Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Конвейера и комплектующие Картотека интернет-сайта БКШ 160-400

В ангаре экспонируется испытанный В.П. Чкаловым самолет-истребитель И-16. В 30-е годы это был один из лучших в мире скоростных самолетов. В декабре этого же года он впервые вывел на взлетную полосу И-16. В процессе испытаний этот самолет доставил Чкалову много неприятных минут. Он неоднократно спасал машину от, казалось бы, неминуемой катастрофы. Однажды при аварийной ситуации катастрофы избежать не удалось, и самолет, упав на землю, разбился. Чкалов лишь чудом остался жив. Чкалов научил летать эту машину. Он приложил немало сил для того, чтобы этот самолет был пущен в серийное производство. Когда И-16 был уже на вооружении, Чкалов ездил по строевым летным частям и показательными полетами убеждал пилотов в совершенных по тому времени качествах самолета. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обмерзание и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. 06

МИГ-15бис – самолет-мечта. Конечно же Чкалов на нем не летал, но мечтал о таких машинах. Это был один из первых советских реактивных самолетов, превосходящий американские аналоги по многим критериям. После снятия с вооружения МИГ-15 долгое время являлся учебной моделью в летных училищах. 07

Это гигант АНТ-25, разметнувший алые крылья на всю длину ангара. На этом самолете чкаловский экипаж совершил два беспосадочных перелета: первый по маршруту Москва – Дальний Восток, и второй – через Северный полюс в Америку. Осенью 1935 года Г.Ф. Байдуков, товарищ Чкалова по работе в НИИ ВВС, обращается к нему с предложением возглавить экипаж самолета АНТ-25 для перелета через Северный полюс в США. После некоторых колебаний Чкалов соглашается с этим предложением. Весной 1936 года экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова обращается в правительство с просьбой о разрешении на перелет. Однако первоначально экипажу было дано разрешение на перелет по маршруту Москва – Петропавловск-на-Камчатке. Началась подготовка экипажа и самолета к полету. 08

Воздухозабор охлаждения. По одной из версий, на И-180 Чкалова не закрывались такие же жалюзи, что и привело к переохлаждению и выходу из строя двигателя. Самолет АНТ-25 создавался специально для достижения предельной дальности полета. Он назывался еще «РД» – «Рекорд дальности». 20 июля 1936 года экипаж В.П. Чкалова стартовал в этот легендарный перелет – на Дальний Восток. 22 июля через 56 часов полета в сложнейших метеорологических условиях Чкалов посадил гигантскую машину на узкой песчаной косе острова Удд (позже переименован в остров Чкалова). 9375 километров пройденного пути – таков итог этого перелета. За этот подвиг Чкалов, Байдуков и Беляков были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденом Ленина. 09

Какое-то технологическое отверстие в нижней части корпуса самолета, назначение не понял. АНТ-25 цельнометаллический одномоторный моноплан с двигателем АМ-34 конструкции А.А. Микулина. Отличительной особенностью его является большое удлинение крыла. Размах крыльев самолета составляет 34 метра. Обшивка его крыльев выполнена из гофрированного дюралюминия, обтянутого для уменьшения сопротивления полотном. В кессонах лонжеронов крыльев размещались топливные баки. АНТ-25 мог взять почти 6 тонн топлива. Пустой самолет весил 4,2 тонны. В конструкции самолета была предусмотрена возможность посадки на воду. Самолет имел совершенное по тем временам радиооборудование, аэронавигационные приборы. Мысль о перелете через Северный полюс в США не оставляла чкаловский экипаж. И вот, наконец, в мае 1937 года разрешение было получено. 18 июня 1937 года АНТ-25 взял старт для второго героического перелета. Полет через Северный полюс был еще более трудным, чем первый. Но воля и мужество летчиков победили. Полет был завершен 20 июля 1937 года в американском городе Ванкувер. Экипаж пробыл в воздухе без посадки 63 часа 25 минут и покрыл расстояние более 10 тысяч километров. 10



Не знаю, оригинальная это надпись или восстановленная, но факт остается фактом – оба беспосадочных перелета назывались «Сталинский маршрут». По клику большая версия. За осуществление этого перелета В.П. Чкалов и члены его экипажа были награждены орденом Красного Знамени. 11

В ангаре музея хранится также личный самолет В.П. Чкалова У-2. Этот самолет был подарен Чкалову советским правительством после перелета на Дальний Восток. Валерий Павлович использовал его для поездок по депутатским делам, неоднократно прилетал на нем на свою родину в Чкаловск. В 1944 оду после смерти Н.Н. Поликарпова самолет в честь конструктора был переименован в ПО-2, а позже народ переименовал его в кукурузник. У-2 (ПО-2) держит в истории мировой авиации первенство по длительности его производства (выпускался с 1928 по 1953 год). 12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой. 1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180. 12

Лимузин марки «Паккард». 13

Такие автомобили были подарены всем трем участникам перелета в Америку. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Непредвиденное случилось в финальной части полета, при заходе на посадку. День 15 декабря выдался очень морозным, воздух остыл до-25°. Двигатель М-87, не имевший лобовых жалюзи, на планировании остыл и при попытке изменения режима его работы внезапно остановился. С одной стороны, это следствие недоработанности конструкции, с другой -ошибка пилота. Возможно, с этой неприятностью удалось бы справиться, ведь Чкалов, как опытный пилот, прибирал газ, имея достаточный запас высоты. Но все же высоты не хватило. Почему? Представляется, что расчет на посадку Чкалов строил как на И-16, который имел воздушный винт постоянного шага. Но на И-180 поставили винт изменяемого шага ВИШ-ЗЕ, имевший два фиксированных положения: малый шаг для взлета и посадки и большой – для режима максимальной скорости. А поскольку механизм поворота лопастей был еще не доведен (одна из многочисленных, так и не устраненных к моменту первого полета недоделок), пропеллер зафиксировали во взлетно-посадочном положении, то есть на малом шаге. В случае, если двигатель глохнет на малом шаге, лопасти винта, развернутые своей фронтальной плоскостью навстречу потоку, превращаются в довольно эффективные воздушные тормоза. Чкалов этого мог и не знать. Маловероятно, что ранее он уже сталкивался с чем-то подобным, ибо винты изменяемого шага были тогда новинкой в нашей авиации. В результате его расчет на посадку оказался ошибочным, самолет не дотянул до аэродрома и грубо приземлился на пустыре, снеся шасси. Пилота при столкновении с землей выбросило из кабины. Падая, он ударился головой о торчащий рельс. Немедленно примчалась «скорая», Чкалова отвезли в Боткинскую больницу, где через два часа он умер, не приходя в сознание. 14

Примус. Имеет место версия о политическом преднамеренном убийстве Чкалова. Говорят, что весной 1938 года Сталин пригласил Чкалова к себе и предложил ему совместить два поста – наркома транспорта и наркома внутренних дел. На что Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенность работы над новым самолетом. Возможно, помятуя об этом разговоре, Чкалов и отклонился от маршрута полетного задания, пролетев над ближней дачей Сталина, желая сделать ему подарок. Вероятно готовили покушение на Чкалова – для охоты, куда он собирался после полета, были приготовлены патроны, которые могли привести при стрельбе к «несчастному случаю». 15

Кислородная маска. «Принятые меры» затронули ближайшее окружение Чкалова. Были арестованы заместитель Поликарпова – ведущий конструктор Д.Томашевич, директор завода №156 Усачев и др. Самого Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался подписать акт готовности самолета к первому полету и ходатайство Байдукова. Общий список репрессированных по делу Чкалова составил 60 человек. Никто из участников проекта И-180 не умер своей смертью. Некоторые погибли при загадочных обстоятельствах. На следующий день после катастрофы ведущий инженер по проекту И-180 Лазарев был сброшен с электрички и погиб, а арестованный начальник главка авиапромышленности Беляйкин, отсидев 5 лет, вышел на свободу и на следующий день был убит. Во время массовых арестов в Авиапроме был арестован некий заведующий отделом В. Чкалов, который потом был расстрелян.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU