Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Бахчиванджи Бодрый Яковлевич Энциклопедия испытателей

Герой Советского Союза (28.04.1973), летчик-испытатель, капитан.
Родился 20 (7 - ст.ст.) февраля 1909 г. в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы.
Трудовую деятельность начал с 1925 года, в городе Приморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.
В 1927 году перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха.
С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году - Оренбургскую ВАШЛ.
С 1934 г. на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Проводил испытания разведывательных самолетов - Р-Z-ТК (1939), истребителей Як-1, МиГ-3 (1941), новых авиамоторов в полете.
С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил 65 боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.
В середине августа 1941 г. лётчику присваивается воинское звание капитан и он откомандировывается в НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург).
17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванжи награждается первым орденом Ленина.
Проводит испытания первого реактивного истребителя БИ-1. 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.
15 мая 1942 г. выполнил первый полет БИ-1 с работающим ЖРД (аэродром Кольцово в Свердловске).
Погиб 27 марта 1943 г. при выполнении испытательного полёта на БИ-1.
Задание летчику на седьмой полет предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750 - 800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома. Причина затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была выяснена уже позже.
Похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям БИ К.А.Груздев, погибший в феврале 1943 года, и Т.К.Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.
Награжден Орденами Ленина (дважды) и медалями.
28 апреля 1973 г. Г.Я.Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названы:


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU