Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

ЯК в Сталинградской сражению - Сталинские орлы, авиация 2-ой ...

Особую роль в Сталинградской битве, да и в истории советских ВВС в целом сыграл 9-й (ранее - 69-й ИАП) гвардейский истребительный авиаполк особого подчинения - лично командующему 8-й воздушной армией). В сентябре полк вывели из боев и перевооружили с ЛаГГ-3 на Як-1. В полк собрали лучших летчиков, имевших не ее пяти побед. Командиром был Лев Львович Шестаков. Главная задача полка - перехват немецких транспортных самолетов, снабжавших окруженных немцев. Три эскадрильи полка отличались цветом капотов двигателей: “красноносыми” командовал А.В. Алелюхин, “желтоносыми” -Сан Султан, и Яками с синими капотами - А.Ф. Ковачевич. Алелюхин на бортах своего Яка нарисовал даже черных пантер, но бдительный комиссар приказал их закрасить. В первом же бою “красноносые” сбили пять Ju-88, за этот бой Алелюхина наградили орденом Суворова 3-й степени - не частой для истребителя наградой. Амет-Хан Султан на Яках сбли 11 самолетов лично и 19 в группе, большую часть - под Сталинградом. В одном из вылетов ему удалось уничтожить два Ju-52 один Не-111, использовавшийся как транспортный. бои под Сталинградом Амет-Хан получил Героя, а войну закончил дважды Героем, имея на своем счету 30 личных побед и 19 в группе. В эскадрилье Амет-Хана летал П.Я. Головачев. В летних боях он был сбит на ЛаГГ-3, тяжело ранен и потерял зрение; после тяжелой операции сумел вернуться в строй, в небе над Волгой совершил 150 боевых вылетов, сбил восемь немецких самолетов. В 9-м полку воевал старший лейтенант Дранищев, сбивший на ЛаГГах и Яках 28 самолетов противника.
На Як-1 18 августа 1942 г. в окрестностях Сталинграда старший сержант Гудков таранил. .Ju-88, до конца войны в 35 воздушных боях он одержал 20 побед.
В самый разгар Сталинградской битвы 220-я ИАД 16-й воздушной армии была преобразована в 1 гвардейскую ИАД, командир - подполковник А.В. Утин.
На Яках воевал под Сталинградом единственный в мире женский истребительный авиаполк - 586-й ИАП под командованием Т.Казариновой. На Як-1 воевала и была сбита самая результативная женщина-истребитель Лидия Литвяк (14 побед).
Яками, по-видимому, был сбит первый на советско-германском фронте FW-190. Его “завалил” Герой Совес-кого Союза старший лейтенант Павел Шевелев из 436 ИАП в районе Великих Лук.
Под Сталинградом в боевых условиях был опробован облегченный Як -1. Первые десять таких Яков предназначались для ПВО Москвы и были переданы в 12-й ГИАП 6-го истребительного авиакорпуса в июне 1942 г. Следующие двадцать истребителей в спешном порядке сделали в сентябре 1942 г. С их помощью пытались нейтрализовать Вf 109G, представлявших самую большую угрозу для советской авиации в небе Сталинграда. Эти самолеты поступили на вооружение 512-го (впоследствии 53-й ГИАП) и 520-го ИАП 220-й ИАД 16-й воздушной армии в ноябре 1942 г. Перегоняя облегченные Яки с саратовского завода, летчики 512-го иап В.Н. Макаров (Герой Советского Союза, 30 самолетов сбил лично и 9 - в группе) и И.П. Морный по пути сбили пару Вf 109GС-2. По результатам боевой работы 512-го ИАП на Сталинградском фронте с 5 по 12 ноября на один сбитый немецкий самолет приходилось 18 вылетов на облегченном Яке, в то время как на обычном Як-1 - 26. Соотношение потерь для облегченного Яка составило 6,5 сбитых самолета на один потерянный истребитель, для серийного Як-1 - 2,5:1.
Як-1б проходил войсковые испытания с 10 декабря 1942 г. по 28 января 1943 г. на Калининском фронте в 32-м гвардейском ИАП 210-й ИАД 3-й воздушной армии и на Сталинградском фронте в 176 полку 283-й ИАД 16-й воздушной армии. К войсковым испытаниям привлекалось в общей сложности 58 самолетов, истребители совершили 669 боевых вылетов, провели 38 воздушных боев, сбив 25 фашистских самолетов (пять Вf 109F, шесть FW 190, восемь Ju 87, один Ju 88, три Не 111 и два Нs 126). Свои потери - шесть Як-7Б.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU