Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Я не забываю... Еще Вотан ветеран.

22 июня...
Самый трагический для России день за всю ее историю.

Публикую сегодня воспоминания моего дедушки о 22 июня.
Его звали Мантуров Александр Семенович. В годы войны он был штурманом У-2.

"В июне 1941 года я служил в 17-й отдельной корпусной авиационной эскадрильи (17 окаэ). Эта авиаэскадрилья входила в состав 17-го стрелкового корпуса (17 ск) 12-й армии Киевского особого военного округа и располагалась на аэродроме Садагуры (окраина г. Черновицы).
Эскадрилья подчинялась командованию корпуса и ее назначение – разведка войск противника в интересах 17 ск, штурмовка наземных войск, корректировка артиллерийского огня корпусной артиллерии и связь с дивизиями корпуса (выполнялась на самолетах У–2).
В эскадрильи было 9 самолетов ССС и 9 самолетов У–2. Я был в экипаже на самолете ССС, в должности стрелка-бомбардира. Самолет ССС (скоростной, скорострельный, скороподъемный) - это модификация самолета Р-5, на котором стоял форсированный двигатель М-17Ф. Сейчас название самолета звучит немного иронично, в сравнении с реактивными пассажирскими самолетами 80 годов 20 века. Крейсерская скорость самолета ССС была 170 км/ч, а средняя скорость реактивных самолетов Аэрофлота сейчас - 800 км/ч. На вооружении было 5 пулеметов ШКАС (4 расположены в нижних плоскостях самолета и один на турели у летнаба). Боекомплект - 1000 патронов на пулемет. Крыльевые пулеметы предназначались для штурмовых налетов по наземным войскам. На У-2 радиостанции до конца войны нигде не устанавливали, на ССС была средневолновая радиостанция для связи с аэродромом.
В 4.00 22 июня 1941 года 9 самолетов Ю–88 в сопровождении 17 Ме–109 нанесли первый бомбовый удар по нашему аэродрому Садагуры. В результате налета было сожжено 4 самолета. Мы отбивались от Ю–88 пулеметами ШКАС, установленными во второй кабине самолета ССС (штурманская кабина). Этим делом занимались штурмана, в том числе и я. Во время второго налета ни одна бомба не разорвалась, а также не попала на аэродром. В течение дня мы подбили 2 Ю–88, один из которых сел на вынужденную посадку недалеко от нашего аэродрома.
После, когда уже не было организовано достойного сопротивления с нашей стороны, немцы обнаглели и штурмовали аэродром с высоты 150–200 м, делая по несколько заходов. Всего в этот день немцы совершили 5 налетов на аэродром. К вечеру они вывели из строя 17 наших самолетов. На всех остался один ССС. Вот так началась для меня Великая Отечественная война.
До 7 июля, пока держался Южный фронт, мы стояли в Черновицах, а 7 июля 1941 г. отступили. В нашей эскадрильи были собственные грузовые автомашины, вот на них, после приказа об отступлении, мы и отходили до Кировограда, а далее до Днепропетровска."



Курсант Краснодарского Военно-Авиационного училища летчиков наблюдателей: Мантуров А.С. 1939.



Курсанты 2-го курса Краснодарского Военно-Авиационного училища летчиков наблюдателей: Мантуров А.С., Ткач Д., Мищенко. 1939.



Стрелок-бомбардир 17 отдельной корпусной авиационной эскадрильи Мантуров А.С. 1941, Черновицы.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU