Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Локомотив - Локомотив - Рубин. 3:2. Текстовая трансляция ...

Я, дорогая редакция, натурально балдею сколько здесь всяких авиа-музеев! Только в округе, в радиусе 50-и миль, знаю три! Ну любит народ авиацию! Летающая нация прямо какая-то. В частности, и в Святой Полине есть небольшой деревенский авиа-музейчик. Создан на общественных началах. Открыт только в "Дни открытых дверей" - первое Воскресенье месяца если нет дождя и ветра и день не выпадает на какой-нибудь великий праздник типа Пасхи или Рождества. Т. е. 8 - 10 раз в году получается.

6 июня как раз было "первое Воскресенье" и никаких тебе церковных праздников. Решили слетать. Я, препод и, как оказалось, еще один студент с трудно-произносимыми именем и фамилией. Он недавно сваял новый сайт для школки - пусть будет "сайтостроитель".

День открытых дверей с 10-и до 3-х дня, но вылетели только в 11. Я уже говорил какой препод капуша. Так вот, "сайтостроитель" его перекрыл. С б-а-а-а-льшим запасом! У нас как всегда туман висел - "прикрываясь" преподом, взлетели, вылезли поверх тумана и почапали напрямую в Святую Полину. Там уже ясно было. Сразу после взлёта пару раз генератор отрубился, но, слава богу, оба раза удалось его подключить снова. Запомнилось явление температурной инверсии: внизу прохладно, а поднялись на 3500 футов, из всех дырок горячий воздух как попер! Глядь, а на градуснике +27!

"Сайтостроитель" почему-то всю дорогу спрашивал "А где мы летим?" Это странно - он уже на "полёты по приборам" учиться, вроде должен ориентироваться... Еще оказалось, он в Святой Полине не разу не был, так пока я там садился, препод ему особенности тамошней посадки объяснял. Там есть особенности.

Натурально, все места на парковке были уже заняты, приткнулись кое как, вылезли...

Гоп-компания - Препод с "сайтостроителем".





Обчий вид "гостевой" парковки.





Наш крылатый коняшка...





Аэродром был построен в конце 20-х или начале 30-х годов и сам по себе является почти-что исторической реликвией. Говорят, и я охотно этому верю, что многие ангары и другие постройки так с тех времен и сохранились в первозданном виде.

Встречаются вот такие, например, уголки:





Не удивлюсь, если здесь живет кто-нибудь. Карлсон какой-нибудь, эмигрировавший в Америку! Иногда, по вечерам, летает над крышами Святой Полины...

Музейные самолётки - подстать аэродрому. Ryan PT-22. Учебный самолет 40-х годов.





Boeing PT-13 Выпуска 1942 года.





Все привыкли, что Боинги сами знаете какие, а в 40-х были и вот такие учебные Боинги.

Ровесник Боинга - Ryan ST3KR (PT-20). Красивый аппарат.





Aircoupe F-1A - этот поновее - 1961 года.





Beech 18 1957 года выпуска. Видимо, находится в стадии реставрации. Если смотрели "Безумный, безумный, безумный мир", так там, кажется, нечто подобное два придурка пытались посадить, когда пилот напился и вырубился. Сквозь рекламный щит на нем летали...





Цессна 185 - тут реставрировать ничего не надо - хоть сейчас лети!





Forney F-1 1958 года - ближайший предшественник Aircoupe F-1A



Очень жизнерадосная самолётка! Цессна 150 образца 1959 года. Крепкая вещь - самолет. 51 год летает - хоть бы что.





Или вот, North American Navion 1946 года. При мне туда какой-то дедок погрузил девчушку (внучка? правнучка?), пару подростков в камуфляже Детского отделения Гражданского Воздушного Патруля и повез кататься.





Дедок ногами ходит уже откровенно плохо. В кабину вскарабкался кое-как, чуть-ли не подсаживавли его туда. Но летают справно оба, что самолет, что его дед!

Piper J-3 Cub. Классика жанра. Этот конкретный экземпляр - 1940 года. Не редкость. Много таких еще летает.





А этот самолет можно было прямо не сходя с места купить. И по вполне сходной цене. Особенно если скинуться на троих-четверых. А потом летать по очереди. Очень многие так делают.





Одно плохо - это самоделка из разряда "экспериментальных" - есть некоторые ограничения по полетам.

Ангары - отдельная история. Некоторые обжиты очень хорошо. Тут прямо целый музей в музее! Посередине настоящий самолет выставлен а кругом всяких моделей понавешено - тьма-тьмущая!





Есть даже символ нашей школки...





И Миг-15...





Ну и без "Форд-Мустанг" куда? Никуда! Должон быть! И точка! Там еще и полицейский мотоцикл был. Неизвесно в каких боях отбитый...





Препод с "сайтостроителем" выясняют, все ли модели хозяин ангара сам собрал? Оказалось, нет. Только треть. Остальное друзья и знакомые натащили.

Вообще автомобили занимают достойное место в экспозиции авиационного музея. Вот, пожалуйста! Пример: два классических вертолета и классический автомобиль в одном ангаре.





В классическом автомобиле одно время сидела классическая американская красотка, но к моменту съемки она ушла куда-то.

"Сайтостроитель" знакомиться с раритетным автомобилем.





Как сказал препод, - а он в автомобилях эксперт - это знаменитый автомобиль - "Кобра". У него у самого "Форд-Кобра" (разновидность "Мустанга") - дальний наследник представленного, так сказать. Только вот уже четыре месяца преподовский любимец в ремонте пребывает. Препод расстраивается - жутко!Меня препод часто подкалывает. Типа: "Давай ты купишь Миг-15 а я куплю Сейбр и будем гоняться друг за другом!" Или Су-27 и F-16. В общем, самолеты могут меняться. А там еще то-ли "Бентли" то-ли "Лотус" у кого-то около ангара стоял. Я ему и говорю: "Давай ты купишь "Бентли" а я - полицейский мотоцикл..." Он как-то так, прохладненько отнесся! Наверное, тикетов и так зашкаливает...Однако, мы отвлеклись. Боинги 42 года, Райаны и прочие Пайперы - не особая редкость. Почти повсюду можно встретить. А вот следующий самолет - действительно редкость. Их В Америке, говорят, только три штуки летающих осталось. Два - в Святой Полине.





DeHavilland Moth.

Это легендарный самолет. Один из тех типов, которые изменяют лицо авиации, ее историю, и название которых становится нарицательным. В 20-х - 30-х годах многие тысячи летчиков впервые поднялись на нем в небо. Один из первых самолетов, который, стал действительно массовым. Который стал доступен гражданским пилотам-любителям. В Советском Союзе в 20-х - 30-х годах был У-2 (По-2), в мире - DeHavilland Moth. Сейчас нет ни того, ни другого, ни третьего - все летаем на Цессне-172. В СССР все, что с двумя парами крыльев, называли "кукурузник." В Англии - Moth. Надеюсь, объяснил понятно.

Естественно, Moth был не один, были модификации. В музее представлен DH82a Tiger Moth.





Tiger Moth выпускался с 1931 года, но данный экземпляр 1944 года выпуска. Основное назначение - учебный самолет. Но вообще говоря - легкий многоцелевой.





Кабина пилота.





Обращает внимание здоровый медный компас. По типу шлюпочного. Расположен горизонтально! Приборов, ясное дело, не много. И я точно не знаю, которые оригинальные, а которые - нет. Указатель скольжения (прямо над компасом) скорее всего оригинальный. Радиооборудование между ног пилота - 100% позднейшее добавление (что-бы можно было летать в современных условиях). Вряд-ли оригинальный аэроплан имел электрическую систему. Мотор заводили рукой а рации, скорее всего, просто не было из-за тяжеловесности и громоздкости тогдашних приемников. Сейчас рация есть и ее надо как-то питать. Поэтому к стойке шасси приделали генератор с ветряком. Тут, на фотографии, виден крупным планом.





Самолет летит, ветряк от набегающего потока крутится, генератор даёт ток. В 1994 году к мотору приделали электрический стартер, так что на земле, наверное, от аккумулятора всё работает.

Второй самолет - постарше. DH60G Gipsy Moth 1930 года выпуска. Использовался в Испанском Королевском Аэроклубе, потом в армии, потом опять в аэроклубе. Был списан в 1962 году, пролежал долгое время в сарае, потом был восстановлен в Англии и как-то попал в Святую Полину. Как конкретно - я не понял, там бумажка загнулась, никак не прочитать было.





Особенно мне понравилась выхлопная труба, идущая по борту от мотора в самый хвост. На снимке хорошо видна.

Вид с другого боку.





Оба аэроплана в летающем состоянии, но я не знаю, как часто на них летают. Скорее всего - берегут.

Хозяина обоих аппаратов зовут Давид Ватсон (может тоже доктор?) Успокоиться он точно не может! В ангаре стоит третий Moth!





На этот раз это будет Gipsy Moth 1927 года! Самолет 20 лет использовался в Канаде для перевозки почты. Снимался в фильме про первый перелет из Америки в Париж на самолете "Spirit of San Louis". Утверждается, что получен в дар от отставного капитана United Airlines Harlan "Bud" Gurney (постарался не ошибиться). Вообще, такому человеку, который так восстанавливает и сохраняет реликвии истории авиации не грех и подарить чего-нибудь!

Мотор.





Кабины пилота и пассажира.





Виден "шлюпочный" компас между ног у пилота. Еще хорошо видно, что многие детали, конечно, современные. Оно понятно - где же найти оригинальные? Да и нормы прочности с тех пор поменялись. Хотя, к "экспериментальным" машинам не такие высокие требования. Все на "свой страх и риск". Еще хочу заметить, что хоть каркас-то и из стальных трубочек, все остальное - фанера. Кого там, "У-2" называли "Рус фанер"? Тут впору дружно крикнуть "Бриттиш фанер!!!" И три раза - "Гип-гип, ура!".

Кабина пилота или ученика, если полёт учебный.





Приборов, мягко говоря, не много и основные приборы пожалуй что оригинальные. Обороты, указатель скольжения, под ним высотомер, справа - скорость и совсем справа - не видно что. Сверху добавлены современные рация и интерком. Раньше все больше жестами или там, пинками, переговаривались. А теперь - через наушники. Культура!

В передней кабине - только высотомер и указатель скольжения!





Наверное, считалось что инструктор опытный, скорость на глаз определит. Ну, или рожу на худой конец за борт высунет. А пассажиру так вообще лишняя информация только во вред!

В соседнем с Moth ангаре как раз и распологается штаб-квартира музея. Сунули нос и туда. Там бодрый старикан показывал и комментировал хронику 30-х - 40х годов, посвященную аэродрому в Святой Полине.





Оказывается, туда когда-то даже пассажирские самолеты летали. Во времена, когда самолёты были маленькими. Справа от экрана две статуи стоят. Летчик по моде тех лет и мальчуган в белой рубашке. Может это наш старикан и есть? В молодости? Наверное, да. Рубашка-то белая! Все сходится! А может, он - это тот летчик? Все может быть. Начал на DeHavilland Moth, летал всю жизнь. Теперь вот, кино показывает. Галстук только сменил.

В наши дни, помимо любителей старины, аэродром прочно оккупировали любители - пилотажники!





Современная техника, поэтому, широко представлена поилотажными и спортивными самолётами. Этого забыл как зовут!





Bellanca 7ECA Citabria.





Stinson 108





и... еще один Stinson 108





Рядом с ним как раз и стоял самолетик, фотография которого открывает эту заметку. Это тоже очень увлекательная история.

Еще один легендарный самолет – “Pou du Ciel” или “Flying Flea” или “Летающая блоха”. Первый самолет из этой серии был сконструирован и построен французом Анри Минье (Henri Mignet) в 1933 году. Поводом для постройки самолета для Минье ослужило то обстоятельство, что его самого в 1930 или 1931 году не приняли в авиашколу. Тогда у него и появилась идея создать самолет, доступный любому, кто в состоянии забить гвоздь! Что-бы каждый желающий без всяких там фабрик, заводов, школ, курсов мог сам самолет построить и сам полететь. Что удивительно, за четыре года ему это удалось! Конструкция действительно была очень примитивной и могла быть изготовлена из подручных материалов. Типа выпилил лобзиком детали из строительной фанеры, скрепил рейками на казеиновом клее и шурупах, обтянул наволочками и простынями, привинтил мотор от мотоцикла и вперед – полный газ и в небо с любой лужайки. Была использована необычная схема “тандэм” – два примерно одинаковых крыла одно друг за другом. Управление – нетрадиционное – не было элеронов и стабилизатора. Не было и привычных педалей – ручка управляла рулем направления (крен и курс) и углом атаки крыла (вместо руля высоты)! Говорят, что учиться действительно почти не надо было. Может, врут... По крайней мере, сам Анри Минье уж точно нигде летать не учился! Потом конструктор выпустил брошюру из серии “Сделай сам!” и понеслость! Куча народу во Франции начала воспроизводить авиетку. С переводом брошюры на другие языки, к французским любителям-авиастроителям подключились коллеги из Англии, Германии, США, Советского Союза и т. д. Анри тоже не сидел на месте и выпускал дальнейшие модификации – чуть побольше размером, чуть поменьше...  Были даже военные. Всех их отличала одна и та-же схема “тандэм”. Но с началом массовой эксплуатации “вылезли” недостатки схемы, случилось несколько катастроф, погибли люди. Самолет исследовали, исправить недостатки не удалось. В конце концов самолет признали небезопасным и запретили а Вторая Мировая Война завершила все дело...

Но идея проникла в массы и не умерла! После войны Минье перебрался куда-то в Южную Америку и возродил предприятие. Представленный HM-293 – один из представителей “послевоенного поколения”, адаптированный под упитанную американскую публику – побольше размеры, мощнее двигатель. И уже авиационный, а не от мотоцикла.





Но схема все та-же – тандэм. И схема управления, как на первой “блохе”. Крылья складываются – что-бы в гараж влезал! Я не знаю, на заводе его сделали или какой-нибудь умелец сам по чертежам собрал. Как бы там ни было – “Летающая блоха” в натуре! Не перевелись еще “блохи” на земле!

Приборная доска.





Не особенно много приборов, но, тем не менее, присутствует приемник радиомаяка!

Кстати, фирма Анри Минье просуществовала более 70 лет и выпустила последнюю модель HM-1100 Cordouan в 1996 году. Эта модель уже была больше похожа на традиционный самолет, но сохранила “фирменную” аэродинамическую схему. Фирма прекратила деятельность буквально несколько лет назад.

На этом экскурсия закончилась. Выпили по кружке кофе, потрендели. “Сайтостроитель” рассказал как ему нравиться учиться “по приборам” летать. Мол что с земли говорят, то и делай. Ну он, похоже, уже совсем залетался “по командам” – то. Как взлетели, он опять стал справшивать “А куда летим?”. Ответили. “А что, другим маршрутом?” О-о-о-й!

Генератор опять вырубился и опять потом врубился. А так – без приключений. Погода уже везьде хорошая была!
 


 

 

Самое читаемое





анри минье
 
Copyright © 2010
IL2U.RU