Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

aviator9298: О прописке.

В сер. 30-х гг. не было, пожалуй, истребителя, который пользовался бы подобный широкой известностью в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12), сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым.

По собственному внешнему виду и летным качествам И-16 круто отличался от большей части собственных серийных современников. Минимальные размеры, “бочкообразный” толстый фюзеляж, маленькое крыло, площадью вместе с подфюзеляжной частью в 14,54 кв.м и заголовник кабины летчика, переходивший в вертикальное перья. Конструкция И-16 – смешанная. Фюзеляж – деревянный, монокок выклеенный из шпона, с толщиной стенок от 4 мм в передней до 2,5 мм в хвостовой куски. Каркас фюзеляжа составляли 4 лонжерона и 11 шпангоутов – рамных, из сосновых реек фанерных стоек, коробчатого сечения; стрингеры – рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности монокок изготовлялся из 2-х половин (левой и правой), стыкованных в плоскости симметрии самолета. Лонжероны центроплана – ферменные; нервюры – ферменные цельнодуралюминовые из коробчатых профилей. Обшивка центроплана – полностью из дюралюмина. Лонжероны консолей крылышка – с полками из стальных труб и стенками из дюралюмина. Соединение полок лонжеронов центроплана и консолей – накидными гайками. Носок крылышка – дуралюмин ,5 мм, зализы – выклеенные из шпона. Обтяжка консолей – полотно. Элероны – щелевые, частично выполнявшие функцию закрылков путем одновременного опускания на 15 градусов при посадке. Элероны и наряд из перьев – из Д6 с полотном. Управление рулем высоты и элеронами – жесткое, рулем направления и шасси – тросовое (за исключением последних выпусков И-16). Шасси состояло из 2-х отдельных пирамид и было оригинальной конструкции, свойственной тому времени, когда пневмо- и гидросистемы с силовыми цилиндрами еще не вошли в практику и распространены были только механические ручные тросовые приводы от летчика. Вес пустого (тип 10) -1315, взлетный – 1715 кг. Истребитель непрерывно совершенствовался, менялся в деталях, оснащался больше мощными двигателями и больше сильным вооружением. Однако его главная схема, размеры, формы и обводы фюзеляжа, крылышка и оперения оставались неизменными. И-16 создавался как скоростной истребитель, в коем одновременно преследовалась цель достижения наибольшей маневренности для ведения воздушного боя. Для этого центр тяжести в полете был совмещен с центром давления приблизительно на 31% САХ. Имело место мнение, что в этом ситуации самолет будет больше маневренным. В действительности получилось, что И-16 стал почти недостаточно устойчивым, в особенности на планировании, требовал крупного внимания от летчика, реагировал на малейшее движенье ручки. И наряду с этим не было, пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на современников собственными скоростными качествами. Небольшой И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего также весьма эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых бипланов. После любой модификации скорость, потолок и вооружение самолета возрастали. I-е серийные истребители, построенные в 1934 г. с двигателем М-22, развивали скорость до 360 км/час. Самолеты последних серий производства 1939 г., с двигателем М-62, летали уже со скоростью 460-490 км/час. Вооружение И-16 выпуска 1939 г. состояло из 2-х пушек и 2-х пулеметов. Зарегистрированы следующие модификации И-16: И-16 – М-22 (ЦКБ-12), И-16 дублер (ЦКБ-12 бис), И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис ) с двигателем М-25, И-16 тип 5 с двигателем М-25. С истребителем И-16 связаны многие славные страницы истории советской авиации. Самолеты I-х серий получили боевое крещение в схватках с фашистами в небе Испании. На машинах дальнейших выпусков с установками для реактивных снарядов наши авиаторы громили японских милитаристов на Халхин-Голе. И-16 принимали участие в боях с немецко-фашистской авиацией в I время ВО. На таких истребителях сражались и одержали много побед дважды Герои Советского Союза Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, А. В. Ворожейкин, В. Ф. Сафонов и иные авиаторы. И-16 типов 5 и 10 в крупных количествах применялся республиканской авиацией Испании. Был пушечный вариант самолета, И-16п (2 пушки ШВАК), И-16 типа 17 предназначался для штурмовки. Вооружение – 2 пушки ШВАК, 2 пулемета ШКАС, 200 кг бомб на внешней подвеске. И-16 типа 24 (1939) снабжен 2-мя пушками ШВАК, 2-мя пулеметами ШКАС. Временами ставили 4 ШКАСА и 1 синхронный крупнокалиберный пулемет БС. Самолет вооружали тоже 6-ю реактивными снарядами РС-82. Бомбовая нагрузка – до 200 кг. В процессе развития полетный вес И-16 вырос больше чем в полтора раза. И-16 типа 24 принял участие в начальном периоде ВО. И-16, приспособленные для пикирующего бомбового удара, оказались частью “звена” – СПБ (”составного пикирующего бомбардировщика” – самолета-носителя ТБ-3 и 2-х И-16 , которые подвешивались у него под крылом), уничтожившего в 1941 г. Черноводский мост (Румыния) ч/з Дунай.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU