узоры" (1941), "Руки ветра" (1952, русский перевод 1960), "Тюремные стихи" (1957), "Рука, придавленная камнем" (1963), "Долина Синая" (1971), сборник литературно-критических статей "Весы" (1962), сборник писем "Кресты на моем окошке" (1971). Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (1962). Афро-азиатская литературная премия "Лотос" (1975).




1912
Пётр Дмитриевич Чуенко
командир пулемётного расчёта 936-го стрелового полка (254-я Черкасская Краснознамённая стрелковая дивизия, 52-я армия, 2-й Украинский фронт), сержант. Родился в селе Петропавловка ныне Городищенского р-на Черкасской области в семье крестьянина. Украинец. Образование начальное. Работал кузнецом. В Красной Армии в 1937—39 и с 1944 года. На фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1944 года. Командир пулемётного расчёта 936-го стрелового полка 254-й стрелковой дивизии 52-й армии 2-го Украинского фронта сержант Чуенко во время наступления на село Кобыляки (Звенигородский район Черкасской области) 5 марта 1944 года огнём подавил две пулемётные точки противника и уничтожил 25 вражеских солдат. 28 марта Чуенко первым форсировал реку Прут севернее города Яссы (Румыния) и огнём своего пулемёта уничтожил 45 румынских солдат и офицеров, прикрывал переправу остальных подразделений. 1 апреля 1944 года на высоте Безымянной (в районе села Кирпицы, Румыния) сержант Чуенко отразил семь контратак врага. Благодаря его мужеству противник не сумел прорвать нашу оборону на занятых рубежах. В этом бою Чуенко уничтожил 50 солдат и офицеров врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, сержанту Чуенко Петру Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза.. Пропал без вести 18 января 1945 года в боях за освобождение Венгрии. В Доме культуры села Петропавловка установлен бюст Героя. Его имя носит школа, где он учился. Награждён орденами Ленина, Славы 3-й степени.




1913
Николай Григорьевич Кичигин
командир танкового взвода 161-го отдельного танкового батальона 40-й танковой бригады 7-й армии, младший лейтенант; первый из уроженцев города Екатеринбурга (Свердловска), удостоенный звания «Герой Советского Союза».Родился в городе Екатеринбурге (в 1924-1991 годах - Свердловск) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 3 курса Свердловского автодорожного техникума. Работал фрезеровщиком на заводе имени В.Воровского. В Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил Орловское бронетанковое училище. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Командир танкового взвода 161-го отдельного танкового батальона (40-я танковая бригада, 7-я армия) комсомолец младший лейтенант Николай Кичигин в ночное время вёл разведку боем. Его танк был подбит. Бесстрашный офицер вынес из горящей боевой машины раненых членов экипажа, оказал им первую медицинскую помощь и до утра вёл бой с противником, уничтожив несколько десятков вражеских солдат. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младшему лейтенанту Кичигину Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 248). Отважный офицер-танкист стал первым свердловчанином, удостоенным высшей степени отличия СССР за ратный подвиг. Участник Великой Отечественной войны. Н.Г.Кичигин был заместителем командира танковой роты, командиром артиллерийского дивизиона, танкового батальона. В 1949 году он окончил Ленинградскую высшую офицерскую бронетанковую школу. С 1957 года гвардии подполковник Кичигин Н.Г. - в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Свердловске - Екатеринбурге. Скончался 3 июля 1993 года. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

1913
Уильям Хансман
американский писатель, автор романа "А.Дж.Ман".

1914
Виктор Михайлович Жданов
российский вирусолог, академик Академии Медицинских Наук СССР (1960). Окончил Харьковский медицинский институт (1936). В 1946-1950 гг. - заведующий лабораторией, затем директор Харьковского института микробиологии и эпидемиологии имени И.И.Мечникова. С 1951 г. - заведующий лабораторией, а с 1961 г. - директор Института вирусологии имени Д.И.Ивановского Академии Медицинских Наук СССР. Основные труды по вирусным инфекциям (инфекционному гепатиту и гриппу), эволюции инфекционных болезней, классификации вирусов, по проблемам молекулярной биологии вирусов. Премия имени Д.И.Ивановского (1969).




1914
Василий Иванович Шишкин
командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка (16-я авиационная дивизия, 21-я армия, Юго-Западный фронт), капитан. Родился в селе Белое Далматовского района Курганской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года. В родном селе окончил школу и некоторое время работал в колхозе, а потом уехал в город Свердловск. В 1931 году по путевке Свердловского обкома ВЛКСМ направлен на учебу в Пермскую военную школу авиационных техников, по окончании которой работал авиатехником. Учебу продолжил в военной школе летчиков в городе Борисоглебске. С 1936 года до начала Великой Отечественной войны служил в Киевской авиабригаде. Как один из лучших лётчиков авиабригады выполнял фигуры высшего пилотажа при съемках фильмов «Истребители» и «Валерий Чкалов», где Василий Шишкин вел свой самолет И-15 за известного советского летчика Георгия Байдукова. На фронте с первого дня войны. Уже в июле 1941 года фронтовая газета "Красная Армия" в статье "Штурмовой атакой" рассказала читателям, как эскадрилья капитана Шишкина разбомбила большую вражескую автоколонну и склады с горючим и боеприпасами. Но не всегда боевое счастье было на стороне отважного летчика. Глубокой осенью 1941 года в бою под Киевом его самолет был подбит, а сам он ранен в ноги и живот. Пришлось садиться на вражеской территории. Но боевые товарищи не оставили его в беде. Эскадрилья, охраняя его, кружила над местом вынужденной посадки, а командир звена Куприянчик приземлился рядом и под самым носом врага сумел забрать и вывезти своего командира. Отказавшись от госпитализации, Василий Шишкин уже через несколько дней повел своих товарищей на очередную штурмовку. 30 января 1942 года командир 43-го истребительного авиаполка представляет его к званию Героя Советского Союза. В наградном листе говорится, что за время войны эскадрилья Шишкина уничтожила в боевых вылетах на штурмовку до 3500 немецких солдат и офицеров, около 300 автомашин с боеприпасами и живой силой противника, 13 батарей полевой и зенитной артиллерии, 3 склада с боеприпасами, 3 переправы через Днепр и много другой вражеской военной техники. На счету командира к этому времени было более 200 боевых вылетов и 12 сбитых вражеских самолетов. Оценивая его заслуги, Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 27 марта 1942 года удостоил Василия Ивановича Шишкина высокого звания Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 842). Летом 1942 В.И.Шишкин во время боев за Сталинград назначен командиром полка. В ноябре 1942 г. ему был вручен самолет, построенные на средства собранные колхозниками Саратовской области. На этом самолете Шишкин летал до конца 1943 года и сбил 12 вражеских самолетов. Участвовал в Курском сражении, воевал на 1-м Белорусском фронте. В конце войны его самолет был отправлен в Саратовский музей. Вместе с прославленным асом росла и слава авиационного полка, которым он командовал. За успешные боевые действия по освобождению Украины он стал гвардейским, удостоен наименования "Харьковский", награжден орденом Красного Знамени. К концу войны на счету командира 55 гв. ИАП Василия Ивановича Шишкина было 520 боевых вылетов и 30 сбитых вражеских самолетов. После войны Шишкин продолжил службу в Советской Армии. 10 лет летал на реактивных истребителях. В 1950 году окончил Высшие офицерские летно-технические курсы. С 1956 года полковник Шишкин ушел в запас. Жил и работал в Киеве. Умер 22 ноября 1992 года. Похоронен в Киеве на Городском кладбище "Берковцы". За героизм, проявленный на фронтах Великой Отечественной войны, отважный летчик награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, многими медалями. В городе Далматово именем Героя названа улица.

1915
Зоя Антоновна Радионова
украинский режиссер. С 1934 г. в кино. Начинала как художник-мультипликатор Киевской студии художественных фильмов. В 1940 г. перешла на Киевскую киностудию «Техфильм». Была ассистентом режиссера, в 1948 г. – режиссер-мультипликатор. В 1958 г. поставила научно-популярный фильм «Центробежные механизмы». Ставила научно-популярные и учебные фильмы.

1915
Аун Сан
бирманский политический деятель, один из лидеров борьбы за национальную независимость. Окончил Рангунский университет в 1937 г. В 1938 г. вступил в Добама асиайон и вскоре стал ее генеральным секретарем. Участвовал в создании компартии Бирмы (август 1939) и был ее первым генеральным секретарем (1939-1940). В Япониии занимался подготовкой военных кадров для Бирмы. Вернулся на родину после вторжения туда японских войск (1942) как глава Армии независимости Бирмы. С августа 1944 г. – президент созданной в подполье Антифашистской лиги народной свободы. В марте 1945 г. возглавил антияпонское восстание Национальной армии, как части всенародного восстания против японских оккупантов. После поражения Японии (1945) находился во главе патриотических сил, выступивших против вернувшихся в Бирму английских колонизаторов. В сентябре 1946 г. вошел в Исполнительный совет при губернаторе, став вице-председателем Совета и советником по вопросам обороны и внешних сношений. В январе 1947 г. добился согласия на проведение в апреле 1947 г. выборов в Учредительном собрание Бирмы. Это собрание решило вопрос о независимом статусе Бирмы. С 1947 г. – фактический глава «переходного правительства». Был убит вместе с другими членами Исполнительного совета реакционной политической группой У Со.




1915
Лидия Николаевна Смирнова
русская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1974). Награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2000). Родилась в городе Мейзеленске в Татарии. Учась в промышленно-экономическом техникуме при Московском авиационном институте, одновременно работала экономистом-статистиком Главного управления авиационной промышленности, затем начальником статистического отдела на заводе. Во время учебы в Московском городском театральном училище (окончила в 1938) играла в Камерном и Реалистическом театрах. В 1940–1945 актриса киностудии «Мосфильм», с 1945 до его расформирования – актриса Театра-студии киноактера. Первая же большая роль Смирновой в кино утвердила ее как лирическую героиню. Молодая, привлекательная, с открытым лицом и стройной фигурой, она символизировала девушку 1940-х годов. Сюжет картины Моя любовь (1940) балансировал на грани мелодраматизма – усыновившая чужого ребенка Шура попадает во всякие запутанные ситуации и убеждается, кто из ее ухажеров действительно любит ее, а чья любовь рушится при малейших трудностях. Режиссер В.Корш-Саблин и сценарист И.Прут собирались создать не мелодраму, а музыкальную комедию, нечто вроде картин, в которых прославились такие звезды кино, как Д.Дурбин и М.икк, только в советских декорациях. Оптимистическая музыка И.Дунаевского, счастливое разрешение неурядиц сделали эту картину одним из лидеров проката, символом довоенного кинематографа. И Варя, главная героиня фильма Парень из нашего города (1942, режиссёр А.Столпер, Б.Иванов), и Женя Буслаева, героиня второй серии фильма Большая жизнь (1946, режиссёр Л.Луков), – вариации одного и того же характера, одного женского типа. Роль учительницы Смайды в картине У них есть Родина (1950, режиссёры Л.Легошин, А.Файнциммер; Сталинская премия СССР, 1951) о советских детях, попавших во время войны в Германию, и их судьбе после победы, из-за мелодраматизма сюжета и подчеркнутой публицистичности не достигла уровня подлинного драматизма, не дала актрисе изменить или по крайней мере расширить амплуа. Способность Смирновой играть характерные роли угадал режиссер А.Роом, предложивший ей роль проститутки Флосси не в самом своем удачном фильме Серебристая пыль (1953). Встреча с режиссером К.Воиновым изменила и творческую, и личную судьбу актрисы. Началом нового этапа в работе актрисы стала сыгранная в его картине Сестры (1956–1957) роль Нонны Павловны, бывшей деревенской жительницы, будто бы обжившейся в городе и даже там преуспевшей, а на самом деле обывательницы, чья судьба совсем не сложилась. Впоследствии, за малым исключением, она играла практически во всех фильмах Воинова. Здесь и драматические роли в картинах Трое вышли из леса (1958) и Рудин (1976) по роману И.С.Тургенева, комедийные роли в картинах Дача (1973), Ссуда на брак (1987) и Шапка (1990) по сатирической повести В.Войновича. Особо следует выделить роль свахи в картине Женитьба Бальзаминова (1964) по пьесам А.Н.Островского и роль Москалевой в картине Дядюшкин сон (1966) по повести Ф.М.Достоевского, отличающиеся филигранной актерской работой и неожиданной гротескной манерой исполнения. На приемах, отсылающих к опыту ранних «комических» ролей, построена роль доктора пионерского лагеря в комедии Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (1964) режиссера Э.Климова. Характерную роль Дуськи, в дальнейшем Евдокии Мироновны, сыграла актриса в картине И.Лукинского Деревенский детектив (1968) о работе мудрого участкового Анискина. За участие в фильме Приют комедиантов (1995, режиссёр А.Александров), где она снималась вместе с Воиновым, также сыгравшим главного героя (это его последняя работа в кино), актриса была награждена премией «Киношок» в номинации «Специальная премия оргкомитета за 1995 год». Одаренная деятельным и неравнодушным характером, Смирнова всю жизнь вела большую общественную работу, активно вмешивалась в конфликты, связанные с существованием Театра-студии киноактера. Умерла в Москве 25 июля 2007 года.

1915
Гильерми Фигейреду
бразильский драматург, автор знаменитой пьесы "Эзоп", обошедшей подмостки театров мира.


Istrashkin (518x699, 34 Kb)


1916
Владимир Иванович Истрашкин
Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1944), полковник. Родился в посёлке Иващенково, ныне город Чапаевск Самарской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, учился на рабфаке. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С августа 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Командовал звеном 131-го истребительного авиационного полка, летал на И-16 и ЛаГГ-3. В июне 1943 года переведён в 979-й истребительный авиационный полк, где летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. К августу 1944 года помошник командиpa 979-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт ) Майор В. И. Истрашкин совершил 508 боевых вылетов, в 94 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника и 6 - в группе с товарищами. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны совершил 525 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных боёв, довёл свой личный счёт до 18 сбитых самолётов. Войну Владимир Иванович закончил заместителем командира авиационного полка. Участвовал в первом послевоенном Параде Победы на Красной площади в Москве. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, в 1956 году - курсы усовершенствования офицерского состава при Военнно - Воздушной академии. С 1949 года служил в Войсках ПВО. С 1957 года Полковник В.И.Истрашкин - в запасе, жил в Москве. Работал преподавателем учебного подразделения Московского транспортного управленмя Гражданской авиации. Haгpаждён орденами Ленина, Краевого Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды), медалями. Умер 12 января 1987 года.




1917
Семен Константинович Куркоткин
заместитель министра обороны СССР - начальник Тыла Вооруженных Сил СССР, генерал армии. Родился в деревне Запрудная Раменского района Московской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года. Окончил Индустриально-педагогический техникум в 1936 году. В Красной Армии с 1937 года. В 1939 году окончил Орловское бронетанковое училище, а в 1941 году - Военно-политическое училище. В годы Великой Отечественной войны - политрук роты (август 1941 года - январь 1942 года), военком батальона (май - октябрь 1942 года), командир батальона (по декабрь 1942 года), заместитель командира полка (по июнь 1943 года), заместитель и исполняющий обязанности командира танковой бригады на 1-м Украинском фронте (октябрь 1943 года - май 1945 года). Командир 4-го танкового корпуса генерал-лейтенант танковых войск Полубояров П.П. в боевой характеристике заместителя командира 14-й гвардейской танковой бригады в 1944 году отмечал, что "в период напряженных боев, когда выбыл из строя командир бригады, т. Куркоткин принял командование бригадой на себя. Под его умелым руководством бригада отлично выполняла сложные боевые задачи..., нанесла крупные поражения в живой силе и технике противнику, со своей стороны не потеряв ни одного танка". После войны, в 1951 году С.К. Куркоткин окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск, а в 1958 году - Военную академию Генерального штаба. Занимал должности командира танкового полка (по октябрь 1946 года), заместителя (май 1951 года - декабрь 1952 года) и командира танковой дивизии (по октябрь 1956 года). С февраля 1959 года по июнь 1960 года - командир армейского корпуса, с июня 1960 года по август 1966 года - командующий ряда армий (2-й гвардейской танковой армии (город Фюрстенберг, ГДР), Группа советских войск в Германии (ГСВГ); 5-й гвардейской танковой армии (город Бобруйск), Белорусский военный округ; 3-й гвардейской общевойсковой армии (город Магдебург, ГДР), Группа советских войск в Германии (ГСВГ)). С августа 1966 года по апрель 1968 года - первый заместитель Главнокомандующего Группы советских войск в Германии, с апреля 1968 года по сентябрь 1971 года - командующий войсками Закавказского военного округа, с сентября 1971 года по июль 1972 года - Главнокомандующий Группы советских войск в Германии. С июля 1972 года по апрель 1988 года - заместитель министра обороны СССР, начальник Тыла Вооруженных Сил СССР, с мая 1988 года по сентябрь 1990 года - генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Член ЦК КПСС с 1976 года. Депутат Верховного Совета СССР 8—11-го созывов. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11452) генералу армии Куркоткину Семёну Константиновичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1981 года "за большой вклад в подготовку и повышение боеготовности войск, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскимии захватчиками в годы Великой Отечественной войны". Жил в Москве. Скончался 16 сентября 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Полковник (20 апреля 1950); генерал-майор танковых войск (3 мая 1955); генерал лейтенант танковых войск (22 февраля 1963); генерал-полковник (24 февраля 1967); генерал армии (3 ноября 1972); Маршал Советского Союза (25 марта 1983). Награждён 4 орденами Ленина (31 октября 1967, 11 февраля 1977, 31 мая 1980, 19 февраля 1986), орденом Октябрьской Революции (май 1972), 3 орденами Красного Знамени (19 февраля 1942, 31 января 1943, 7 октября 1944), орденом Кутузова 2-й степени (апрель 1945), орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени (май 1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (18 мая 1944, 6 апреля 1985), орденом Красной Звезды (20 апреля 1953), орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, 19-ю медалями, а также 27-ю наградами иностранных государств.

1917
Ален Пуаре
французский продюсер.




1918
Виктор Степанович Комаров
заместитель командира 630-го истребительного авиационного полка (106-я истребительная авиационная дивизия, ПВО территории страны), майор. Родился в Москве в семье рабочего. Русский. В 1932 году окончил 8 классов школы, в 1934 году – школу ФЗУ. Работал электромонтёром на железной дороге. В армии с декабря 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. Участник Великой Отечественной войны: в феврале 1942-марте 1944 – командир авиаэскадрильи, заместитель командира 630-го (с октября 1943 – 147-го гвардейского) истребительного авиационного полка; в апреле 1944-мае 1945 – командир 145-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал в составе ПВО территории страны; прикрывал важные объекты в тылах Калининского, Северо-Западного, Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов. Участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда, освобождении Прибалтики и блокаде курляндской группировки. За время войны совершил около 300 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Р-40 «Киттихаук», Як-7 и Ла-5, в воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1943 года майору Комарову Виктору Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1126). После войны продолжал командовать полком (в Прибалтике). Погиб в автомобильной катастрофе 9 сентября 1945 года. Похоронен в городе Рига (Латвия). Подполковник (1944). Награждён орденом Ленина (1943), 2 орденами Красного Знамени (1942, 1943), медалями.




1918
Петр Миронович Машеров
командир партизанского отряда имени Н.А. Щорса, комиссар партизанской бригады имени К.К.Рокоссовского, первый секретарь Вилейского подпольного обкома комсомола Белоруссии; первый секретарь Центрального Комитета Компартии Белоруссии. Родился в деревне Ширки ныне Сенненского района Витебской области Белоруссии в крестьянской семье. Белорус. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1939 году окончил Витебский педагогический институт имени С.М.Кирова. С 15 августа 1939 года по 22 июня 1941 года работал учителем физики и математики в Россонской средней школе Витебской области Белорусской ССР. В начале Великой Отечественной войны П.М. Машеров создал и возглавил подпольную комсомольскую организацию в Россонском районе. С апреля 1942 года он командир партизанского отряда имени Н.А.Щорса, с марта 1943 года - комиссар партизанской бригады имени К.К. Рокоссовского, одновременно с ноября 1943 года - первый секретарь Вилейского подпольного обкома комсомола Белоруссии. П.М.Машеров принимал непосредственное участие в разработке и проведении многих боевых операций. Под его руководством партизаны наносили удары по коммуникациям, органам управления и снабжения немецко-фашистских войск в Витебской, Калининской областях Белоруссии и Латвийской ССР. Дважды был ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 года "за героизм и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков", Машерову Петру Мироновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4376). В 1944-1954 годах Машеров П.М. на комсомольской работе: 1944-46 годы - первый секретарь Молодеченского обкома, в 1946-1954 годах - секретарь, затем первый секретарь ЦК ЛКСМ Белоруссии. В 1954-1959 годах П.М.Машеров - второй секретарь Минского, затем первый секретарь Брестского обкома партии. С 1959 года секретарь, второй секретарь, а в 1965-80 годах первый секретарь Центрального Комитета Компартии Белоруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1978 года "за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством и в связи с шестидесятилетием со дня рождения" Герою Советского Союза Машерову Петру Мироновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Машеров П.М. являлся членом Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза в 1964-80 годах (кандидат с 1961 года), кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС с 1966 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3-5-го и 7-10-го созывов. С 1966 года он член Президиума Верховного Совета СССР. Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Белоруссии П.М.Машеров трагически погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе на трассе Брест-Москва, у поворота на птицефабрику города Смолевичи. Похоронен 7 октября 1980 года в столице Белоруссии городе-герое Минске на Восточном ("Московском") кладбище (участок № 18). В этот день вся страна прощалась с Петром Мироновичем Машеровым. У гроба прошли десятки тысяч минчан. Не меньше, несмотря на дождь, стояли вдоль всего пути на кладбище... Награждён семью орденами Ленина, медалями. Бронзовый бюст Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Машерова П.М. установлен в городе Витебске. В Минске именем П.М. Машерова названы: проспект (бывшая Парковая магистраль), на доме № 1 которого установлена мемориальная доска; завод автоматических линий; средняя школа № 137 Первомайского района. На доме № 13 по улице Красноармейской, где жил Герой, установлена мемориальная доска. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны П.М.Машерову посвящён отдельный стенд в числе экспонатов которого бюст славнго сына Беларуси и его боевые и трудовые награды.




1918
Иван Дмитриевич Рощин
командир танка 3-й гвардейской танковой бригады (3-й гвардейский танковый корпус, 5-я гвардейская танковая армия, 1-й Прибалтийский фронт), гвардии младший лейтенант. Родился в Петрограде (Санкт-Петербург) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 8 классов. В Красной Армии с 1938 года. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года. Окончил Калининское танковое училище в 1941 году. На фронте в Великую Отечественную войну с июня 1941 года. Командир танка 3-й гвардейской танковой бригады (3-й гвардейский танковый корпус, 5-я гвардейская танковая армия, 1-й Прибалтийский фронт) гвардии младший лейтенант Рощин проявил себя смелым и мужественным воином, умелым и решительным командиром. Особо отличился при освобождении Литвы. 7 октября 1944 года в бою за деревню Кульщики (Литва) прорвался на своей машине в глубину обороны противника и огнём из орудия подбил и сжёг 3 вражеских танка, которые прикрывали главное направление и обеспечил успешное продвижение своего батальона. В ходе наступления 10 октября 1944 года танк Рощина одним из первых прорвался к мосту через реку Миния, стремительным рывком проскочил его. Уничтожил немецкий танк «Тигр», прикрывавший мост, и ворвался в деревню Рагувишкяй (8 километров восточнее города Кретинга) и обратил в бегство подразделение противника. На следующий день 11 октября 1944 года наша пехота и танки завязали бои с противником за город Мемель (Клайпеда). Впереди наступающей пехоты вёл бой танк гвардии младшего лейтенанта Рощина. Огнём и гусеницами своей машины он уничтожил несколько огневых точек врага и смелыми, решительными действиями прокладывал путь нашим подразделениям в глубине обороны фашистов. В этом бою его танк был подбит, он тяжело ранен и 13 октября 1944 года умер. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии младшему лейтенанту Рощину Ивану Дмитриевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 2 степени, медалями. Похоронен в местечке Довилай Клайпедского района Литвы. Именем Героя названа улица в городе Гаргждай (Литва). Приказом Министра обороны СССР от 15 июля 1960 года навечно зачислен в списки гвардейского танкового полка.

1919
Пантелеймон Александрович Крымов
российский актер ("Дама с собачкой", "Живой труп", "На всю оставшуюся жизнь"). Учился в Ленинградском театральном институте имени А.Н.Островского (1940-1941, 1945-1947). С 1947 — актер различных театров Ленинграда и других городов; В 1951-1958 — актер Ленинградского театра имени Ленсовета; С 1958 — Ленинградского академического театра драмы имени А.С.Пушкина. Ленинградский актёр театра и кино. Играл мягких, интеллигентных людей, умудрённых богатым жизненным опытом




1919
Григорий Михайлович Машанин
командир звена 6-го гвардейского штурмового авиаполка (3-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии лейтенант. Родился в селе Болгары ныне Куйбышевского района республики Татарстан в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Вырос в поселке Трусово города Астрахани, там же учился, окончил школу ФЗУ и Астраханский аэроклуб. Работал электриком в порту, затем на судоремонтном заводе имени Ленина в Астрахани. В Красной Армии — с 1940 года. В 1942 году окончил Омскую военно-авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны — с ноября 1943 года. Гвардии лейтенант Г.М. Машанин принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики. Отличился в боях за город Ригу. 15 сентября 1944 года до подхода к цели звено Машанина в составе шести штурмовиков было атаковано восемью "Фокке-Вульф-190". Завязался жесткий бой. В этом бою лейтенант Машанин подбил 1 самолет врага, но и его машина получила повреждение. Сам Машанин был тяжело ранен, но ему удалось ценою невероятных усилий произвести посадку на своем аэродроме. После выписки из госпиталя он вновь вернулся в строй. Гвардии лейтенант Г.М. Машанин к маю 1945 г. совершил 120 боевых вылетов, из них 100 — на штурмовку укреплений врага, скоплений войск, разведку и свободный поиск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии лейтенанту Григорию Михайловичу Машанину за успешные боевые действия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 6934). В 1946 году окончил лётно-тактическую КУОС. С июля 1969 года майор Г.М. Машанин — в отставке. Жил в Киеве, затем в городе Ялта (Крым). Умер 26 мая 1988 года. Похоронен на Старом кладбище в Ялте. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

1919
Теннесси Эрни Форд
американский кантри-музыкант, член Зала славы кантри-музыки, прославившийся исполнением песни Sixteen Tons («Шестнадцать тонн»), у которой была своя собственная, удивительная судьба.

1919
Семен Иванович Чайкин
российский ученый-геолог, первооткрыватель Висловского бокситового месторождения, почетный гражданин Белгородской области. В1954-1968 гг. возглавлял Белгородскую железорудную экспедицию, участвовал в геологическом изучении Курской магнитной аномалии. В 1968-1991 гг. руководил геологическими службами в институте ВИОГЕМ. За открытие Яковлевского месторождения в 1959 г. удостоен Ленинской премии. Автор ряда монографий, 40 научных работ по геологии рудных месторождений. В феврале на здании института ВИОГЕМ будет открыта мемориальная доска

1920
Будло Брайант
американский композитор, написавший в соавторстве с женой Фелицей такие знаменитые песни, как Bye Bye Love и Wake Up Little Susie, известные миллионам любителей поп-музыки в исполнении братьев Эверли.




1920
Василий Леонтьевич Волгин
командир эскадрильи 78-го гвардейского штурмового авиационного полка 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии Белорусского фронта, гвардии капитан. Родился в селе Яблонка Вадского района Горьковской (ныне Нижегородской) области в семье рабочего. Русский. Окончил неполную среднюю школу. После окончания семилетки поступил учиться в Сережинский лесотехникум, но после первого курса перевёлся в школу ФЗУ при Горьковском автозаводе. Работал фрезеровщиком на Горьковском автозаводе. Одновременно учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов, затем Высшую штурманскую школу. Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. Член КПСС с 1943 года. Первый боевой вылет Волгин совершил в сентябре 1942 года под Сталинградом. Летал на бомбардировщике Ил-4, потом - на штурмовике Ил-2. В 1943 году гвардии капитан Волгин сражался на Курской дуге, освобождал город Чернигов, поддерживал наши наземные войска на днепровских плацдармах в Киевской и Гомельской областях, участвовал в Речицкой операции, в боях за город Рогачёв. В конце сентября 1943 года, когда советские войска форсировали Днепр и стойко сражались на плацдармах, Волгин в паре с лейтенантом Славниковым выполнил важнейшее задание командования. Пара штурмовиков вылетела на разрушение сильно прикрытой зенитками переправы через реку Припять у города Чернобыль, по которой фашисты перебрасывали к Днепру новые части для уничтожения плацдармов, завоёванных 13-й и 60-й армиями Центрального фронта. Задание необходимо было выполнить любой ценой. Пилоты разрушили мост внезапным ударом в сумерках. Посадку произвели на незнакомый аэродром в темноте, хотя не имели опыта вождения самолётов ночью. Командир эскадрильи 78-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии капитан Волгин к январю 1944 года совершил 120 боевых вылетов на штурмовку опорных пунктов, скоплений войск противника и был представлен к геройскому званию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Волгину Василию Леонтьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3510). В 1944 – 1945 году Волгин участвовал в боях на территории Белоруссии, Польши, Германии. Освобождал города Бобруйск, Барановичи, Варшава, Познань, штурмовал Берлин. Последние вылеты совершил на штурмовку Силезского железнодорожного вокзала и зенитных батарей, оборонявших эту часть германской столицы, в апреле 1945 года. В мае 1945 года В.Л.Волгин оставил свой автограф на поверженном Рейхстаге. Всего лётчик-штурмовик Волгин за войну совершил 159 боевых вылетов. После войны В.Л.Волгин продолжал службу в ВВС, прослужив в них более 30-и лет. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал авиационным соединением. С 1975 генерал-майор авиации В.Л.Волгин — пенсионер Министерства обороны. Жил в городе-герое Минске. Работал в ДОСААФ. Умер 12 сентября 1984 года. Похоронен в Минске. В городе Минске на доме № 69 по улице Якуба Коласа, где жил Герой, установлена мемориальная доска. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССл 3-й степени, медалями.


 

 

Самое читаемое





белое далматовский деревня курганская область район
 
Copyright © 2010
IL2U.RU