Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Париж. День 6 (Дробь 5). Музей искусств и ремесел (Le Mus


Накадзима Ки.43 "Хаябуса"
Многоцелевой истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовымколесом. Разработан под руководством Х.Итокавы и Л.Коямы в КБ фирмы "Накадзима хокики". Первый полет совершил в январе 1938 года. Строился серийно с января 1941г. заводами "Накадзима" в Ота, "Тачикава" и первым арсеналом в Тачикаве. Всего изготовлено 5919 экз.
Принят на вооружение японской армейской авиации в июне 1941 г. как "тип 1". Состоял также на вооружении в Маньчжоу-Го ( с марта 1944г.) и Тайланде ( с февраля 1944г. )
Применялся с декабря 1941г. в боях в Малайе, Бирме. С конца 1942г. основной истребитель императорской армии, действовал на всех театрах до конца войны.




Империалистическая Япония, готовясь в середине 1930-х к переделу границ на Тихом океане, в качестве первой жертвы выбрала Китай. Развернув агрессию против огромного, но очень бедного государства, армия Страны восходящего солнца использовала вооруженный конфликт и для испытаний современного вооружения.

В небе Китая, а затем и Монголии, прошел боевое крещение новейший Ki.27 (Тип 97) фирмы "Накадзима", ставший к началу 1940-х основным истребителем японских ВВС. Даже с неубираемым шасси моноплан обладал отличной маневренностью и считался очень серьезным противником для советских И-15 и И-16.

Одновременно с поступлением на вооружение первых Ki.27 "Накадзима" получила заказ на создание еще более современного истребителя. Самолет задумывался как развитие удачного Типа 97, но с убираемым шасси, усиленным вооружением и более мощным мотором.

Основным козырем истребителя считалась маневренность, которой уделяли наибольшее внимание. В качестве основных летно-технических данных военные потребовали дальность 800 км, максимальную скорость 500 км/ч и набор 4000 м за 5 мин.

Интересно, что заказчик не стал объявлять конкурс, а отдал предпочтение "Накадзиме". Высшее начальство ВВС, по-видимому, не сомневалось, что создатели удачного Ki.27 без труда справятся с поставленной задачей в одиночку.

Главными конструкторами проекта, получившего индекс Ki.43, стали Хидео Итокава и Язума Кояма (они же создавали Ki.27). Чтобы вписаться в требования военных и сохранить маневренность машины, инженеры основную ставку сделали на экономию веса и мощный двигатель. Облегчение самолета достигалось и за счет отказа от бронезащиты летчика и протектирования топливных баков.

В качестве силовой установки выбрали 14-цилиндровую двухрядную "звезду" "Накадзима" На-25 мощностью 990 л.с. Цельнометаллический фюзеляж - типа полумонокок с работающей обшивкой и довольно большим удлинением.

В трехлонжеронном крыле с дюралевой обшивкой размещались топливные баки емкостью 564 л. Все рули, элероны и закрылки имели металлический каркас и обшивались полотном. Летчик сидел в закрытой кабине со сдвижным назад фонарем.

Вооружение истребителя - два синхронных пулемета Тип 89 (калибр 7,7 мм) с боезапасом по 500 патронов на ствол. Телескопический прицел выходил через лобовое стекло фонаря. Широко расставленные основные стойки шасси полностью прижимались гидроцилиндрами в нижнюю часть крыла, а хвостовое колесо оставалось неубираемым.

Вначале на фирме выполнили полномасштабный деревянный макет истребителя. После знакомства с ним, представители штаба ВВС заказали постройку трех прототипов Ki.43. Первую машину выкатили из цеха завода в Ота в декабре 1938-го.

А в январе следующего года приступили к летным испытаниям, которые разочаровали конструкторов. Хотя инженеры использовали все средства для экономии веса, самолет получился перетяжеленным, по сравнению с проектными цифрами. Это тут же отразилось на его маневренности, оказавшейся хуже, чем у Ki.27.

Да и по скорости (меньше 480 км/ч) Ki.43 обгонял своего старшего брата совсем ненамного.

В феврале 1939-го со стапелей сошел второй прототип, а через месяц - третий. После скоротечных заводских испытаний, самолеты перегнали для эксплуатационной программы армейским летчикам, мнение которых было единодушным -неудачный истребитель.

Самолет, созданный для замены Ki.27, превосходил его лишь в дальности, значительно уступая в маневренности. А это качество японские пилоты считали главным для истребителя в воздушном бою.



Неудивительно, что после столь неудачного бенефиса Ki.43, ВВС уже готовились прекратить все работы по нему. Однако Итокава пообещал в кратчайший срок устранить все недостатки, срочно приступив к радикальным доработкам и изменениям конструкции.

Во-первых, пересмотрели всю силовую схему с целью максимального облегчения. Зачастую это делалось в ущерб прочности, и после начала массовой эксплуатации Ki.43 поломки и повреждения силовых элементов стали обычным явлением, иногда даже приводившим к катастрофам.

Для снижения аэродинамического сопротивления уменьшили сечение хвостовой части фюзеляжа. Кроме этого, изменили форму хвостового оперения и установили новый фонарь с лучшим обзором.

Первый предсерийный Ki.43 (из зака-занной партии в 10 машин), с двигателем На-25 и двухлопастным деревянным винтом собрали в ноябре 1939-го. На втором Ki.43 этой партии установили экспериментальный двигатель На-105 с двухскоростным нагнетателем, а седьмая машина получила новый комплект вооружения, который должен был стать штатным для серийных истребителей. Вместо пулеметов винтовочного калибра теперь стояли на том же месте два крупнокалиберных Но-103 (12,7 мм).

Испытания показали, что поведение самолета в воздухе улучшилось, а скоростные характеристики приближались к заданным. Но все же окончательно военные поверили в возможности доработанного истребителя после знакомства с восьмым предсерийным Ki.43.

Начиная с этой машины, под крылом появился так называемый "боевой" закрылок. Он обеспечивал дополнительную подъемную силу, улучшал характеристики на виражах (уменьшал радиус и его время) и реакцию самолета при отклонении ручки и педалей.

Теперь вместо справедливой критики от пилотов в адрес "сорок третьего" шли лишь хвалебные отзывы как о современном и маневренном истребителе. Так, самолет спокойно выполнял все фигуры высшего пилотажа, включая мертвую петлю и иммельман, на скорости 270 км/ч.

Последний Ki.43 предсерийной партии, собранный в сентябре 1940-го, имел весь набор доработок. Кроме этого, на нем стоял мотор На-105 с двухлопастным металлическим пропеллером, с парой фиксированных положений шага. По требованию военных все изменения конструкции планировали провести и на серийных машинах.

Решение о серии Ki.43 ВВС приняли в сентябре 1940-го. Завод фирмы "Накадзима" в Ота всю оснастку по выпуску Ki.27 передавал в Харбин, и уже с января 1941-го должен был перейти на сборку Ki.43. A новый истребитель к цифровому индексу добавил еще и собственное имя "Хаябуса" ("Сапсан" - порода сокола).

Головные самопеты первого серийного варианта Ki.43-1-Ko имели двигатели На-25 и деревянные винты, лишь впоследствии получив металлические пропеллеры. Кроме винтов, задерживались поставки и крупнокалиберных пулеметов, поэтому вооружение Ki.43-1 Ко состояло из пары 7,7 мм пулеметов (Тип 89). По мере поступления пулеметов, на самолет устанавливали один ствол калибра 7,7 мм и один Но-103 калибра 12,7 мм с боезапасом 250 патронов.

Истребитель с таким вооружением получил индекс Ki.43-1-Otsu.

Поставки "Сапсанов" в ВВС начались в июне 1941-го, и к августу два Сентая (полк армейской авиации) ©59 и ©64 полностью переучились с Ki.27 на Ki.43. Однако уже к ноябрю несколько машин потеряли из-за очень серьезного дефекта - при пикировании с большой перегрузкой разрушались силовые элементы крыла (расплата за снижение веса в ущерб прочности).

Пришлось все самолеты перегнать на аэродром Тачикава, где доработали и усилили слабые детали. Подобные меры предусмотрели и на выпускаемых Ki.43, но окончательно от данной проблемы избавиться не удалось.

На протяжении всей летной карьеры "Хаябусы", аварии и катастрофы при выходе из отвесного пикирования оставались частым явлением.

Первые строевые полки, вооруженные Ki.43, сразу привлекли к боевым вылетам. 64-й Сентай перебазировался на остров у побережья Камбоджи для участия в операции по захвату Малайи и Бирмы. "Сапсаны" прикрывали с воздуха переброску десанта на кораблях, поднимаясь в воздух вместе с истребителями Ki.27 других полков (это была лишь подготовка к захвату, а широкомасштабные военные действия начались 7 декабря).

В одном из вылетов летчики трех "Хаябусов" потеряли ориентацию и после выработки топлива вынуждены были совершить посадку в воды Сиамского залива.

С нападением 7 декабря 1941 -го японских авианосцев на Перл-Харбор война на Тихом океане вступила в новую фазу. Армия и флот Страны восходящего солнца один за другим занимали острова и целые государства, нанося союзникам все новые поражения. "Сапсаны" 59-го и 64-го Сентаев обеспечивали высадку 25-й армии на побережье Малайи и Сиама в районе Кота-Бару, Сингора и Патани. Ранним утром 8 декабря с аэродрома Дуонг Дон поднялись Ki.43 64-го Сентая на сопровождение бомбардировщиков "Мицубиси" Ki.21.
Целью атаки служил аэродром Сунгей-Патани, где базировалась 21-я эскадрилья истребителей "Буффало" австралийских ВВС.

После первого налета на земле остались гореть два "Буффало", а пять были серьезно повреждены. Вторая волна бомбардировщиков поработала не менее эффективно: к концу дня уцелело лишь четыре австралийских самолета из всей эскадрильи.

Вскоре боевые машины с красными кругами на крыльях уходили на задания уже с захваченных аэродромов союзников. 13 декабря командир 64-го Сентая майор Татео Като поднял 18 своих "Сапсанов" с полосы в Кота-Бару. Набрав 4000 м, японцы в полдень появились над Куала-Лумпуром - главным центром союзных войск.

Небо над городом защищали 12 австралийских "Буффало" - практически все оставшиеся истребители союзников в Малайе. Их низкие летные данные не позволяли на равных бороться с маневренными Ki.43. В скоротечном воздушном бою "Хаябусы" сбили пять "Буффало", серьезно повредив еще четыре. Японцы же потеряли всего один самолет.

Лейтенант Такаяма разбился при выходе из пикирования - от перегрузки сложилось правое крыло. Когда "Сапсаны" вернулись в Кота-Бару, все истребители части тут же подвергли тщательному осмотру. Оптимизма это мероприятие не добавило - на 6 самолетах обнаружили очень опасные трещины в лонжеронах. Пришлось в полевых условиях приклепывать различные накладки и дополнительные стрингеры.

С первых дней войны Япония захватила стратегическую инициативу, вытесняя союзников из Юго-Восточной Азии. Морские и воздушные бои все чаще заканчивались победными криками "банзай", и среди других истребителей очень неплохо потрудились "Сапсаны". К тому же, авиация США и Великобритании в этом регионе в начальный период боевых действий уступала японским самолетам по всем параметрам, а пилоты не имели опыта. Летчики Страны восходящего солнца, успев понюхать пороху в Китае и Монголии, считались очень грозными соперниками. Неудивительно, что многие из них стали асами, летая на маневренных Ki.43.

Так, майор Ясухико Курое из 64-го Сентая записал на свой счет в небе Бирмы 22 воздушных победы. А командир части майор Татео Като до своей гибели 22 мая 1942-го успел "завалить" 18 вражеских самолетов, из них 8, - летая на Ki.43. Там же в Бирме отличился сержант Сатоши Анабуки. Сначала в составе 50-го Сентая он летал на Филиппинах на Ki.27, а затем часть переучилась на Ki.43 и перелетела в Бирму.

Здесь за 18 месяцев пилот совершил 173 боевых вылета, одержав 30 побед. Но свой самый знаменитый воздушный бой Анабуки провел позже - 8 октября 1943-го.

В этот день он успешно атаковал два "Либерейтора" В-24 и пару "Лайтнингов" Р-38, а затем таранил еще один В-24. Совершив на поврежденном Ki.43 вынужденную посадку, Анабуки стал первым японским летчиком, уцелевшим после этого необычного приема. Не меньшую известность получили еще два летчика 50-го Сентая. Исаму Сасаки к апрелю 1944-го имел 32 победы, а Юкио Шимо-кава-15.

Всего в общем списке асов японских ВВС около 40 пилотов, летавших на "Сапсанах", имели в своем активе более 10 побед. Такой успех истребителя фирмы "Накадзима" вселял оптимизм в руководство Коку Хомбу.

Военные чиновники закрывали глаза на слабость конструкции, недостаточное вооружение и отсутствие бронезащиты, считая, что маневренность Ki.43 позволит ему надолго оставаться грозой союзников. Помогали утвердиться в подобном заблуждении и сами англо-американские летчики.

Не имея достаточного боевого опыта и летая на неповоротливых "Буффало" и "Харрикейнах", они без правильно построенной тактики ввязывались в бой с японскими асами на виражах и, естественно, проигрывали.

Проблему с усилением вооружения решили довольно быстро, когда крупнокалиберные пулеметы стали, поступать в достаточном количестве. "Сапсан" с парой 12,7-мм Но-103 (боезапас 250 патронов на ствол) получил индекс Ki.43-I-Hei.

Практически одновременно разработали модификацию Ki43-II с двигателем На-115 (взлетная мощность 1150 л.с), оснащенным двускоростным нагнетателем и трехлопастным металлическим винтом.

Первые пять прототипов Ki.43-II впервые поднялись в воздух в феврале 1942-го, сразу приступив к обширным испытаниям. Помимо мощного двигателя, новый "Сапсан" имел и другие отличия. Размах крыла уменьшили на 0,6 м.

Воздухозаборник карбюратора перенесли на верхнюю часть мотора, а под плоскостью появились усиленные узлы для двух бомб по 250 кг или пары 200-литровых баков. На Ki.43-II впервые подумали о защите летчика и баков. Пилот получил заголовник и несколько листов внизу из 13-мм брони. Абаки выполнили лишь из более толстой резины, чтобы хоть как-то снизить последствия повреждений.

Проведенные эксплуатационные испытания в Тачикава посчитали вполне успешными - новый "Сапсан" при той же маневренности разгонялся теперь до 530 км/ч и имел более мощное вооружение. И с ноября 1942-го на стапелях завода в Ота вместе с Ki.43-I-Hei стали собирать модификацию Ki.43-II-Ko. Для увеличения темпа выпуска столь необходимого воздушным силам Японии истребителя документацию на Ki.43 передали еще фирме "Тачикава Хикоки".

Последний экземпляр предыдущего варианта Ki.43-Hei (716-й по счету) выкатили из цеха в Ота в феврале 1943-го, полностью перейдя на сборку Ki43-II. Серийные "Сапсаны" поступали на вооружение все новых строевых полков, повсеместно заменяя устаревшие Ki.27. Последними в ВВС заменили Ki.27 на Ki.43 54-й и 77-й Сентаи в январе и июне 1943-го.



В начале 1943-го появилась очередная модификация - Ki.43-II-Otsu с воздухозаборником карбюратора новой формы и доработанными маслорадиаторами. Крыльевые узлы для подвесок перенесли подальше от фюзеляжа, поскольку несколько самолетов разбилось, когда при пикировании бомбы попадали в плоскость винта.

В дальнейшем на серийных машинах появились дополнительные воздухозаборники маслорадиатора снизу мотора. Летом 1943-го приступили к сборке со всеми этими доработками варианта Ki.43-II-KAI, который внешне отличался многочисленными выхлопными патрубками эжекторного типа (до сих пор выхлопные газы отводились по кольцевому коллектору с одной выпускной трубой с каждой стороны).

В 1943-м заводы вышли на максимальный темп выпуска Ki.43 - в Ота ежемесячно собирали 135 машин, а фирма "Тачикава Хикоки" за год выпустила 300 самолетов. "Хаябуса" стал самым массовым истребителем армейских ВВС, воюя на всех участках тихоокеанской войны. Союзные летчики получили возможность лично ознакомиться со "Сапсаном" в сентябре 1943-го.

На новой Гвинее захватили несколько поврежденных машин, собрав из них один летный образец. В Брисбене (Австралия) провели учебные бои "Оскара" (так назывался "Сапсан" у союзников) с различными типами истребителей. Самолет подтвердил репутацию сверхманевренной боевой машины, но со скоростными истребителями типа "Мустанга" и "Спитфайра" бороться ему было уже сложно. Да и вооружение всего из двух пулеметов в середине войны не могло считаться эффективным.

Стареющему Ki.43 в середине 1944-го пришел на смену более скоростной Ki.84 "Хаяте" с пушечным вооружением. Но "Сапсаны" с вооружения никто снимать не собирался, к тому же, прекращение выпуска, хорошо освоенного в производстве истребителя, сразу бы отразилось на боеготовности ВВС.

В мае 1944-го предприняли очередную попытку улучшить характеристики "сорок третьего". На 10 прототипах Ki.43-III-Ко установили двигатель Ha-115-II мощностью 1230 л.с, хотя в остальном машина была идентична Ki.43-II-KAI и имела такое же слабое вооружение из двух крупнокалиберных пулеметов. Максимальная скорость достигала 576 км/ч на 6680 м, а на набор высоты в 6100 м уходило 7,4 минуты.

Прототипы Ki.43-III-Ko собрали в Ота, а серийный выпуск данного варианта развернула фирма "Тачикава Хикоки". К лету 1944-го сборку Ki.43 оставили лишь на заводе этой компании, поскольку фирма "Накадзима" полностью перешла на выпуск Ki.84 "Хаяте".

Сходившие с конвейера "Сапсаны" продолжали поступать в строевые полки, а в апреле 1944-го 12 Ki.43-II передали Королевским ВВС Таиланда (союзник Японии). Истребители разместили на севере страны у границы с Бирмой и Китаем. Здесь "Хаябусы" с таиландскими опознавательными знаками несколько раз встречались в небе с самолетами 13-й воздушной армии ВВС США. Часть уцелевших машин пережила войну, оставаясь в летном состоянии до 1949-го.

С середины 1944-го основным истребителем армейских ВВС стал Ki.84. Но конвейер завода фирмы "Тачикава Хикоки" не останавливался до августа 1945-го, выпустив в общей сложности 2629 самолетов. Если сложить это количество с истребителями, собранными на заводе в Ота, получается очень впечатляющая цифра - 5919 "Сапсанов". Здесь учтены и два прототипа истребителя-перехватчика Ki.43-III-Otsu, подготовленные к производству конструкторами компании "Тачикава".

Последний вариант "Хаябусы" имел мощный мотор На-112 (1300 л.с.) и пушечное вооружение из двух Но-5 калибра 20 мм. Но до серии дело не дошло - к моменту капитуляции Японии оба прототипа все еще проходили испытания.

Окончание войны ветеран Ki.43 встретил полноценным боевым самолетом, оставаясь штатным истребителем 11 строевых полков и нескольких отдельных эскадрилий. До последнего дня сражений над Тихим океаном "Сапсаны" уходили на боевые задания и встречались с союзными пилотами в воздушных схватках.

В истории японской авиации Ki.43 сыграл значительную роль, навсегда оставшись самым массовым истребителем армейских ВВС во Второй мировой войне. Но удачным самолет можно назвать с большой оговоркой. Главное его качество - отличная маневренность, конечно, помогла "Сапсану" в начальный период войны. Отсутствие в союзной авиации достойных противников обеспечивало вертким Ki.43 отличные шансы на победу.

С поступлением на вооружение США и Великобритании новейших истребителей, недостатки "Хаябусы" стали видны все отчетливей. Малая прочность конструкции (соответственно, быстрое разрушение даже при случайном попадании), отсутствие бронезащиты пилота и протектирования топливных баков, недостаточные скоростные характеристики и слабое вооружение - все это перечеркивало преимущество Ki.43 в маневренности.

Концепция легкого маневренного истребителя с небольшой удельной нагрузкой на крыло ушла в прошлое, уступив дорогу тяжелым и скоростным боевым самолетам с пушечным вооружением.

Такие машины появились в Японии лишь в середине войны. Поэтому всю тяжесть воздушных боев начала битвы над Тихим океаном вместе со знаменитым "Зеро" (основной истребитель морской авиации) выдержал "Сапсан". И начало его боевой карьеры было очень удачным - большинство асов Страны восходящего солнца счет сбитых самолетов противника открыли именно на "сорок третьем". В этом, пожалуй, и состоит главная заслуга истребителя Ki.43 фирмы "Накадзима".







 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU