Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

На рекорды...

Helg1980 все записи автора Испытания комплексов «Аргунь» и «Азов»

Ранее указывалось, что было принято решение о создании системы ПРО г. Москвы А-35 и отработки на полигоне ее опытного огневого комплекса «Алдан», а также о создании полигонного многоканального комплекса «Аргунь» – системы «Аврора» и опытного огневого комплекса «Азов» – системы С-225, для получения разносторонних экспериментальных данных по проблематике ПРО.

Результаты испытания комплекса «Алдан» были рассмотрены выше; ниже изложим результаты, относящиеся к комплексам «Аргунь» и «Азов».

При всех своих достоинствах комплекс «Алдан» обладал одним существенным недостатком – малой канальностью как по целям, так и по противоракетам.



По этой причине Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 297-318 от 05.11.65 года и № 387-144 от 03.05.67 года были заданы работы по созданию многоканального комплекса «Аргунь» (главный конструктор Г.В. Кисунько).

Главными задачами полигонных испытаний являлись отработка и проверка принципов построения и основных аппаратурных решений комплекса и входящих в него средств, а также оценка тех тактико-технических характеристик, которые не могли быть проверены без пусков противоракет и проводок реальных баллистических целей.

К 1970 году на опытном образце комплекса «Аргунь» были завершены поставка оборудования и монтаж аппаратуры, а в 1974 году настройка и стыковка функционально-законченных устройств. По окончании настроечных работ радиолокатор космических целей с поворотной активной ФАР прошел конструкторские испытания к концу 1974 года и обеспечивал одновременное обнаружение, сопровождение и определение траекторий 10–15 целей.

Большую работу по наладке и стыковке аппаратуры, совершенствованию программно-алгоритмического и методического обеспечения, повышению надежности работы радиолокатора провел инженерно-технический состав 1 управления и войсковой части 06544.

В связи с тем, что комплекс «Аргунь» не имел перспективы принятия на вооружение в особенности после заключения Договора по ограничению ПРО в 1972 г., на его базе было решено создать полигонный экспериментальный многоканальный измерительный комплекс «Аргунь-И» в составе радиолокатора космических измерений и командно-вычислительного пункта, остальные средства были законсервированы или демонтированы.

Заводские испытания ИК «Аргунь-И» были проведены в 1976 году и в дальнейшем измерительный комплекс использовался для получения траекторной и сигнальной информации по космическим объектам, включая сложные баллистические цели, в интересах исследования методов селекции головных частей и отработки их алгоритмических решений, проведения радиолокационных измерений при летных испытаниях КСП ПРО.

Заводские испытания радиолокатора космических целей и КВП проводились в 1976 году. При этом проверялась возможность измерений координат ИСЗ, оборудованного специальным приемоответчиком, обеспечения летно-конструкторских испытаний ИСЗ, а также измерение текущих координат головной части и корпуса БР, оборудованных приемоответчиками.

В период испытаний комплекса проводилась отработка совместного функционирования КВП и радиолокатора космических целей при работах по реальным объектам. Испытания были проведены в полном объеме в соответствии с программой.

Несмотря на сжатые сроки и сложные условия, поставленные задачи были выполнены. Крупный вклад внесли подполковники Л.Я. Пехтеров, В.И. Хотин, В.М. Юрков, майоры Г.М. Головков, П.В. Хованский, капитан О.И. Таранов. Большую работу, определившую успех испытаний комплекса проделали генерал-майор В.А. Перфильев, полковники И.М. Аднагулов, Е.А. Апсит, В.Л. Святов, Ю.Н. Соколов, подполковники П.И. Резяпов, Н.В. Федоров и др.

Впоследствии на комплексе неоднократно проводились доработки аппаратуры, алгоритмов и программ, направленных на его совершенствование.

В 1986–87 гг. осуществлены реконструкция и капитальный ремонт спецтехнического оборудования, проведены монтаж, настройка и отладка новых, более мощных, вычислительных средств, разработаны новые боевые программы.

Все эти мероприятия позволят использовать средства комплекса «Аргунь-И» в интересах испытаний перспективной системы ПРО.

За время эксплуатации комплекса был выполнен большой объем работ по обеспечению радиолокационных наблюдений сложных баллистических целей, противоракет, особо важных ИСЗ и космических кораблей различного назначения. Уникальная информация позволила провести исследования радиолокационных характеристик элементов СБЦ, методов и алгоритмов селекции боевых блоков, параметров ионосферы возмущенной стартами БР, помехозащищенности РЛС и т.д.

Практически одновременно с созданием стрельбового комплекса ПРО дальнего перехвата «Алдан» велась разработка системы ПРО ближнего и среднего перехвата «Азов». В состав комплекса входили: командный пункт, радиотехнические средства и выносные наземные пусковые установки противоракет среднего и ближнего перехвата. В перспективе планировалось шахтное базирование противоракет.

Работы по строительству позиции и испытаниям комплекса «Азов» (генеральный конструктор Б.В. Бункин) на полигоне были определены Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 5.11.65 г. № 927-318 и рядом решений Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам.

Испытания радиотехнических средств экспериментального (макетного) образца комплекса станции передачи команд на противоракету и радиолокатора точного наведения, работающего одновременно по цели и противоракете, начались в мае 1967 года и включали проверку основных принципов и тактико-технических характеристик, заложенных в эскизном проекте, ряда новых конструктивных и технических решений, принципов управления радиотехническими средствами с командного пункта.

Первый бросковый пуск ПР среднего перехвата 5Я27 был проведен 27 июля 1967 года, а в замкнутом контуре управления макетного образца 16 февраля 1971 г. Испытания на данном образце были завершены в 1971 году. 27 ноября 1973 года проведен первый бросковый пуск противоракеты 5Я26.

В соответствии с решениями Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 3.11.70 г. № 272 и от 14.06.71 г. № 151 в декабре 1970 г. на полигоне был развернут первый опытный образец огневого комплекса системы ближнего перехвата, который предназначался для проведения заводских испытаний совместно с ПР 5Я26.

Одновременно в 1971–72 гг. в войсковой части 03145 проводились работы по строительству позиции для второго опытного образца комплекса «Азов», выносной стартовой позиции для изделия 5Я26, шахтных пусковых установок для противоракеты 5Я27, наземной пусковой установки.

В течение 1973 г. на средствах второго опытного образца велись стыковочные и автономные работы, проверка методик, проверка функционирования комплекса на соответствие техническим условиям.

В связи с принятием Договора по ПРО между СССР и США в июле 1973 г. испытания первого и второго опытных образцов системы как стрельбовых комплексов с целью принятия их на вооружение были прекращены, а на системе «Азов» решались частные задачи в интересах ПРО и КСП ПРО.

Комиссией Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 30.06.73 г. было принято решение о форсировании ввода радиолокатора наведения первого опытного образца для привлечения его в качестве измерительного средства при испытаниях КСП ПРО. К декабрю 1973 г. ввод в строй радиолокатора для решения указанных задач был завершен.

Выполняя решения Комиссии Президиума СМ СССР от 15.01.75 г. № 9 об экспериментальных исследованиях методов и алгоритмов атмосферной селекции, на радиолокаторе проведен ряд конструктивных добавок, направленных на снижение высоты устойчивого сопровождения элементов СБЦ, разработаны и внедрены программы статистической обработки координат цели и измерения спутных следов, возникающих за тяжелыми целями при их пролете через атмосферу, введены новые типы зондирующих сигналов.

В 1974–75 гг. в соответствии с решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 27.07.71 г. № 189 и от 12.05.74 г. № 160 на базе средств комплекса «Азов» на полигоне проходил испытания специальный радиолокационный измерительный комплекс 5К17.

За введение в эксплуатацию этого комплекса предприятие-разработчик п/я В-2431 было удостоено в 1977 году Государственной премии СССР, а личный состав первого управления и войсковой части 03145, участвовавший в испытаниях, был поощрен Министром обороны СССР и Главнокомандующим В ПВО страны: подполковники В.М. Юрченко, Р.В. Бородушкин, Б.В. Дмитриев, Г.В. Клабуков, майоры Ю.Ф. Куриенко, А.И. Юшкевич, капитан Б.В. Клименко.

Испытания огневого комплекса с пусками противоракет 5Я27 были успешно завершены. 29 октября 1976 г. впервые в СССР был осуществлен перехват головной части БЦ в верхних слоях атмосферы, а 28.07.77 г. проведена боевая работа по скоростной сложной баллистической цели. Всего было проведено 50 пусков противоракет.

В период с 1975 по 1977 годы на средствах второго опытного образца проводились интенсивные доработки аппаратуры и боевых программ, а с января 1978 г. были начаты работы по подготовке к заводским испытаниям с противоракетой 5Я26.

Испытания изделия 5Я26 начались в 1973 году и закончились в 1984 г. Всего было проведено 28 пусков.

Заводские испытания с противоракетой 5Я26 предусматривали оценку эффективности огневого комплекса применительно к защите малогабаритных объектов от налета одиночных баллистических целей, оснащенных КСП ПРО, проверку огневого комплекса и его средств на соответствие ТТЗ и ТУ, исследования вопросов атмосферной селекции с экспериментальной отработкой алгоритмов, а также проверку готовности целевого канала комплекса к проведению работ по испытаниям комплексов средств преодоления ПРО.

Трехэтапные испытания комплекса завершены в 1984 году успешным пуском по реальной скоростной цели К65.

За проведение испытаний второго опытного образца комплекса «Азов» с высоким качеством и проявленную при этом инициативу приказом ГК ВПВО поощрены полковники Л.А. Белозерский, С.И. Беляев, А.В. Косяков, В. Кулин, А.И. Юшкевич, подполковники Б.В. Клименко, С.Я. Исаков, В.А. Ведмедко, старший лейтенант В.Г. Хоменко и др.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 29.11.83 г. № 1124-361 с 1984 года на комплексе «Азов» проводились работы в интересах создания комплексов ближнего перехвата 58Р6 и системы З0П6.

Исследованы новые типы зондирующих сигналов, проверены новые аппаратурные и алгоритмические решения, осуществлялся набор экспериментальных данных при обеспечении летных испытаний КСП ПРО и боевых блоков и радиолокационное наблюдение за ОВ ИСЗ и другими космическими объектами. Средства комплекса были демонтированы в начале 90-х годов.

Испытания системы ПКО З0П6. С 1985 года на основании Постановления ЦК КПСС и СМ № 182-299 от 27 ноября 1984 года на полигоне были развернуты работы по подготовке и проведению испытаний системы ПКО З0П6 против низкоорбитальных ИСЗ.

До этого вопросами ПКО полигон занимался в рамках задач ПРО, так как одной из задач системы А-35 и А-135 являлось поражение низкоорбитальных ИСЗ. Однако, в силу стационарного исполнения, эти системы имели ограниченные возможности и могли решать задачу ПКО как частную, в пределах зоны поражения ПР дальнего перехвата. Интенсивные работы по развертыванию и испытанию средств системы велись вплоть до 1995 года и в целом получены ценные результаты.

Активное участие в испытаниях системы З0П6 приняли полковники: А.И. Коновалов, Е.В. Бордуненко, И.И. Иванин, подполковники: С.Я. Исаков, П.И. Романов, Ю.И. Леньшин, В.А. Калинников, А.Л. Ковешников, майоры: В.Г. Ефаров, П.П. Плесенков, А.И. Возгрин.



Что можно почерпнуть из открытой прессы и Интернета об этом оружии ?





Из анализа открытых источников можно прийти к выводу, что прямым предком 53Т6 (на Западе имеют обозначение SH-08, ABM-3 Gazelle) является высокоскоростная зенитная ракета/противоракета ПРС-1 (5Я26), которая разрабатывалась для противоракетно-противосамолетной системы С-225 в качестве средства перехвата ближнего эшелона (дальний эшелон перехвата должны были составить зенитные ракеты/противоракеты В-825, или 5Я27). С-225 изначально предназначалась для системы ПВО страны, но ее высокие тактико-технические характеристики заставили американцев поднять шум. Они заявили, что эта система является попыткой Советского Союза создать мобильную систему ПРО, которая была запрещена Договором по ПРО от 1972 года. В результате в 1973 году было принято решение прекратить разработку этой системы. РЛС обнаружения целей, размещенная на автомобильном шасси, была перебазирована на Камчатку.

К этому времени в СССР начались концептуальные проработки по созданию системы ПРО Москвы второго поколения под обозначением А-135. Было решено продолжать разработку ПРС-1 для А-135 в качестве средства ближнего перехвата. Программа получила обозначение 53Т6.





Надо сразу сказать, что создание противоракеты в виде ПРС-1 шло одновременно с работами в США по созданию системы ПРО «Сейфгард», где создавалась близкая по характеристикам противоракета ближнего перехвата «Спринт». Американский аналог был значительно меньше по размерам (длина 8,2 м, диаметр 1,37 м, стартовая масса 3400 кг, внешний вид – заостренный куб), твердотопливный ракетный двигатель сообщал ракете, оснащенной ядерной боеголовкой мощностью 1 кт, скорость до 3-4 км/с и перегрузки до 140g, дальность перехвата составляла 50 км, высота 15-30 км.

Но эти данные вряд ли были известны советским разработчикам. Противоракета 53Т6 разрабатывалась в ОКБ «Новатор» (Свердловск) под управлением Льва Вениаминовича Люльева. Надо сказать, что ранее это ОКБ базировалось во Львове (Украинская ССР), и предположительно в конце 60-х было перемещено в Свердловск, поближе к машиностроительному заводу им. Калинина (ПО «Свердловский машиностроительный завод им. М. Калинина»), который и должен был заняться серийным производством противоракет.

Параллельно ОКБ «Новатор» занималось созданием зенитной ракетной системы С-300В, обладающей ограниченными противоракетными возможностями. Ракета этого комплекса 9М82, обладающая стартовой массой 4600 кг и скоростью 2400 м/с, не могла быть конкурентом значительно более мощной противоракеты 53Т6.

Как пишет в форуме novosti-kosmonavtiki.ru пользователь под ником «лягушонка», «Впервые в мире была создана ракета с осевой перегрузкой более 100 единиц, необходимой для перехвата головок БР в ближней зоне поражения. На вид сложнейшее изделие представляет собой чистый конус, управляемый с помощью команд, изменяющих вектор тяги путём впрыска газа из камеры сгорания в закритическую область сопла. Бортовая ЭВМ отсутствует. В двигателе П.Ф.Зубца используется уникальное твёрдое смесевое топливо с огромным удельным импульсом. Корпуса созданы из высокопрочных сталей и волокнистых намоточных композиционных материалов с прочноскреплёнными коническими зарядами специфической формы. Уникальная бортовая аппаратура, обладающая радиационной стойкостью, вписана в крайне ограниченные вес и габариты ПР. И много там его ещё уникального. Красная Империя, русские мозги. При создании аналогичной противоракеты «Спринт» американцы, встретившись с непреодолимыми (для них) трудностями, оставили проект до лучших времён после нескольких неудачных пусков».

Действительно, судя по всему, летные характеристики 53Т6 являются уникальными. Ничего подобного в мире нет. По сообщениям СМИ, ракета по массе и размерам значительно превосходит американский «Спринт». Обладая длиной 10 м, диаметром более 1 м и стартовой массой 10 т, оснащенная ядерной боеголовкой мощностью 10 кт, противоракета способна разогнаться до скорости 5,5 км/с всего за 3 с, испытывая при этом перегрузки более 100 g. Высоту 30 км противоракета достигает всего за 5 с небольшим секунд. Фантастическая скорость! Дальность перехвата составляет 80-100 км, высота перехвата 15-30 км (на фото, размещенном в военных форумах, вы видите предположительный момент пуска противоракеты).





Для того, чтобы достичь минимального времени реакции на обстрел баллистических целей, прорвавших дальний эшелон перехвата, надо было создать шахтные пусковые установки (ШПУ) с крышками, отлетающими за доли секунды после получения команды на пуск. По утверждению очевидцев испытаний, скорость изделия настолько огромна, что невозможно увидеть ракету при выходе из ШПУ и уследить за ней в момент полета. В камерах сгорания двигателей происходит не горение, а управляемый взрыв (в американском «Спринте» работа двигателей также продолжается всего 2,5 секунды, и за это ничтожное время тяга ТТРД доходит до 460 т). Считается, что взрывная тяга ТТРД 53Т6 может достигать 1000 т, после чего головная часть противоракеты отделяется от основной ступени.

В том же форуме пишут, что «в декабре 1971 коллективу КБ общего машиностроения В.П. Бармина была поручена разработка эскизного проекта ШПУ для противоракеты ближнего перехвата. Уже при знакомстве с ТЗ нам стало ясно, что противоракета так сильно отличается от привычной для нас МБР, что многое придётся начинать с нуля. Основными требованиями к разработке ШПУ ПР ближнего перехвата были:
- обеспечение выхода стартующей ПР из шахты в течение одной секунды после получения команды на пуск. Это осуществлялось благодаря высокой тяговооруженности ракеты, во много раз превосходящей тяговооруженность МБР аналогичного класса.
- обеспечение раскрытия защитного устройства (крыши) шахты, имеющего значительную массу, за доли секунды, и выдачи сигнала об этом в систему управления пуском ПР.
- создание системы температурно-влажностного режима в стволе шахты для обеспечения длительного хранения ПР с ТТ зарядами.

ПР Люльева должна была вылетать из шахты, как пуля. За одну секунду крышка должна была раскрыться, автоматика, получив сигнал о раскрытии крыши, обеспечить прохождение сигнала на пуск ПР, двигатель должен был запуститься и ракета взлететь. С такими скоростями при разработке ШПУ для МБР мы не сталкивались. Если "стратегов" вполне устраивало раскрытие крыши сначала за минуты, а потом за несколько секунд, то для противоракетчиков мы должны были буквально стрелять многотонной крышей. Проработав многие варианты защитных устройств, в т.ч., откатного, отбрасываемого и раздвижного, мы остановились на раздвижном.

В 1980 г. началось строительство ШПУ под Москвой. В 1982 - монтаж оборудования. К 1985 г. всё было завершено».
Как пишут в других источниках, скорость отстрела крышки ШПУ составляет 0,4 секунды.

В настоящее время, как сообщают СМИ, из системы А-135, прикрывающей Московский промышленный район, изъяты противоракеты дальнего перехвата 51Т6 (А-925), и, таким образом, противоракеты ближнего перехвата 53Т6 остались единственным средством ПРО Москвы. Но и их служба не вечна...

Известно, что серийное производство противоракет обоих типов было прекращено в 1992-93 годах. По советским стандартам, срок службы ракет подобного типа ограничено сроком 10 лет. Отсутствие планов по модернизации системы А-135 вынудило командование ВКО продлить срок их службы. В 1999, 2002 и 2006 году были проведены летные испытания противоракет (53Т6, 51Т6 и снова 53Т6 соответственно) на определение возможности продления срока эксплуатации. Противоракеты испытывались без требований поразить баллистическую мишень. По результатам стрельб было решено снять с вооружения 51Т6, а 53Т6 жизнь «продлили» еще на 2,5 года. Какое решение будет принято в 2008 году?

Тем не менее, раздаются голоса тех, кто склонен радикально продлить срок эксплуатации 53Т6, возможно, и посредством возобновления их серийного производства. В этой связи пишут о существовании новой модификации 53Т6М, что, впрочем, не более чем слухи.

В ракету, по словам Главкома РВСН В.Яковлева, заложен «определенный технический и научный задел, который можно будет рассматривать на дальнюю перспективу». Действительно, по ряду параметров (скорости полета, величины кинетической энергии и времени реакции) 53Т6 не имеет аналогов в мире. Не молчали и создатели системы А-135. Генеральный конструктор А-135 Анатолий Басистов заявлял, что «система показала значительные запасы по всем параметрам». «Скоростные противоракеты Люльева 53Т6 могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших и на высотах в 3 раза больших, чем мы сейчас их аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низковысотных спутников, и другие боевые задачи», - утверждал главный разработчик системы ПРО, и эти слова много раз были процитированы в военных сайтах.

Возможно, что противоракета, достигающая высоты 30 км за 5 секунд, за счет наличия огромной кинетической энергии может быть использована и для поражения низкоорбитальных спутников, в первую очередь космических средств американской системы GPS, используемой, кроме всего прочего, для повышения точности наведения американских баллистических и крылатых ракет.



Источники:
1. www.vko.ru
2. www.militaryparitet.com


 

 

Самое читаемое





06544 53т6 позиций противоракета системы фото
 
Copyright © 2010
IL2U.RU