Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

8 июля. Действия.... Комменты : LiveInternet - Русский Сервис ...




Слава Богу, что успел среагировать! за суетой повседневной жизни не вспомнил, но телек подсказал, спасибо ему. Оказывается, что сегодня юбилей у Ивана Никитовича! (естественно, у Ивана Никитовича Кожедуба - лучшего аса антигитлеровской коалиции времен 2-й мировой войны). Юбилей у человека, которого я безмерно уважаю, которым восхищаюсь, которого считаю в некотором роде выразителем русской души. В некотором - потому что русская душа многогранна, в одном человеке невыразима. Но Иван Никитович - образец! (в том числе и для непонимаемых мною "скинов", с которыми не раз в недавнем прошлом "махался" воспитанный мною младшенький - Диман, которого местные скины знали, как "бешенного татарина", хотя и не татарин он, а "интернационал", в котором смешаны крови русских, татар, украинцев и грузин; только Димка себя "татарином" величал, провоцируя на драку "скинов"; хотя, кажется, я его сегодня убедил, чте ныне русские больше в защите нуждаются, чем другие "обиженные" нации...)
Но вернемся к юбиляру (извиняюсь, что отвлекся на "политику", сам от себя не ожидал, но Дневник на то и Дневник, чтобы человек высказывал то, что на душе накипело!). Иван Никитович Кожедуб - официально лучший ас антигитлеровской коалиции (рядом стоит только Александр Иванович Покрышкин, который для меня в некоторых аспектах выше, но это отдельный разговор, если кому интересно - напишите, обсудим).
Иван Никитович Кожедуб.... Имя-отчество - исконно русские, фамилия - вообще российская, глубокая, заставаляющая задуматься... Пока обсуждать не будем, уверен, умные читатели и так выводы сделают... Высокий, стройный, голубоглазый улыбчивый блондин - образец славянской внешности, по другим источникам - арийской,( это для "скинов", пусть знают, что исторически славяне и германцы внешне абсолютно идентичны). Великий летчик, "высший" боец, защитник Родины (тогда это назвалось Советским Союзом, сегодня Россией, но "от перемены мест слагаемых сумма не меняется")... Для сравнения - лучший британский ас за время войны одерхал 38 побед, лучший американский - 40, а наш - 62 (это официально, Иван в 1945 сбил еще по ошибке американскую "Летающую крепость", цель далеко "не слабую", только об этой победе ему было запрещено вспоминать). Короче - Иван Никитович Кожедуб - летчик "от Бога", слава и гордость нашей страны, лучшй ас антигитлеровской коалиции, человек, который достоин, чтобы его уважали потомки. Ниже привожу краткую биографию нашего героя, который стоит того, чтобы его помнили...

КОЖЕДУБ
ИВАН НИКИТОВИЧ

(1920-1991)

СТРАНА - СССР
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1943-1945 гг
ЗВАНИЯ - сержант - гв. майор
НАГРАДЫ - 3ГСС
ПОЛКИ - 240-й ИАП, 176-й ГИАП
БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ - 330
ПРОВЕЛ БОЕВ - 120
СБИЛ ЛИЧНО - 62 самолета
РЕКОРД 1-го БОЯ - 3 победы
САМОЛЕТЫ - Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7

Иван Кожедуб - официально признанный лучший ас союзных войск периода 2-й Мировой войны, одержавший за 2 года участия в боях 62 подтвержденные воздушные победы.

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 г в Сумской области. С детства он увлекался спортом. В 1934 г по окончании школы-семилетки Кожедуб уехал в Шостки для обучения в химико-технологическом техникуме. Одновременно с учебой в техникуме Иван Кожедуб посещал местный аэроклуб, в котором прошел к 1939 г курс обучения полетам на самолете По-2. В 1940 г он был призван в Красную Армию, в 1941 г закончил в звании сержанта Чугуевскую Военную Авиашколу, в которой летал на самолетах УТ-2, УТИ-4 и И-16. По окончании обучения Кожедуб был оставлен в Авиашколе инструктором, и проработал в этой должности до осени 1942 г, несмотря на неоднократные просьбы отправить его на фронт. Только в ноябре 1942 г он в числе других инструкторов Чугуевской Авиашколы был направлен в 240-й истребительный полк майора Солдатенко (участника войны в Испании, сбившего там 9 вражеских самолетов). До конца января 1943 г полк переучивался на новый истребитель Ла-5, после чего был перебазирован на прифронтовой аэродром. 13 марта 240-й ИАП приступил к боевой работе. Иван Кожедуб, получивший в пользование утяжеленный вариант Ла-5 с пятью, а не с тремя топливными баками (бортовой номер "75"), совершил первый боевой вылет 26 марта 1943 г. В тот раз он должен был выполнять задание по воздушному прикрытию родного аэродрома, но пока Иван разворачивал на взлете свою тяжелую машину, его ведущий мл. л-т Габуния вырвался далеко вперед и пара распалась. Габуния вместо выполнения задания улетел вместе проходившими мимо "Яками" к линии фронта в надежде на схватку с врагом, а увлекшийся маневрированием Кожедуб на время отошел на порядочное расстояние от аэродрома; когда же он вернулся в свою зону, то обнаружил, что его аэродром штурмует шестерка "Мессершмиттов-110". Иван пошел на них в атаку, но до того, как он успел открыть огонь, на одинокий Ла-5 навалилась четверка "стодевяток", и головной немец с первого же захода превратил самолет Кожедуба в сито. От повторной атаки и неминуемой гибели Ивана спасли советские зенитки, открывшие ураганный огонь по противнику. Правда, два снаряда все же угодили в многострадальный "N.75", однако Кожедуб все-таки смог посадить на аэродром только чудом не развалившийся "Лавочкин". Относившийся к неопытным новичкам по отечески майор Солдатенко не стал отчитывать Ивана за неправильные действия и не отдал под суд горячего Габунию, хотя вполне бы мог привлечь его к ответственности за самовольные действия. А вскоре Вано Габуния погиб: прикрывая атакующего комэска, он вышел наперерез заходящей в хвост командиру паре "Мессершмиттов" и столкнулся с одним из них. Что это было: таран, или случайное столкновение, так и осталось тайной...
Самолет Кожедуба ремонтировали довольно долго, но так и не сумели довести до полностью исправного состояния, поэтому даже после завершения ремонта Иван не мог участвовать на покалеченной машине в боях: его уделом стали полеты в штаб дивизии для связи, перевозка пакетов и донесений. В те дни в одной из бомбежек погиб комполка майор Солдатенко. Только во второй половине апреля Кожедубу удалось получить новый самолет из числа перегонявшихся на фронт машин, но в боях он смог принять участие уже только в мае 1943 г. А в июне того же года мл. л-т Кожедуб был назначен заместителем командира 3-й эскадрильи; к тому времени почти половину эскадрильи составляли необстрелянные новички, только что прибывшие из тыла.
Несмотря на активное участие Ивана в вылетах на прикрытие и штурмовку ему довольно долго не удавалось одержать победу над врагом. Первого врага Иван сбил только 6 июля 1943 г в районе Курской Дуги; это был германский пикирующий бомбардировщик Ju-87. Однако, для того, чтобы завалить этого "Лаптежника", Кожедубу пришлось совершить на него три захода и полностью расстрелять по врагу весь свой боезапас. В результате Ивану не хватило снарядов на атаку второй группы пикировщиков, и он был вынужден несколько минут имитировать атаки на "Юнкерсов", чтобы попытаться завернуть их с боевого курса. С этого момента удача повернулась лицом к Кожедубу, и он стал довольно быстро пополнять свой личный счет; правда, не обходилось и без поражений: из одного боя Иван еле дотянул до своего аэродрома на изрешеченной машине. Всего через 10 дней - 16-го июля - он одержал уже 8-ю победу (в тот день начинающий ас впервые завалил 2 самолета за один бой - Ju-87 и Не-111). Командование заметило способного пилота, и в начале августа 1943 г он был награжден орденом Боевого Красного Знамени и назначен командиром 3-й эскадрильи. В тот же день лейтенант Кожедуб подал заявление на вступление в ВКП (б). 30 сентября с Иваном произошел не совсем обычный случай: в районе Бородаевки Кожедуб сошелся в "лобовой" с парой немецких охотников, пытавшихся атаковать замыкавшего строй эскадрильи Брызгалова. В результате схватки у него оказалась повреждена рация и заклинен пулей фонарь кабины. При этом Иван так резко сманеврировал, пытаясь спасти своего летчика, что на его маневр не успел отреагировать никто из советских пилотов. Эскадрилья приняла за самолет Кожедуба машину ведущего второй пары Гопкало (только у него и у Ивана были истребители серого цвета, остальные летали на зеленых "Лавочкиных"), и стала послушно выполнять все его маневры. Гопкало же, потеряв шедшего впереди комэска, обнаружил уходящие в сторону "Мессера" и решил, что Кожедуб сбит. Он бросился в погоню за немцами, желая отомстить за смерть командира, остальные истребители последовали за ним. Иван пытался остановить уходящую эскадрилью, но поврежденная рация давала такие помехи, что никто из подчиненных не разобрал отдаваемых команд. Таким образом, ст. л-т Кожедуб остался один на прикрытии охраняемого района и вскоре вступил в жестокую схватку с 18-ю германскими пикировщиками, пытавшимися бомбить советские войска. При этом он знал, что если его машина будет сбита, гибель неизбежна - сдвижная часть фонаря не открывалась... Действуя решительно и напористо, Иван сумел сковать боем самолеты противника (на его счастье "Юнкерсы" не имели истребительного прикрытия) и уничтожил один бомбардировщик. На базу Кожедуб вернулся на последних каплях горючего: на пробеге его мотор остановился.
12-го октября в районе Днепра Иван вновь сбивает в одном бою 2 вражеских самолета, во втором вылете - еще одного, но при этом от огня бортстрелка вспыхивает и его машина; Кожедуб хотел было выпрыгнуть с парашютом, но под ним была вражеская территория, и, не желая попадать в плен, Иван рискнул сбить пламя с истребителя на пикировании. Это удалось, и летчик дотянул до аэродрома на обугленной изрешеченной машине. В последующие 10 дней Кожедуб сбивает еще 11 самолетов (наилучшая его результативность за всю войну), доведя к 6 ноября личный счет до 26 воздушных побед, а 4-го февраля 1944 г ст. л-ту Кожедубу за 32 подтвержденные победы присваивается звание Героя Советского Союза. В апреле 1944 г Иван между Прутом и Серетом в районе Ясс за 1 день сбил 3 германских самолета, доведя свой счет до 36 побед. 1-го мая его 240-й ИАП пересек границу Румынии, а 2-го мая капитану Кожедубу был вручен дарственный самолет, купленный на сбережения 70-летнего колхозника В. В. Конева. Это был истребитель Ла-5ФН бортовой номер "14" с надписями "Имени ГСС подполковника Н. Конева" на левом и "От колхозника Конева Василия Викторовича" на правом борту. В этот же день - сразу после вручения - Иван Кожедуб одержал очередную победу, сбив на новом самолете бомбардировщик Ju-87. В июне 1944 г Кожедуб довел счет своих подтвержденных побед до 45, уничтожив на дарственной машине за 7 дней 8 германских самолетов. В конце июня 1944 г Кожедуб был отозван из 240-го ИАП, свой дарственный Ла-5ФН он предал другому асу того же полка - Кириллу Евстигнееву. 6 дней Иван Кожедуб провел в учебном полку, где делился опытом с молодыми пилотами. Затем он проходил переучивание на новый истребитель Ла-7, а 19 августа 1944 г ему было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза. В конце августа майор Кожедуб на самолете Ла-7 с бортовым номером "27" прибыл в свой новый 176-й Проскуровский Краснознаменный Александра Невского Гвардейский ИАП. Полк специализировался на "свободной охоте" и входил в состав I-го Белорусского Фронта. Здесь Иван был назначен Заместителем командира полка. 176-й ГИАП был полком асов и его самолеты имели особую окраску: красный нос и белый хвост, а под кабиной рисовались звездочки по числу побед; на следующий день и серый самолет Кожедуба получил подобные отличительные знаки. На "свободную охоту" Иван летал обычно в паре с майором Д. Титаренко, реже - с ГСС майором А. Куманичкиным.
Полк базировался в районе Вислы, и Иван Кожедуб вел теперь бои над Польшей, летая западнее и севернее Варшавы. В районе Пултуска он сбил 1 Bf-109 (первый из 6-ти, сбитых им над Польшей); около Пиотркова атаковал моторизованную колонну немецких войск... В конце сентября 1944 г пара Кожедуб - Титаренко в составе сборной эскадрильи асов 176-го ГИАП была временно командирована на 3-й Прибалтийский фронт для подавления в том районе германских групп "свободных охотников". Ивану пришлось какое-то время сражаться над Ригой и прилегающими к ней районами. В одном из вылетов он едва не погиб: бортовым огнем атакованного Кожедубом над территорией противника "Дорнье" у Ла-7 "N.27" был тяжело поврежден элерон, и машину стало постоянно переворачивать на спину. Оставив недобитого врага, Иван потянул к своей территории, изо всех сил стараясь удержать самолет в нормальном положении. Положение усугублялось нехваткой горючего - пара Кожедуба слишком далеко залетела во вражеский тыл, а полет на малой скорости с рысканием привел к незапланированно большому расходу бензина... Титаренко, получил приказ Ивана уходить на базу, но не выполнил распоряжения и продолжал держаться рядом для отражения возможных атак германских истребителей. Однако на счастье советских летчиков немцы так и не появились и, преодолев над линией фронта зону зенитного огня, Кожедуб и Титаренко на последних каплях горючего дотянули до своего аэродрома.
За несколько дней боев сборная группа асов уничтожила 12 германских машин, вынудив немецких асов начать уклоняться от схваток с советскими самолетами, а вскоре все три Прибалтийских фронта перешли в наступление, сосредоточив в районе боевых действий такое количество авиации, что надобность в группе Кожедуба отпала. Летчики 176-го ГИАП вернулись на свой участок под Варшаву, где в это время было затишье. Полеты на охоту совершались довольно редко, пока 17 января 1945 г советские войска вместе с Войском Польским не перешли в наступление и не взяли Варшаву; к февралю 1-й Белорусский фронт вышел на берега Одера.
10 февраля 1945 г Кожедуб сбил 50-й самолет врага. Им оказался новый германский истребитель FW-190D с двигателем водяного охлаждения, обладавший очень высокой скоростью. Иван уничтожил его над своим аэродромом, свалившись на врага из-за облаков по радионаводке с земли. Пилот "Фоккера" попал в плен. Он оказался бароном, воевавшим до этого на Западном фронте и имевшим на счету 8 воздушных побед. А 12 февраля над западным берегом Одера Кожедуб во главе шестерки истребителей атаковал 30 немецких истребителей FW-190. Бой закончился гибелью восьми FW-190, из которых 3 сбил Кожедуб; советская группа потеряла летчика Орлова. 24 февраля Иван первым из советских летчиков сбил немецкий реактивный истребитель Ме-262. А 17-го апреля 1945 г в районе Берлина Кожедуб одержал 2 последние свои победы во 2-й Мировой войне, уничтожив 2 истребителя-бомбардировщика FW-190. Это был его пятый вылет за день; бой Иван проводил в паре с Дмитрием Титаренко, а атаковали они 40 Фокке-Вульфов! Асам удалось расстроить боевой порядок противника (при этом Титаренко так же сбил 1 FW-190, сняв его с хвоста Кожедуба), и сорвать бомбежку наземных войск, а добивали "Фоккеров" подошедшие на помощь другие советские истребители - у Ивана и Дмитрия кончалось горючее...
Уже после окончания боевых действий - 18-го августа 1945 г - заместителю командира 176-го ГИАП майору Кожедубу было присвоено звание Трижды Героя Советского Союза. В 1949 г Иван Кожедуб обучался в Военно-воздушной Академии, после окончания которой он был назначен на должность командира Истребительной Авиадивизии, оснащенной новейшими по тому времени реактивными истребителями МиГ-15. Во главе этой ИАД Иван Кожедуб в 1951 г участвовал в войне в Корее, но сам он там уже не летал, так как Советским руководством ему строжайше было запрещено подниматься в воздух. По возвращении из Кореи Кожедуб поступил в Академию Генштаба, которую закончил в 1956 г. С 1964 г он стал 1-м Заместителем Командующего Авиацией Московского Округа, с 1966 г Кожедуб - председатель Спортивной Федерации ВВС СССР, с 1970 г - генерал-полковник Авиации, с 1971 г - работает в Центральном аппарате ВВС СССР, с 1978 г - член Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР, Депутат Верховного Совета СССР. Написал 2 книги мемуаров: "На службе Отчизне" (1950) и "Верность Отчизне" (1975). Скончался в Москве в 1991 г.

Общий итог деятельности Ивана Кожедуба в Великой Отечественной войне выглядит следующим образом: за 2 года участия в войне (с 13-го марта 1943 г по 17 апреля 1945 г) он совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, в которых одержал 62 подтвержденные личные победы. Всего он сбил 22 истребителя FW-190, 19 истребителей Bf-109 (из них 1 - румынский), 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, 2 бомбардировщика Не-111 и 1 реактивный истребитель Ме-262. Из них 45 самолетов Иван уничтожил на истребителях Ла-5 и Ла-5ФН, а 17 - на истребителе Ла-7. Кроме того, несколько сбитых самолетов, падение которых не было подтверждено, не вошли в официальный счет побед Ивана Кожедуба. Еще одним рекордом советского аса стал тот факт, что при активном участии в боях он ни разу не был сбит и никогда не покидал самолет с парашютом. За 2 года участия в боях Иван Кожедуб прошел путь от сержанта до гвардии майора, Заместителя командира ИАП. Награжден: 3-мя Звездами ГСС, орденом Ленина, 7-ю орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2-мя орденами Красной Звезды и орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени.

Источник информации: книга Тадеуша Малиновски "Летчики мира" (перевод с польского П.А. Власова), энциклопедия "Великая Отечественная война", мемуары И.Н. Кожедуба "Верность Отчизне".



Ла-5, на котором Иван Кожедуб начал боевые действия против врага.



Кожедуб - участие в боях весной 1943 года



Кожедуб одерхивает первую победу на дарственном самолете



Дарственный Ла-5ФН, на котором И. Кожедуб сражался летом-осенью 1943 г.

Ла-7 Кожедуба ИН 176 ГИАП 302 ИАД 1945 (697x194, 31 Kb)


Истребитель Ла-7, на котором Иван Кожедуб заканчивал войну



1945 год. Кожедуб сбивает "длинноносый Фокке-Вульф", превосходящий его в скорости почти на 100 км/ч!



Самая знаменитая победа Ивана Никитовича - уничтожение истребителя "нового поколения" - реактивного Ме-262



Та же победа "с другого ракурса" - Иван Кожедуб ухитрился сбить самолет, провосходящий его машину по скорости почти на 300 км/ч!


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU