Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Фамилия флота: Меркурий

Меркурий, римский бог торговли. Удивительно, но это не редкое имя в боевых флотах всего мира. А учитывая, что римляне не были знатными мореходами, то и вовсе удивительно. Возможно, это связано с тем, что по римским мифологии Меркурий был самым скоростным, самым ловким, самым хитрым.
Катер(куттер) Меркурий (1788-1805)
Первое упоминание имя Меркурия в русском парусном флоте датируется 1788 годом. Именно в этом году с английских стапелей для Российской Империи и по чертежам легендарного адмирала Грейга сходит катер Меркурий, положившей начало славной династии.
Технические данные:


Построен в Англии по чертежам  адмирала Грейга в 1788. Длина 29.4м. Ширина 9.2м. Осадка 4.1м.Вооружение:  22-е 24-х фунтов карронад.  По типу – катер. Максимальный экипаж – 110 человек. Был одним из быстрейших крейсерских судов своего времени. А благодаря веслам мог передвигаться даже в штиль. 
Жизнеописание:
Детство это корабля было отнюдь не спокойным и не мирным. Сразу же по прибытию в составе Балтийского флота вступил в войну со Швецией (1788-1790). А зимой вместо изначальных 29 12-и фунтовых пушек установили 22 24-фунтовых карронад.28 июня 1788 пришел в Копенгаген и присоединился к эскадре вице-адмирала В. П. Фондезина. С 19 июля по 16 августа с эскадрой выходил в крейсерство в Балтийское море для поиска шведских судов.Замаскировавшись под торговое судно, вышел из Копенгагена 19 апреля 1789 в крейсерство в Балтийское море, взял в приз 29 шведских купцов, 29 апреля у о-ва Борнгольм атаковал и вынудил сдаться шведский катер «Снаппуп» и 3 мая привел его в Копенгаген. 16-го того же месяца в составе отряда вышел в крейсерство в пр-в Скагеррак. Дошел до Гетрборга и хитростью пленил двух лоцманов. С их помощью изучил шведское побережье, ранее недоступное из-за неизвестного фарватера, а также узнал про месторасположения шведских фрегатов. 40-пушечный «Венус» был избран в качестве жертвы. 19 числа встретил его у Марстранда. Два дня неотступно следовал, ожидая благоприятного ветра.21-го, в штиль, на веслах подошел вплотную к корме фрегата и открыл огонь, сбивая такелаж и рангоут. Фрегат мог вести ответный огонь только из кормовых орудий, а их было немного. На нем была сбита фор-стеньга с такелажем. На звуке выстрелов ринулись наши корабли, крейсеровавшие поблизости. Увидев их, воодушевленный «Меркурий» усилил огонь, и минуту спустя «Венус» спустил свой флаг. Пленный фрегат был взят на буксир и доставлен в Копенгаген. Потери русских составили: 4 убитых и 6 раненых; была сбита грот-стеньга. За этот подвиг капитана катеру капитана 2-го ранга перевели на захваченный им же «Венус».
Положение меркурия в выборгском сражении

 19 июля в составе эскадры он вышел из Копенгагена и 22.7 у о-ва Борнгольм эскадра присоединилась к флоту и в его составе крейсировала в районе о-в Борнгольм — о-в Готланд — м. Дагерорт — о-в Наргин, а 16 августа прибыла на Ревельский рейд. С 27.8 по 24.9 с эскадрой «Меркурий» крейсировал в Балтийском море. 2.5.1790 в составе эскадры адмирала В. Я. Чичагова участвовал в Ревельском сражении, стоял в третьей линии вместе с другими катерами.
 3 мая снялся с якоря и вместе с фрегатом «Подражислав» атаковал севший на мель у о-ва Вульф шведский корабль «Риксенс Стендер» (был сожжен шведами), после чего вернулся на рейд к эскадре. 24 числа эскадра В. Я. Чичагова вышла в море, 25-го у о-ва Сескар соединилась с Кронштадтской эскадрой, и, преследуя шведский флот, они вошли в Выборгский залив. 26-го у о-ва Питкопас «Меркурий» вместе с фрегатом «Венус» (тем самым, плененным) атаковал отряд шведских канонерских лодок, заставив их отойти в шхеры.В начале июля вместе с кораблем «Сысой Великий» ушел в Кронштадт. 13-го числа вышел из Кронштадта, сопровождая гребную флотилию вице-адмирала принца К. Нассау-Зигена в Барезунд. 22 июня участвовал в Выборгском сражении (на картинке красным отмечана его позиция), до 13 июня с эскадрой крейсировал у Гельсингфорса, затем прибыл на Ревелъский рейд. С 1.9 по 5.11 с отрядом ходил в Копенгаген, затем вернулся в Ревель. В 1791, 1794, 1796–1799 и 1803 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском зал. 21.4.1793 вышел из Ревеля, сопровождая фрегат «Венус», на котором находился граф д'Артуа (дядя французского короля Людовика XVI). Доставив графа в Голландию, катер 15.7 присоединился к флоту, находившемуся у о-ва Мэн, и 11.8 вернулся с ним в Ревель. 30.10 вместе с транспортником «Анна-Маргарита» вышел в Стокгольм, чтобы доставить туда русского посланника в Швеции графа С. П. Румянцева, в ноябре 1793 вернулся в Ревель.В 1795 и 1804 находился в готовности в Кронштадте. Участвовал в войне с Францией 1798–1800. В 7.1799 в составе эскадры адмирала П. И. Ханыкова крейсировал у берегов Померании, досматривая встречные суда. (Найти какие либо подробности этого похода стоит больших трудов, но скорее всего это был не досмотр, а простой грабеж французских торговцев).  11 июля 1800 вышел из Кронштадта в Копенгаген на соединение с эскадрой контр-адмирала М. К. Макарова, но из-за течи вернулся от о-ва Сескар. Разобран после 1805.
Капитаны: Р. В. Кроун (с 1788 до 7.1789), И. Я. Чернавин (с 7.1789 по 1793), Д. А. Лукин (1794), Р. П. Шельтинг (1795–1796), Г. И. Волоцкой (1797–1799), М. И. Баскаков (1800), Е. Ф. Развозов (1803–1804). Госпитальное судно «Меркурий» (1798-1804)
Бывшее шведское судно, взятое в плен 14 августа 1798 в первом Роченсальмском сражении, вошло в состав БФ. Хороший пример не только популярности имени в различных флотах, но и того, что в составе флота могло находиться несколько кораблей под одним именем.
В Российском парусном флоте в госпитальные суда на период боевых действий переоборудовались устаревшие корабли, фрегаты или транспорты, «Меркурий» же был построен как специальное госпитальное судно. Участвовал в войне со Швецией 1788–1790. В 1790, находясь в составе эскадры вице-адмирала Т. Г. Козлянинова, во время боевых действий в Выборгском заливе принимал с боевых судов раненых и больных. В 1793 и 1798–1803 в составе гребной флотилии находился в практических плаваниях в шхерах. В 1794 ходил между портами Финского и Рижского залива и в Мемель. В июне 1795 вышел из Роченсадьма и присоединился к эскадре вице-адмирала П. И. Ханыкова, шедшей в Англию. 1-го июля пришел в Копенгаген, где принял на борт больных с судов эскадры и доставило их в Кронштадт. Разобран в 1804 в Роченсальме.
Капитаны: А. С. Котельников (1790), Н. Ф. Воинов (1793), С. М. Китаев (до 6.1794), К. К. фон Гепгард (с 6.1794), А. Т. Быченский 4-й (1795), А. Г. Перелешин (1798), С. П. Тархов (1803). Бриг «Меркурий» (1808-1830)
Наследником кутера «Меркурий» станет 20 пушечный бриг, и он тоже будет воевать со Швецией, но уже в 1808-1809. 
Технические характеристики:Спущен на воду 7 июля 1808 года. Длина 29,7м. Ширина 9,2м. Осадка 3,9м. На борту нес 20 пушек. По типу бриг, из серии «Гонец»(всего было построено 2 таких корабля). Вошел в состав Балтийского флота.
Жизнь:
Участвовал в войне со Швецией 1808–1809. В 1809 выходил в крейсерство в Финский залив, конвоировал канонерские лодки в Биорке-зунд. В 1810, 1811, 1816, 1818–1820 и 1824 находился в практических плаваниях в Балтийском море, Финском и Ботническом зал. В октябре 1811 снял с мели ЛГ «Ганимед». Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813–1814. 10–16.5.1812 в составе отряда капитана 2 ранга И. С. Тулубьева перешел из Кронштадта в Свеаборг, а затем вышел в крейсерство в Балтийское море для защиты торговых судов от французских каперов. 16 июля привел в Ригу из Либавы 19 транспортных судов с артиллерией, порохом, провиантом и амуницией. 15-го августа присоединился к отряду И. С. Тулубьева и 19-го прибыл с ним на Данцигский рейд. До 4 сентября блокировал крепость с моря, а затем вернулся в Свеаборг. В 1813 и 1814 крейсировал в Балтийском море и Финском зал. Летом 1815 тимберован в Кронштадте. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р. В. Кроуна ходил к берегам Франции. В Кале суда эскадры приняли на борт русские войска и доставили их в Кронштадт. Разобран в 1830 в Кронштадте.
Капитаны: А. Е. Штех (1808–1809), Е. А. Богданов (1810), П. И. Сущев (1811–1813), Г. И. фон Платер (1814; 1816–1817), Е. Е. Куличкин (1818), Т. Г. Баранов 2-й (1819), М. М. Скворцов (1824). Фрегат «Меркурий»(1815-1818) Еще один хороший показательный пример состоянии дел в русском флоте во времена царствования Александра I. Во-первых, этот корабль был наиболее массовым среди русских фрегатов (всего было построено 44 таких фрегатов, сторящихся скорее не из-за своих характеристик, а из-за слабого развития, если не сказать более, нашего флота во времена  Александра I. Во-вторых, как многие наши корабли был продан испанской короне. И наконец, не отживет свое еще бриг, а он уже будет спущен на воду.





Технические характеристики: Длина – 48.53м. Ширина 12.65м. Осадка 3.86. Несет на себе 44 орудия.

Жизнь:
Заложен 14 марта 1814г На Охтенской верфи в Петербурге, спущен 13 июля 1815. Принадлежит серии «Спешный». после схода вошел в состав Балтийского флота. В 1816 доставил из Кронштадта в Голландию приданое великой княгини Анны Павловны, затем перешел в Англию, стоял на Темзе у г. Вулич (Вулидж), находился в распоряжении великого князя Николая Павловича. Весной 1817 вернулся в Кронштадт. Осенью 1817 в составе эскадры контр-адмирала А. В. Моллера вышел из Ревеля в Испанию и прибыл в Кадис. В 1818 продан испанскому правительству, а экипаж на транспортах вернулся в Россию.
Капитаны:   П.Ф. Качалов (с 1816 по 6.1817), Г. И. Невельской (с 6.1817 по 1818). Фрегат «Меркурий»(1819-1829)
Точная копия первого. Спрашивается: "Зачем надо было продавать первый????" Пожил он вроде по-лучше чем его предшественник. Но тоже не впечатляет.
Жизнь:
Заложен 31 июля 1819 на Соломбальской верфи. Строитель A. M. Курочкин. Спущен 31 мая 1820, вошел в состав Балтийского флота.В 1820 в составе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1823 и 1824 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море. 7 октября 1824 во время наводнения стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен на отмель к Северной стенке. Снят с отмели 8.7.1825.
10.6.1827 в составе эскадры адмирала Д. Н. Сенявина вышел из Кронштадта и, по пути зайдя в Ревель и Копенгаген, 28.7 прибыл в Портсмут. После ухода эскадры контр-адмирала графа Л. П. Гейдена в Средиземное море 12 августа с эскадрой Д. Н. Сенявина вышел из Портсмута и 13 сентября вернулся в Кронштадт. В 1828 в составе эскадры Д. Н. Сенявина находился в практическом плавании в Балтийском море до Кеге-бухты. Разобран в 1829 в Кронштадте.
Капитаны: А. Е. Штех (1808–1809), Е. А. Богданов (1810), П. И. Сущев (1811–1813), Г. И. фон Платер (1814; 1816–1817), Е. Е. Куличкин (1818), Т. Г. Баранов 2-й (1819), М. М. Скворцов (1824). Бриг «Меркурий» (1820-1857)
Легендарное судно, если что-то знают про славу «Меркурий», то скорее всего имеют ввиду этот бриг. Даже в Педовики Википедии только про него есть информацияя, и все.
Техническая информация: Длина по палубе — 30,9 м. Длина по ватерлинии — 23,6 м. Ширина с обшивкой — 9,7 м. Углубление форштевнем — 2,74 м. Углубление ахтерштевнем — 3,96 м. Глубина интрюма — 2,94 м. Водоизмещение — 390 т. 24-фунтовые каронады — 18 шт, 36-фунтовые пушки — 2 шт. Экипаж — 110 человек.


 
Жизнь:
Заложен в Севастополе 28 января 1819г. Его построили из крымского дуба по уникальным чертежам и спустили на воду 7 мая 1820 г. Корабельный мастер полковник И. Я. Осминин


задумал «Меркурий» как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. Малая осадка «Меркурий» обусловливала меньшую, чем у других бригов, глубину трюма и ухудшала его ходовые качества.После постройки вошел в состав Черноморского флота
В 1820 в составе эскадры вице-адмирала А. С. Грейга находился в практическом плавании в Черном море. В 1821–1827 в составе отрядов крейсировал у берегов Абхазии. Участвовал в войне с Турцией 1828–1829. 21 апреля 1828 с эскадрой вице-адмирала А. С. Грейга вышел из Севастополя и 2 мая прибыл к Анапе. 5-го с отрядом был отправлен в крейсерство у Кавказского побережья. 8 того же месяца у Суджук-Кале взял в плен турецкое судно с десантом до 300 человек и привел его к флоту. Затем конвоировал пленные суда в Керчь. 15 мая с отрядом вице-адмирала Ф. Ф. Мессера ушел от Анапы в Севастополь, а затем к м. Калиакра. До августа 1828 крейсировал у Варны, ходил в Одессу с донесениями, сопровождал ФР «Флора», который доставил в Одессу Е.И.В. Николая I. В августе 27-го ушел в Севастополь «для исправлений», затем находился в крейсерстве у берегов Абхазии. В апреле 1829 прибыл к флоту, стоявшему у Сизополя, и 21 того же месяца с отрядом вышел к пр-ву Босфор. Не обнаружив турецкого флота, русские суда 7 апреля вернулись в Сизополь. Через пять дней в составе отряда (44 пушечный фрегат «Штандарт» и 20-и пушечный бриг «Орфей») «Меркурий» вышел к пр-ву Босфор.
На рассвете 14(26) мая, в 13 милях от пролива, отряд заметил турецкую эскадру, в числе14 судов шедшую от берегов Анатолии. Сахновскому (капитану фрегата) очень хотелось поближе разглядеть противника, чтобы определить, с какими силами на этот раз вышел капудан-паша. На фалах «Штандарта» затрепетал сигнал: «Меркурию» лечь в дрейф». Сахновский берег самый тихоходный корабль своего отряда. Сосчитав турецкие вымпелы, «Штандарт» и «Орфей» повернули назад. Неприятельская эскадра устремилась в погоню за русскими кораблями. Увидев возвращающихся разведчиков, Казарский самостоятельно приказал сниматься с дрейфа и поднимать паруса. Очень скоро быстроходный «Штандарт» поравнялся с «Меркурием». На его мачте взвился новый сигнал: «Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход». «Штандарт» и «Орфей» резко вырвались вперед и быстро превратились в два пушистых облачка на горизонте. А за кормой «Меркурия», который нес все возможные паруса, неумолимо вырастал лес мачт турецких кораблей. Неприятель шел строго на север. Лучшие турецкие ходоки - 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74-пушечный «Реал-бей» под флагом младшего флагмана — постепенно настигали «Меркурий». Вся остальная турецкая эскадра легла в дрейф, ожидая, когда адмиралы захватят либо утопят строптивый русский бриг.
Бриг меркурий ведет бой


Шансы на спасение у «Меркурия» были ничтожны (184 пушки против 20, даже не принимая во внимание калибры орудий) и почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.Около двух часов дня ветер стих, и ход преследующих кораблей уменьшился. Пользуясь этим обстоятельством, Казарский, используя весла брига, хотел увеличить расстояние, отделявшее его от противника, но не прошло и получаса, как ветер снова посвежел и турецкие корабли начали сокращать дистанцию. В исходе третьего часа дня турки открыли огонь из погонных пушек.
После первых же турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет. По давней воинской традиции первым имел привилегию высказать свое мнение младший по чину. «Нам не уйти от неприятеля, - сказал поручик Корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев - Будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его на воздух». Командир брига «Меркурий» 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, за бои под Варной в 1828 г. награжденный золотой саблей и считавшийся одним из храбрейших офицеров Черноморского флота, в своем донесении адмиралу А. С. Грейгу писал:«...Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру». Закончив офицерский совет, командир брига обратился к матросам и канонирам с призывом не посрамить чести Андреевского флага. Все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге. Перед турками был противник, предпочитавший смерть капитуляции и бой спуску флага.
Прекратив действия веслами, команда быстро изготовила бриг к бою: заняли свои места у орудий канониры; заступил на пост у флаг-фала часовой с категорическим приказом Казарского стрелять в любого, кто попытается спустить флаг; висевший за кормой ял был сброшен в море и из двух 3-фунтовых пушек, перетащенных в ретирадные порты, открыт ответный огонь по неприятелю. Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего брига. Несмотря на девятилетний возраст (не преклонный, но почтенный), «Меркурий» был крепок, правда тяжеловат на ходу. Прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство маневра и меткость канониров. Настоящий бой начался, когда «Селимие» попытался обойти бриг справа и дал залп своим левым бортом, от которого Казарскому удалось удачно уклониться. Далее, в течение получаса, «Меркурий», используя весла и искусно маневрируя, заставлял противника действовать только погонными орудиями, но потом был поставлен между обоими кораблями.
Густой рой ядер, книппелей и брандскугелей полетел в «Меркурий». На требования «сдаваться и убирать паруса» Казарский отвечал залпами каронад и дружным ружейным огнем. Такелаж и рангоут — вот «ахиллесова пята» даже таких гигантов, как эти многопушечные великаны. Наконец метко пущенные 24-фунтовые ядра «Меркурия» перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу «Селимие», что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Но перед этим он послал в бриг прощальный залп со всего борта. «Реал-бей» настойчиво продолжал бой. В течение часа, меняя галсы, он бил бриг жестокими продольными залпами. «Меркурий» упорно отбивался, пока еще один удачный выстрел не перебил левый нок фор-марса-рея турецкого корабля, который, падая, увлек за собой лисели. Эти повреждения лишили «Реал-бей» возможности продолжать преследование, и в половине шестого он прекратил бой.



Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, «Штандарт» и «Орфей», посчитав «Меркурий» погибшим, приспустили, в знак траура по нему, свои флаги. Пока израненный бриг приближался к Сизополю (Созопол, Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота, контуженный, с перевязанной головой, А. И. Казарский подсчитывал потери: 4 убитых, 6 раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 — в такелаже, разбиты все гребные суда. На следующий день, 15 мая, «Меркурий» присоединился к флоту, который, извещенный «Штандартом», в 14 часов 30 минут вышел в море в полном составе. Сначала отправился в Сизополь "для исправлений",но 30-го ушел в Севастополь на ремонт.
Подвиг брига получил высокую оценку противника. После боя один из штурманов турецкого корабля «Реал-бей» отметил:«Если в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все прочие затмить, и имя героя достойно быть начертано золотыми буквами в храме славы: капитан был сей Казарский, а имя брига «Меркурий». Экипаж «Меркурия», вписавший новую страницу в книгу русской морской славы, был щедро награжден и обласкан. А. И. Казарский и И. П. Прокофьев получили по Георгию IV степени, остальные офицеры — ордена Владимира IV степени с бантом, все матросы — знаки отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины, а Казарский еще получил и звание фли-гель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалованья. В офицерские гербы Департамент геральдики Сената внес изображение тульского пистолета, того самого, что лежал на шпиле брига перед люком крюйт-камеры, а матросские штрафы были исключены из формулярских списков. Бриг вторым из русских судов получил памятный Георгиевский флаг и вымпел.
В 1830, 1831, 1837–1842, 1846–1848 и 1853 в составе отрядов и эскадр действовал у Кавказского побережья. 30.7.1830 задержал у Сухум-Кале турецкое судно с пушками и боеприпасами. 23 июля 1831 в составе отряда капитана 2 ранга Г. И. Немтинова доставил десант из Анапы в Геленджикскую бухту. 25–27.7 суда отряда обстреливали укрепления Горцев, затем высадили десант. «Меркурий» участвовал в создании Кавказской укрепленной береговой линии: высаживал десанты, основавшие укрепления в устьях рек Сочи (13 апреля 1838, с эскадрой контр-адмирала Ф. Г. Артюкова), Туапсе (12 мая 1838, с эскадрой вице-адмирала М. П. Лазарева), Псезуапе (7.июля 1839, с эскадрой контр-адмирала С. П. Хрущева) и Субаши (3 апреля 1839, с эскадрой вице-адмирала М. П. Лазарева). 8– 10.10.1841, находясь в составе отряда контр-адмирала М. Н. Станюковича, содействовал продвижению войск генерала И. Р. Анрепа от Адлера до Сочи. В 1832–1836 стоял в Севастопольском порту. Зимой 1837/38 тимберован в Севастополе. В 1843–1845 и 1849–1852 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В 1854–1856 (во время Крымской войны) стоял в Николаеве. Разобран после 1857.
Капитаны: И. М. Головин (1820), Л. А. Мельников (1821), А. Г. Конотопцев (1822–1825), С. М. Стройников (1826–1828), А. И. Казарский (до 25.5.1829), С. А. Стерленгов (с 26.5.1829), М. П. Панютин (1830–1832), Ф. М. Новосильский (1835– 1838), Н. П. Вульф (1839–1840), Н. И. Казарский (1841–1848), Н. М. Соковнин (1849), Н. Е. Каландс (1850–1851), К. Я. Явленский (1852–1853), С. Ф. Загорянский-Кисель (1854–1856).


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU