Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Истребители. И-15.Поликарпов.1933

Штурмовик, по проекту двухместный, имел весьма оригинальную тандемную схему. При ее выборе имелось в виду, что она позволит, при наличии неизбежного разноса масс по длине самолета, получить хорошие характеристики продольной устойчивости самолета.
Допустимость использования более задних центровок позволила Грушину пулеметную установку разместить непосредственно в хвостовой части самолета, что в сочетании с двухки-левым оперением обеспечивало большие углы обстрела. Упрощалось распределение полезной нагрузки и брони. Малый размах крыльев в меньшей мере препятствовал использованию дерева в качестве основного конструкционного материала.
Тандемная схема позволяла уменьшить диаметр крута, в который вписывался контур самолета в плане, что уменьшало вероятность поражения штурмовика огнем с земли.
Первоначально самолет планировалось оснастить мотором воздушного охлаждения М-88. Но, поскольку он не был готов, на Ш-Тандем был поставлен М-87, а затем М-87А.
Основное переднее крыло было низкорасположенным, и в него убирались стойки и колеса шасси. Костыльное колесо —. неубирающееся. Заднее крыло, имевшее верхнее расположение, с площадью, равной 45% от площади основного, выполняло также роль горизонтального оперения. Элероны имелись на обоих крыльях, причем на заднем крыле они одновременно служили рулями высоты.

Двухместный штурмовик Ш-МАИ М-87А .
Вертикальное оперение было выполнено в виде шайб, прикрепленных к концам горизонтального оперения. Всего было испытано пять вариантов вертикального оперения, пока Гру-шин не остановился на варианте с шайбами над и под горизонтальным оперением с наиболее подходящей формой и достаточно большой площадью. Каждая шайба вктючала секцию киля и руля поворота.
Конструкция самолета деревянная, в основном — из бакелитовой фанеры. Фюзеляж — типа монокок. Крылья двухлон-жеронные, кессоны с тонкостенными панелями обшивки.
Следует отметить высокую технологичность Ш-Тандем. Фюзеляж, центроплан и основное крыло были изготовлены бригадой учебно-производственных мастерских МАИ из 18 человек всего за 45 дней.
К 8 января 1.939 г. самолет в одноместном варианте и без вооружения прошел предварительные летные испытания с мотором М-87. Была достигнута довольно высокая максимальная скорость полета, вполне соответствующая ТТТ к самолету. У земли она составляла 406 км/ч, на высоте 4250 м — 488 км/ч.
По результатам испытаний П.Д. Грушину было рекомендовано на двухместном варианте кабину штурмана передвинуть еще несколько назад и оборудовать ее стрелковой установкой МВ-5.
В сентябре — октябре 1939 г. двухместный вариант Ш-Тан-дем с мотором М-87А (номинальная мощность на высоте 4700 м — 950 л.с.) и с винтом изменяемого шага ВИШ-3 проходил совместные (заводские и государственные) испытания. Отчет по испытаниям был утвержден 10 октября.
Вооружение штурмовика было стандартным для легких штурмовиков этого времени: четыре крыльевых пулемета ШКАС с боезапасом 2400 патронов, один пулемет ШКАС на турели (боекомплект 700 патронов) и 200 кг бомб. Кабина штурмана, как и требовалось, была смещена назад, и поставлена экранированная турель МВ-3.
В ходе испытаний был выполнен 51 полет с общим налетом 18 ч 38 мин. При полетном весе 2800 кг штурмовик имел максимальную скорость у земли 361 км/ч, а на высоте 5600 м — 444 км/ч. Посадочная скорость без щитков — 140—145 км/ч. Длина разбега — 400 м, пробега — 480 м.
Полеты осуществлялись с центровками 34—44% САХ. Отмечалось, что самолет очень прост в эксплуатации.
Государственные испытания самолет не прошел из-за несоответствия летных данных ТТТ, недостаточной путевой устойчивости («при увеличении скорости самолет рыскает»), тесной кабины штурмана, неудачного шасси, недостаточной прочности переднего крыла.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU