Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Перу поспешно обновляет и пополняет парк вертолетов -

Как сообщает латиноамериканская пресса, в Перу всерьез озабочены состоянием вертолетного парка. Несмотря на проблемы с финансированием, ведомство министра обороны Рафаэля Рея официально заявило о стремлении закупить шесть Ми-171Ш и два Ми-35. Кроме того, ВВС страны отказались от попыток отремонтировать старые Ми-25 без участия ФГУП «Рособоронэкспорт». Последний факт вскрывает знаменательную тенденцию в поведении перуанских властей — они, кажется, пытаются без уловок работать «вбелую».
Три Ми-171Ш и оба ударных вертолета идут на замену своих аналогов, потерянных в ходе боевых действий и летных происшествий; три других Ми-171Ш дозакупаются для Первой бригады армейской авиации. На это выделено около 89 млн долл.
Экономия по-перуански
Что касается ремонта шести Ми-25 и модернизации их силовых установок, то здесь разворачивается стандартный для Перу сюжет с посредниками, комиссионными и контрафактным качеством. Нестандартен лишь финал.
Портал Defensa.com сообщает, что минобороны страны распорядилось отменить тендер в связи с обвинениями в коррупции и злоупотреблениях при его проведении. Взамен будет заключен контракт с Россией в лице ФГУП «Рособоронэкспорт». Спрашивается, а с кем на тендере-то хотели сотрудничать? Допустим, Мотор-Сич может ремоторизовать, но ремонтировать и обслуживать боевые вертолеты российского производства должна Россия, а тут путь только один — в РОЭ и, надо полагать, в «Вертолеты России».
Ответ предлагает публикация в таблоиде La Primera за 17 июня этого года. Возможно, именно эту публикацию — несколько неточную, но проникнутую немалой дозой гражданского пафоса — имели в виду перуанские власти, отменяя тендер и заявляя о намерении работать с Россией официально. П.2 приводит ее с минимальными сокращениями и почти дословно.
Русский посредник, однажды уже изгнанный ВВС, возвращается — за контрактами на ремонт Ми-25 стоят некие темные личности
Несколько недель назад ВВС Перу объявили международный тендер на ремонт шести вертолетов Ми-25 и 12 двигателей ТВ3-117. На это мероприятие явился, к удивлению многих, некто Виктор Поляков, [экс-] представитель «Росборонэкспорта» в Перу. Он известен тем, что всегда устанавливает прослойку-«матрас» в размере 40% на каждую сделку и тем, что занимается продажей оборонной продукции. Но кто этот тип? Давайте немного истории.
В начале 1998 г. ВВС находились в очень стесненном положении. Белоруссия, не будучи производителем, не могла обеспечить регулярную поставку запчастей для МиГ-29 и Су-25, которые она нам продала в рамках нашумевшей сделки за два года до этого. А время было сложное, отношения с Эквадором переживали не лучшие времена. Как и следовало ожидать, ВВС прибегли в результате к помощи России.
Понятное дело, воспользовавшись своим господствующим положением, Россия наотрез отказалась оказывать техническое содействие, если эксклюзивным поставщиком запчастей и необходимых услуг не будет назначен «Рособоронэкспорт». Таким образом, в августе 1998 г. в Перу был подписан контракт на поставку 3 МиГ-29СЭ на 117 млн долл. Кто подписывал этот контракт с российской стороны? Виктор Поляков, бывший тогда представителем «Росвооружения», ныне канувшего предшественника «Рособоронэкспорта».
Позже, с падением режима Фухимори, оказалось, что эта покупка не была столь уж необходимой и отвечала лишь интересам [шефа спецслужб и второго человека в стране Владимиро] Монтесиноса. Не будем забывать, что именно Джимми Стоун [Jimmy Stone, один из многочисленных авантюристов времен Фухимори, вместе с другим известным оружейным посредником Цви Судитом выводил откаты Монтесиноса из страны — прим. П.2] выступил в качестве посредника в этой сделке, получив, как сообщают надежные источники, не менее 25 млн долл комиссии, из которых 10 направились в карман лично Монтесиносу.
Именно эти события привели к тому, что в 2004 г. тогдашний главком ВВС Орландо Денегри официально потребовал немедленного отзыва Полякова, сочтя его человеком злонамеренным и неоднозначным.
Тем не менее, Поляков поддерживал контакты с Перу уже из России. Благодаря этим связям в 2005 г. он убеждает министерство обороны в необходимости отремонтировать парк вертолетов Ми-17 ВВС и армии.
Среди этих контактов (как сообщали СМИ) были высокопоставленные чиновники из правительства Алехандро Толедо, которые неоднократно встречались с Юрием Борисовым (владелец завода СПАРК, связанный с русской мафией) для обсуждения деталей сделки. Или, может, речь шла о комиссионных? Также в сделке принимал участие Владимир Банкович Поппе (владелец ODIN SA), бывший одним из основных поставщиков оружия режиму Фухимори [известный более всего по истории с модернизацией перуанских Mirage-2000].
21 июня 2005 г. стороны подписали контракт на ремонт 13 вертолетов Ми-17: 7 ВВС и 6 армейской авиации. Этот заказ «Рособоронэкспорт» передал — какое совпадение! — компании СПАРК из Санкт-Петербурга. Сумма сделки составила 18,2 млн долл. Кто же вел эти переговоры? Да не кто иной, как Поляков и его хороший друг Банкович!
Сложности возникли почти сразу. Российские банки по непонятной причине не хотели работать с Нацбанком Перу. Это вызвало задержки с доставкой вертолетов в Россию.
В мае 2006 г. сотрудники СПАРК «обследовали» вертолеты, после чего проинформировали минобороны Перу о том, что стоимость ремонта будет значительно выше, поскольку были выявлены «факты отсутствия и необходимость замены ввиду сильной изношенности многих деталей». Сколько же составили дополнительные издержки? 6,5 млн долл! Включая неизменные 40%, которые «Рособоронэскпорт» берет за каждую сделку! [П.2 затрудняется понять, о чем ведет речь газета]
Таким образом, сумма контракта выросла с 18,2 млн до 24,7 млн!
В минобороны отказались так много доплачивать, но русские настаивали, указывая на один из пунктов контракта (который никто в минобороны не читал), что в случае возникновения необходимости дополнительных работ «перуанская сторона обязуется покрыть издержки». Короче говоря, нас облапошили.
Следствием этой ситуации стал ряд переговоров, закончившихся спустя месяцы, когда сумма была снижена до 21 млн долл.
Со всех точек зрения контракт повредил интересам Перу и оказался выгоден лишь Полякову и его друзьям со СПАРКа, поскольку страна переплатила и лишь недавно — в начале 2008 г. — получила первые отремонтированные вертолеты.
И с этими типами правительство Алана Гарсии и ВВС собираются иметь дело? Не позволим, чтобы мафиози, как во многих других случаях, провернули свои дела и остались как бы не при чем.
О благотворном влиянии фатума
Собственно, вскоре после этой публикации власти Перу и объявили об отмене тендера. Правда, со ссылкой на неофициальные источники в минобороны, сообщается, что противоядием от злоупотреблений предложено считать работу напрямую с «Рособоронэкспортом», что не вполне отвечает на нападки прессы. Впрочем, можно предположить, что пресса просто не очень хорошо разобрала, где государственные уполномоченные посредники, а где проходимцы.
П.2 все-таки склонен полагать, что беднягу минобороны Рея действительно доконала традиционная, в общем-то, для Перу ситуация. Учитывая недавнюю просьбу к не самомому дружественному соседу Чили уступить Перу место в очереди на российские вертолеты, можно предположить, что обстановка с наркомафией и крышующими ее партизанами в Перу действительно серьезная, а вертолеты властям нужны как воздух.
Изрядная часть истории ВТС Перу — это история попилов и откатов в высшей степени бессовестных. На оружейных сделках в том числе погорели президент Фухимори и всемогущий шеф спецслужб Монтесинос. За Перу объявлен в международный розыск экс-глава «Росвооружения» Ананьев. Предположим, что нынешний эпизод — не очередной эпизод борьбы компроматов, а долгожданный логический вывод руководства страны из давних и многочисленных инцидентов вокруг оружейных поставок. В этом случае Рею можно поаплодировать. Как знать, не стала ли поворотной точкой для министра упавшая к его ногам израильская противотанковая ракета, о которой уже рассказывал П.2?


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU