Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Побеседуем о китайских авианосцах (завершение).

...Несмотря на ряд нерешенных вопросов Китай все ближе продвигается к реализации своих авианосных амбиций с позиций одобрения руководства, финансовых возможностей, развития военно-морской стратегии и необходимых технологий. Китай в среднесрочной перспективе, вероятно вплотную приблизится в своих разработках к использованию средних авианосцев в ближней с морской зоне и получит важный опыт для будущих морских операций больших авианосцев в океанской зоне в долгосрочной перспективе. В этом разделе мы предлагаем некоторые мысли о потенциальных возможностях использования Китаем таких кораблей, то есть факторы способные охарактеризовать эти возможные операции и их региональные последствия. 

Авианосец это не простой одиночный корабль . Чтобы оставаться неуязвимым в условиях интенсивного противоборства с противником, он должен обязательно сопровождаться эскортом. Хотя Китай и приобрел новые надводные боевые корабли с весьма развитыми ударными возможностями и современными средствами ПВО, ВМС КНР по-прежнему значительно отстают в области развития противолодочных сил и средств. Трудно предположить, что в ВМС Китая не верят в ударные возможности подводных лодок против надводных кораблей — это ярко подтверждают их собственные усилия по развитию подводных сил. Следовательно, отсутствие наличия противолодочного эскорта для авианосца подразумевает по крайней мере следующее: 

• ВМС Китая собираются интенсивно развивать средства ПЛО в ближайшее время, или 
• они считают, что уже обладают эффективными средствами ПЛО, или 
• они не считают, что их авианосец будет представлять собой цель для подводных лодок. 

Все три предположения вероятно справедливы в той или иной степени, и более того, они могут быть взаимосвязанными. Строительство авианосцев, это длительный проект, и возможно, китайское руководство решило запустить эту программу в первую очередь, предположив, что они могут начать строительство керриеров до того, как получат в свое распоряжение развитые средства ПЛО. Либо они могли принять решение о противолодочной защите с помощью минного оружия, что в свою очередь подразумевает, что они уверены в том, что будут способны контролировать районы развертывания авианосных сил, либо полагаются на преимущества скоростных и маневренных качеств,присущих большому атомному авианосцу. Или возможно, Китай не рассчитывает применять свой авианосец против противника, обладающего возможностью использования подводных лодок. Впрочем, возможно и то, что Китай вообще не планирует использовать свой авианосец в реальных боевых условиях. Многие операции (ниже мы остановимся на этом более подробно) предполагают либо действия против небольших региональных государств, неспособных противопоставить Китаю сколь-нибудь значительную подводную угрозу, либо предполагают действия в сугубо мирное время. США например традиционно рассматривают свои авианосцы в качестве средства ведения боевых действий высокой интенсивности, но их участие в миссиях другого типа также значительно. Представьте себе, например, авианосец решающий задачи поиска надводных целей посредством использования небольшого количества летательных аппаратов. 

В отличие от операций высокой интенсивности, которые требуют от авианосца частого пополнения запасов авиационного топлива, действия малой интенсивности могут продолжаться в течение нескольких недель с минимальной активностью, с тем чтобы сохранять высокий резервный потенциал, необходимость в котором может возникнуть в любой момент. Поскольку Китай не имеет должного количество зарубежных баз, вероятнее всего он готов пойти на сравнительно небольшое увеличение боевого потенциала в данной конкретной ситуации и следовательно, действовать так же как действуют авианосцы ВМС США вряд ли представляется для него возможным. По этой причине будет очень интересно увидеть сколько ЛА и каких типов сочтут необходимым разместить на своем авианосце ВМС КНР . 

Важно отметить, что хотя Китай понимает потенциальную уязвимость авианосцев от целенаправленных атак, те проблемы, которые стоят перед Китаем и те, с которыми сталкиваются США совсем не аналогичны. Авианосцам ВМС США , действующим в западной части Тихого океана, приходится решать сложные проблемы загоризонтного целеуказания, угрозы применения сверхзвуковых крылатых ракет и самонаводящихся баллистических ракет. Китайский авианосец, действующий в той же географической области, не будет иметь ни одной из этих проблем; скорее, авианосец ВМС КНР будет сам использовать подобные системы. С учетом изложенного, легко формулируются пять возможных задач для авианосца ВМС КНР: 

1. Защита океанских коммуникаций (SLOC) . В последние годы Китай стал проявлять все большую озабоченность относительно своих коммуникаций в Малаккском проливе и в других районах за пределами дальности действия своей береговой авиации. Так совсем недавно, китайские боевые корабли провели серию операций в Аденском заливе. Если цель операции заключается в выполнении полицейских миссий или в защите природных ресурсов, авианосец предоставляет ряд удобных возможностей, включая такие как продление времени поиска надводных целей с помощию авиации и вертолетов, а также антипиратские функции (“visit, board, search, and seizure”), осуществляемые с помощью вертолетов. Кроме того, такие операции скорее всего будут приветствоваться международным сообществом, включая США. 
2. Демонстрация силы в районах локальных кризисов. Поскольку интересы Китая за рубежом интенсивно растут, такие акции будут служить средством предотвращения угроз интересам Китая за рубежом и будут повышать безопасность сохранности этих интересов. 
3. Экономическое принуждение в особых территориальных зонах. Китай имеет обширные территориальные претензии в Южно-Китайском море, включая острова Спратли (Spratly Islands). Небольшое количество авиации в этих районах, даже просто для того чтобы сохранить «статус кво», может дать огромные преимущества. 
4.Гуманитарная помощь и действия в чрезвычайных обстоятельствах. Цунами в Индийском океане 2004 года продемонстрировали полезность авианосца в операциях по оказанию помощи жертвам катастроф, как в качестве промежуточной платформы для вертолетов, так и в качестве источника энергии, завода по очистке воды и плавучего госпиталя. Использование китайского авианосца в таких непредвиденных случаях потенциально укрепит престиж Китая, возможно даже более чем если бы это был корабль специально предназначенный для помощи после ликвидации последствий стихийных бедствий, убедит региональных соседей в миролюбивости намерений Китая. Опять же такого рода гуманитарные операции ВМС КНР скорее всего будут приветствоваться международным сообществом. 
5. Проблема Тайваня. Перспективы использования авианосца в качестве средства поддержки вторжения или средства принуждения упоминаются очень часто. Учитывая отсутствие в ВМС КНР противолодочных сил и средств, китайский авианосец участвующий в такого рода опрации будет весьма заманчивой целью для противника. Тем не менее авианосец потенциально может сильно осложнить проблемы путем увеличения возможных сценариев противоборства, особенно если вступление США в конфликт будет отложено. Даже если это станет только отвлекающим маневром (кроме прочего, способность Китая перекрыть материковые воздушные базы может создать гораздо больше проблем чем один или два авианосца), присутствие авианосца скорее всего потребует от США и Тайваня рассматривать его как "дополнительную угрозу" и вынудит их в соответствии с этим распределять свои силы, дефицит которых может оказаться очень чувствительным в такого рода коротком конфиликте. Для первых четырех задач перечисленных выше, использование авианосца кажется как минимум избыточным или, в лучшем случае, неоптимальным вариантом использования ресурсов. Строго говоря так и есть, однако Китай придает большое символическое значение наличию собственного китайского авианосца как вещественного доказательства вступления нации в клуб великих военно-морских держав. Китайская нация будет чувствовать гораздо большую гордость от «случайного» использования авианосца в миссии по оказанию гуманитарной помощи/ преодолению последствий стихийных бедствий или в других небоевых операциях, чем при использовании специально оборудованных (но менее престижных) платформ. 


Финальные соображения 

В региональных конфликтах в отличие от полномасштабных боевых действий китайский авианосец может серьезно осложнить расчеты его противников в регионе. Только такие государства как Япония, Южная Корея и в отдаленом будущем возможно, Индия смогут противостоять его скромному авиакрылу. Авианосец ВМС КНР станет средством расширения возможностей китайской авиации не требуя создания зарубежных военно-воздушных баз. Тем не менее, хотя атомный авианосец может базироваться в Китае, поставки авиационного топлива, продовольствия, боеприпасов и других расходных материалов с увеличением удаления от пункта базирования значительно усложнятся. ВМС США решило эту проблему путем создания обширной логистической сети из зарубежных баз и крупнотоннажных судов обеспечения, действующих для поддержки авианосных сил в основном с континентальной части Соединенных Штатов. Не имея таких механизмов поддержки, китайский авианосец, вероятно, будет гораздо более привязан к пункту постоянного базирования, но он все же может потребовать китайского присутствия за рубежомв качестве поддержки. 

Что касается США, авианосец ВМС КНР вероятно не сможет вызывать повседневной обеспокоенности, по меньшей мере до тех пор, пока НОАК не разовьет свои силы и средства ПЛО. В мирное время ВМС США вряд ли будут рассматривать китайский авианосец как угрозу, и возможно даже будут приветствовать китайские усилия по наращиванию своего присутствия в таких миротворческих морских операциях, как например борьба с международным пиратством. В военное время, в обозримом будущем китайское авиакрыло также вряд ли будет серьезно угрожать ВМС США, а ограниченные возможности ПЛО Китая довольно убедительно успокаивают американское командование. Это не означает, что китайский авианосец не способен помешать американским планам, так как любая угроза, даже та, которая может быть нейтрализована тем не менее потребует выделения для этого определенных ресурсов. 

В связи с этим, в краткосрочной и среднесрочной перспективах появление у Китая авианосцев предполагает более возможности, нежели проблемы. Среднеразмерные авианосцы ограничатся кругом задач ПВО в локальных конфликтах вблизи тихоокеанских архипелагов. Они могут быть легко нейтрализованы, будучи уязвимыми в силу присущих им ограничений по боевым возможностям. Разработка таких авианосцев, кроме того, будет отвлекать финансирование НОАК от постройки современных подводных лодок и современных ракет, которые, как можно смело утверждать, представляют собой гораздо бульшую угрозу. Плюс ко всему авианосцы могли бы выполнять нетрадиционные операции обоеспечения безопасности совместно с кораблями других военных флотов азиатско-тихоокеанского региона, способствуя тем самым сотрудничеству в сфере морской безопасности. 

В долгосрочной же перспективе, если Китай преодолеет технологические проблемы и получит практический опыт необходимый для построения значительного количества крупных атомных авианосцев, параллельно значительно повысив свои противолодочные возможности, ВМС НОАК может превратиться в ощутимую проблему для США. Несколько таких ударных груп на основе авианосцев смогут распространить мощь китайских сил не только в «дальнем море», но в еще более отдаленном и огромном "ближнем океане"(иї‘жґ‹) и «дальнем океане» (иїњ жґ‹).Перспективы развития технологий производства сенсоров, информационных сетей, связи , технологий стелс, ударных возможностей и систем самообороны для таких ударных авианосных групп способны сделать боевые возможности кораблей значительно более высокими. 

 


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU