Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Планы лодок. Независимая хозпостройка лодки. Планы яхт ...

Вопреки утверждениям некоторых оптимистов, хорошую лодку или катер нельзя построить из чего попало. Идеальный материал — так называемый «авиационный лафет», представляющий собой брусья, выпиленные из тщательно отобранной прямослойной северной сосны высшего качества. Древесина северных сортов более плотная, прочная и влагостойкая, чем южных. Однако авиационный лафет достать трудно. А замену ему можно найти, если покопаться на дровяном складе, в так называемом «горбыле». Это отходы от распиловки бревен, наружные участки ствола, наиболее плотные и прочные, то есть как раз то, что нам нужно! Другой источник подходящей древесины — так называемые «спилки», отходы мебельного или тарного производства, среди которых удается найти нужный материал, а также тарные дощечки (особенно от упаковки импортной мебели). Наконец, отличную древесину удается обнаружить при разборке старых домов. Нужно только быть внимательным и отбраковывать ее при малейших признаках гнили и червоточины.ЗАГОТОВКА ШПАНГОУТНЫХ РАМОКСосновые бруски 50X15 мм (донная ветвь) и 40X15 мм (палубная и бортовая ветви) тщательно соединяются впритык фанерными кницами в соответствии с чертежом каждого шпангоута на эпоксидном клее и гвоздями «взагиб». Чтобы обеспечить высокую точность сборки, рекомендуется вычертить контур каждого шпангоута на отдельном листе фанеры (плазе) и на нем вести сборку, накладывая на плаз детали и временно прикрепляя их тонкими гвоздями. Фанерные кницы накладываются с обеих сторон шпангоутной рамки. Транцевая доска собираетси из брусков 20×50 мм и с обеих сторон обшивается фанерой толщиной 4 мм. Внутреннее пространство заполняется пенопластом (желательно марки ПХВ-1, который не боится растворителей и нитрокрасок). Последовательность изготовления транцевой доски такова: сначала из фанеры вырезается ее точный контур, на него наклеиваются все бруски рамки в соответствии с конструктивным чертежом, после полимеризации клея промежутки между брусьями заполняются точно подобранными по месту пенопластовыми вставками (на клею), и только после этого на клею и сквозных гвоздях «взагиб» транцевая доска обшивается фанерой с другой стороны. Собрав все шпангоуты и транцевую доску, на них наносят линию ДП и шергень-линию, которую иногда называют контрольной. По ней к шпангоутным рамкам шурупами прикрепляются шергень-планки, служащие для укрепления их в стапельной раме. Перед установкой шпангоутов в стапель в них должны быть сделаны пазы для килевого бруска и скуловых стрингеров. Промежуточные стрингеры, как показала практика, лучше врезать после установки шпангоутов в стапель. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРПУСА Сборка корпуса производится вверх килем на стапеле из двух широких досок толщиной 40-50 мм, поставленных на ребро (рис. 1). Такой стапель иногда называют рамным, поскольку он действительно представляет собой жесткую раму, обеспечивающую большую точность установки шпангоутов, продольных элементов набора и удобство работы при обшивке -каркаса фанерой. Рамный стапель в процессе выполнения операций можно переставлять с места на место, многократно переворачивать, не рискуя нарушить взаиморасположение набора, и т. д. Упоминаемый в некоторых руководствах способ сборки корпуса на стапеле из одной доски, поставленной на ребро, устарел. На стапеле с большой точностью должна быть сделана разметка для пазов, в которые при установке шпангоутных рамок входят шергень-планки (см. рис. 1А), фиксируемые на своих местах (после выверки) гвоздями или небольшими клиньями. Опытные строители обычно заклеивают шергень-планки наглухо, что обеспечивает набору большую жесткость. Шпангоутные рамки после установки (см. рис. 1Б) желательно укрепить временными продольными распорками и раскосами. Это обеспечит перпендикулярность рамок по отношению к ДП и поможет избежать перекосов, возникающих при установке элементов продольного набора. Следующая операция — врезка продольных элементов (см. рис. 1В). Она ведется в таком порядке: 1 — киль с форштевнем, 2 — привальные брусья, 3 — скуловые стрингеры, 4 — бортовые стрингеры, 5 — донные стрингеры. Разметке пазов для врезки ведется по месту с помощью длинной гибкой рейки, накладываемой одновременно на 2-3 шпангоута. Рейка помогает обнаруживать неточности и правильно произвести малковку. Малковка заключается в удалении неровностей и выступающих углов отдельных элементов каркаса для того, чтобы обшивка прилегала к нему равномерно и плотно, не искажая заданную чертежом форму корпуса. Малковка выполняется малогабаритными рубанками, стамесками и рашпилями. От тщательности ее выполнения зависит прочность и внешний вид изделия. Обшивка корпуса «Руслана» фанерой имеет свои особенности. Дело в том, что бортовые панели, свешиваясь вниз, образуют внешние стенки спонсонов. Поэтому сначала должна быть обшита центральная часть корпуса, с небольшим припуском на обработку, и только после этого — борта, со свесом соответствующей величины. Затем под свес приклеивается пенопласт, образующий (начиная от шпангоута № 2) тоннель между спонсонами и средней частью корпуса (см. рис. 1Г). Кроить фанеру лучше всего по предварительно сделанным шаблонам из крафт-бумаги или тонкого картона. Крепление обшивки к каркасу начинают от транца по направлению к носу. Соединение листов выполняется «на ус» прямо на каркасе либо заблаговременно. Фанера крепится к каркасу следующим образом: гвоздями «взагиб» к стрингерам и шурупами длиной 20 мм — к шпангоутам и килю (см. рис. 1Д). Перед накладыванием фанеры каркас тщательно намазывают эпоксидным клеем. На торцевых участках деталей клей быстро впитывается, и намазку приходится повторять. Головки гвоздей, применяемых для крепления фанеры к каркасу, предварительно расплющивают, чтобы их можно было «утопить» в фанеру — в противном случае они будут рвать стеклоткань, которой оклеивается корпус. Головки шурупов также следует утапливать на 1-2 мм в зависимости от толщины фанеры. Обшив корпус полностью, приступают к выклейке пенопластом тоннелей. Сначала наклеиваются куски, приближенно совпадающие по форме. Окончательная обработка выполняется после полимеризации клея. Мелкие неровности выравниваются мастикой из древесных опилок с эпоксидной смолой. Последовательность оклейки корпуса стеклотканью: сначала узкими полосками окантовывают и после полимеризации тщательно зачищают углы и ребра на линиях стыковки. Затем, оклеивают всю поверхность одним слоем стеклоткани АСТТ-Б. Устанавливают на места продольные реданы и тщательно оклеивают полосками (или лентами) стеклоткани. Окраска корпуса выполняется по грунту № 138 или АГ-10 эпоксидными, глифталевыми или нитроглифталевыми эмалями по обычной технологии. Хорошо зарекомендовали себя появившиеся недавно в продаже алкидные импортные эмали.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU