Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

maxozhar - Алтайгейт (расширение)




Как ни странно, вся статья не влезла в предыдущий пост. Поэтому продолжаю сразу же.

Родина слышит, родина знает…
Не имея всей представленной выше информации, в течение нескольких дней после крушения вертолета журналисты различных СМИ высказывали самые разные и сравнительно осторожные версии причин аварии. Не отставали от них и «эксперты» интернет-форумов. А когда руководитель пресс-службы правительства Республики Алтай Елена Кобзева заявила представителям информагентств, что пассажиры собирались охотиться в разрешенном месте и в разрешенное время, для чего у них были лицензии, обсуждение аварии приняло несколько иную направленность. При этом на авиационных, например, форумах законность охоты не вызывала ни у кого сомнения – для большинства вертолетчиков охота с геликоптеров была самым обычным делом. Тогда как, например, на охотничьих сайтах (guns.ru, например) участники принялись выстраивать самые смелые реконструкции событий, в которых рассматривался только тот или иной вариант браконьерства. Соответственно разделились и комментарии форумчан: первые рассуждали лишь о причинах аварии и сожалели о погибших, тогда вторые без особых сомнений рассуждали о торжестве справедливости.
В среду, 14 января, Сергей Шойгу сообщил прессе, что на операцию по поиску пропавшего на Алтае вертолета Ми-8 было потрачено порядка 22,5 миллиона рублей. Глава МЧС РФ предложил возложить все затраты на… производителей аварийных радиомаяков, которые, по его заявлению, ни разу еще не срабатывали в подобных случаях, начиная с 2003 года.
В ответ на это с заявлением выступил генеральный директор НИИ Космического приборостроения (НИИ КП – единственное российское предприятие, обеспечивающее аварийными радиомаяками все авиакомпании) Юрий Королев. Он, собственно, обратил внимание корреспондента РИА «Новости» на то, что как только радиомаяк АРМ-406 разбившегося вертолета был включен одним из спасателей 11 января в 14:05 (по московскому времени) с целью проверки работоспособности прибора, сигнал бедствия немедленно был зарегистрирован спасательным центром в Индии, а в 14:08 в Москве уже было известно, где именно находится вертолет с данным бортовым номером. То есть радиомаяк был полностью исправен, но просто не был переведен пилотами в рабочий режим перед полетом, как положено по инструкции. Самое странное при этом то, что и после аварии ни Колбин, который прекрасно знал о радиомаяке, ни Банных, который неоднократно летал на вертолетах в качестве пилота и тоже не мог о нем не знать, в течение нескольких дней не включали маяк, рискуя и своей жизнью, и жизнью раненых. Очевидно, у них была для такого риска причина. Ну, а поскольку информация от радиомаяка сначала поступила бы в Москву и взбудоражила центр, логично предположить то, что и предположили впоследствии большинство журналистов: выжившие понадеялись на оперативность местных спасателей, с помощью которых многие негативные моменты этой истории удалось бы замять, и потому умышленно не включали маяк.
Количество гипотез в СМИ и интернете, очевидно, продолжало бы множиться, если бы 15 января не появилась в открытой печати служебная телеграмма «Росавиации» с информацией по безопасности полетов, составленная на основании показаний Колбина и расшифровки «черного ящика». В ней сообщалось, в частности, что «…после вылета из «Базы «Турсиб» командир вертолета потребовал от него (второго пилота – А.М.) уступить рабочее место Подопригоре В.П. В дальнейшем второй пилот в управлении вертолетом не участвовал и находился в пассажирской кабине. Вертолет снизился до недопустимо малой высоты и начался поиск и отстрел с вертолета и с земли горных баранов. При очередном заходе для поднятия на борт подстреленного горного барана вертолет столкнулся со склоном горы». Это произвело на читателей СМИ довольно сильный эффект. Еще больше шума подняли опубликованные на сайте altapress.ru снимки с места событий, на которых были отчетливо видны разбросанные по склону горы туши краснокнижных горных баранов аргали, которых журналисты поначалу приняли за козерогов.
В связи с этим, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России в среду направил письмо Генеральному прокурору РФ с просьбой проверить законность охоты. «Факт браконьерства, согласно фотографиям, опубликованным в СМИ, для нас очевиден, – заявил корреспонденту РИА «Новости» глава WWF России Игорь Честин. – Мы просим прокуратуру выяснить, во-первых, законность самой охоты, ведь ее сезон давно закрыт, во-вторых, мы просим выяснить, велся ли отстрел животных с вертолета, что также запрещено, и, в-третьих, уничтожались ли животные, занесенные в Красную книгу РФ».
После этого в прессе сразу же появилась информация о том, что Виктора Каймина, председателя республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира, уже пытались уличить в организации незаконной охоты. С обвинением выступил егерь Владимир Янтыев, оказавшийся на борту вертолета с высокопоставленными чиновниками в Шавлинском заказнике в 2003 году. Он рассказал, что вертолет подлетел к стаду козерогов, и с него были расстреляны десять животных. Прокуратура тогда немедленно возбудила уголовное дело по факту клеветы егеря Янтыева на уважаемых людей. А когда двадцать возмущенных депутатов республиканского парламента написали запрос в прокуратуру республики по факту браконьерства, их обвинили в предвзятости, и дело заглохло.
На запрос WWF России оперативно отреагировала пресс-служба главы республики. Ее руководитель, Елена Кобзева, сообщила, что пассажиры вертолета Ми-8, разбившегося 9 января на Алтае, имели две официальные лицензии на отстрел сибирского горного козла и марала. Ошибочным оказалось и предположение сотрудников WWF России о том, что сезон разрешенной охоты закрылся 31 декабря. Елена Кобзева представила журналистам распоряжение правительства Республики Алтай (N 439Р от 19.08.08) о том, что охота на копытных разрешена до 15 января.
Однако эта информация не снимала других обвинений в браконьерстве: были убиты краснокнижные животные и убиты они были с использованием вертолета.
Охота на животных, занесенных в Красную Книгу РФ, а также охота с применением моторизованного транспортного средства, в том числе воздушного судна, является уголовным преступлением и квалифицируется в соответствии с пунктами а, б, в, г в части 1 статьи 258 УК РФ, что предполагает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или ареста на срок до шести месяцев. Эти же деяния, совершенные с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору квалифицируются в соответствии с 2 частью статьи 258, предусматривающей штраф до 300 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности.
Олег Митволь, тогда все еще заместитель руководителя ФС «Росприроднадзор» и уже организатор радикального «зеленого» движения, сразу предложил закрыть охоту на Алтае вообще.

ВРЕЗ:
Алтайский горный баран (аргали).
Самый крупный дикий баран в мире: длина 120-200 см, высота в холке 90-120 см, вес 65-200 кг. Общая численность в России, по подсчетам Алтайского заповедника, 400-500 голов. Водится только в горах Алтая, в Восточном Казахстане, Юго-Восточном Алтае, Юго-Западной Туве и Монголии.
В Красной книге имеет статус особо охраняемого, находящегося под угрозой исчезновения. В России охота на аргали закрыта с 1934 года. Запрещено охотиться на аргали, без особого разрешения хранить его рога или шкуру.
Ограниченная охота на аргали проводится в Монголии.

Ближе к концу месяца глава республики, Александр Бердников, издал распоряжение, в соответствии с которым использование воздушных судов, принадлежащих Республике Алтай, в коммерческих целях без согласования с руководством республики запрещалось. Под особый контроль руководство республики брало и факты выдачи охотничьих лицензий лицам из-за пределов региона.
Так или иначе, но в первые месяцы зимы и весны 2009 года уголовное дело было возбуждено только по части 3 статьи 263 УК РФ – «Нарушение правил безопасности движения эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». Показательной в этом отношении оказалась реакция алтайского Росприроднадзора, руководитель управления которого, Юрий Иванов, заявил, что у ведомства нет фактов, подтверждающих возможность браконьерской охоты с борта вертолета, и оно не планирует их искать.
Тем временем все больше таких фактов становились доступными для интернет-пользователей. Так появились новые снимки места аварии, сделанные с разных сторон. Они позволили совершенно точно установить, что мертвые животные – это алтайский аргали. Более того, стало очевидным, что их уже начали разделывать (на снимке хорошо виден воткнутый в ногу зверя нож с набранной из бересты рукояткой). Были обнаружены на фото и ориентировочно идентифицированы использованные гильзы от патронов под нарезное оружие (.300 WinMag и .243 Win), а также определено само оружие – четыре карабина. В том числе десятизарядный карабин Симонова (7,62 х 39) и три карабина Blaser разных калибров.
Высшие лица государства на факт незаконной охоты не отреагировали никак, по крайней мере, не выступили с заявлениям, что, по мнению участников интернет-форумов, только нанесло ущерб их авторитету.
В это время в интернет-сообществах стали распространяться слухи о том, что участников охоты и погибших было намного больше, а баранов они отстреляли не трех, а 8 (чуть позже – 28, что составило чуть ли не четверть всей популяции аргали на русском Алтае) штук. В продолжение темы стали появляться новые, все более сюрреалистические версии катастрофы. В частности была высказана мысль о том, что у кого-то из местных жителей не выдержали нервы от творимого чиновниками беспредела, и они обстреляли вертолет из карабина, что и привело к аварии.
С другой стороны, высказывались и обеляющие участников охоты версии. Не исключено, что они просто осматривали окрестности заказника, заметили браконьеров, отстрелявших трех архаров, и при попытке их задержать, попали в аварию. Если бы выжившие участники полета придерживались этой версии, доказать противное, возможно, было бы совсем не просто. Однако все эти досужие рассуждения понемногу стали сходить на нет, поскольку не получали не только подтверждения, но и никак не развенчивались. Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СКП РФ заявило, что больше не будет комментировать расследование крушения вертолета с чиновниками на Алтае, в связи с передачей материалов дела в Главное следственное управление (ГСУ) СКП РФ. А следственный комитет РФ закрыл расследование аварии от прессы в интересах следствия.
19 февраля Игорь Честин заявил прессе: «У нас складывается ощущение того, что СКП не решается возбудить дело о незаконной охоте в Алтайских горах. Нерешимость эта, по нашему мнению, вызвана участием в этой охоте высокопоставленных чиновников, включая представителя Президента в Государственной Думе. В Комитете ждут «отмашки» сверху, не решаясь самостоятельно принять решение, которое обязаны принять в соответствии с законом. WWF России и Гринпис России не собираются мириться с этим нарушением и направят жалобу на имя Генерального прокурора Российской Федерации с требованием провести расследование факта нарушения статьи 258 п.2 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Одновременно WWF России и Гринпис России начали сбор подписей под письмом Дмитрию Медведеву и Борису Грызлову с призывом «дать нравственную оценку тому, что происходило на Алтае 9 января 2009 года». Подписи (с указанием ФИО и паспортных данных подписантов – чтобы легко можно было проверить их реальность) собирались очень быстро, и к 25 февраля их оказалось уже около пяти тысяч – в WWF даже не рассчитывали на такую активность.
22 февраля в Горно-Алтайске прошел митинг с участием полутысячи человек, которые потребовали возбудить дело по факту действий членов республиканского правительства, причастных к организации охоты. Резолюция была направлена в Москву, в правительство и парламент Алтая, ЮНЕСКО и WWF.
По словам эколога Акая Каныева, на встрече с Общественной палатой Алтая 2 марта Анатолий Банных рассказал, будто охоту организовал Виктор Каймин. Вертолетом архаров загоняли на засаду, в которой сидели Каймин, Вялков и Левишин. Потом погрузили баранов, сели в вертолет и при взлете задели хвостом землю.
4 марта письмо WWF России и Гринпис России с 5 700 подписями было отправлено в Генпрокуратуру.
В тот же день вечером глава Республики Алтай Александр Бердников принял отставку республиканского вице-премьера Анатолия Банных, хотя еще утром так вопрос не стоял.
«Они, как беременная гимназистка, надеялись, что все рассосется! – сказал корреспонденту «Известий» сотрудник WWF России Алексей Вайсман. – Но скандал только нарастает. Потому что очень много людей заняло гражданскую позицию. Хамство и чиновный беспредел всем поперек горла».
Понятно, что переписка с государственными ведомствами – дело не одного дня. Однако сотрудников WWF этот факт нисколько не смущал и в конце концов они получили ответ из Генпрокуратуры, в котором сообщалось, что жалоба направлена на рассмотрение… в Главное следственное управление, на которое, собственно говоря, и жаловались. Пришел также краткий ответ из Администрации Президента, в котором сообщалось, что обращение WWF отправлено на рассмотрение в прокуратуру Республики Алтай.
В середине апреля Олег Митволь подал заявление об уходе с поста заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, что не помешало в самом начале мая Росприроднадзору обратиться в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой возбудить уголовное дело по факту незаконной охоты в Республике Алтай в январе 2009 г., поскольку заявок на выдачу разрешений на добывание животных, занесенных в Красную книгу, в их службу не поступало и, соответственно, разрешения не выдавались. При этом Росприроднадзор отметил, что полномочия по контролю за сохранностью объектов животного мира, обитающих на территории Республики Алтай, осуществляет Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай, который проявил в данной ситуации бездействие. В этой связи Росприроднадзор обращается в Генпрокуратуру России с просьбой принять меры прокурорского реагирования и возбудить уголовное дело по факту незаконной охоты и уничтожения 3 особей алтайского горного барана (аргали).
Именно это обращение государственной организации и возымело действие. 4 мая 2009 г. следственный комитет при прокуратуре России возбудил уголовное дело по факту незаконной охоты чиновников на горных баранов, которое уже в середине июня было объединено в одно производство с делом по факту крушения вертолета Ми-171.
Но следствие продолжалось недолго…
6 ноября глава СКП РФ Александр Бастрыкин на поданный в сентябре Эл Курултаем (парламентом) Республики Алтай запрос о ходе следствия сообщил спикеру Ивану Белекову, что Следственный комитет при прокуратуре РФ прекратил уголовное дело по факту крушения вертолета Ми-171 еще 11 августа в связи с тем, что лица, подлежащие к привлечению к уголовной ответственности, погибли в авиакатастрофе. В ответе сообщалось, что «…следствием достоверно установлено, что в ходе данного полета находившиеся на борту вертолета пассажиры Каймин В.Я., Вялков В.М., и Ливишин С.В. совершали активные действия по выслеживанию и преследованию с целью добычи (отстрела) зверей, охота на которых полностью запрещена – алтайских горных баранов. При этом командир воздушного судна - вертолета МИ-171 Баяндин А.Д. и пассажир Пидопригора В.П., управляя вертолетом, направляли его к местам скопления животных, осуществляли их поиск и преследование с целью отстрела с борта воздушного судна». Доказательств причастности к браконьерской охоте полпреда президента РФ в Госдуме Александра Косопкина и заместителя главы правительства Республики Алтай Анатолия Банных следствие не нашло.
Ответ Бастрыкина вызвал возмущение депутатов Республики Алтай, новые митинги протеста против закрытия дела, новые сборы подписей и новые обращения в Генеральную прокуратуру. В результате СКП РФ вновь вернулся к этому вопросу и отменил в январе уже текущего года постановление о прекращении дела. 5 марта оно было вновь принято в производство с поручением Александра Бастрыкина «проверить полноту проведенного расследования».
Трудно сказать, что нового сможет обнаружить следствие по данному делу. Даже если выжившие участники злосчастного полета решат рассказать правду о том, что происходило в горах Алтая 9 января 2009 года, ее трудно будет идентифицировать, поскольку все они многократно меняли по ходу следствия свои показания.
Что касается участия Александра Косопкина и некоторых других участников полета в незаконной охоте, то этот вопрос так и повиснет скорее всего в воздухе. Само по себе присутствие их в вертолете еще ничего не доказывает. Это я говорю не столько из чувства сожаления по поводу гибели людей, сколько из собственного жизненного опыта. Мне приходилось трижды принимать участие в охоте, когда уже в процессе выяснялось, что коллектив делится на две неравные части, меньшая из которых законопослушна, а большая полагает, что для высокопоставленных чиновников браконьерство не является браконьерством. И при этом браконьер оказывается во всех остальных отношениях оказывается настолько адекватным, настолько дружески расположенным к тебе человеком, что бывает совсем непросто остановить его от совершения браконьерских поступков. Другими словами, факт присутствия конкретного человека в вертолете, с которого велась браконьерская охота, еще ни о чем не говорит. Этот человек мог изначально думать, что вертолет будет использоваться только для заброски охотников в горы, а когда выяснилось, что охота задумана была как браконьерская, ему оставалось только одно – устраниться от участия в ней.
Желание многих доказать вину организатора охоты, Анатолия Банных, так, по-видимому, и останется желанием, поскольку сам организатор, судя по его словам, летел на охоту безоружным. Колбин участия в охоте почти наверняка не принимал по двум причинам – у него тоже не было оружия и не для него эта охота организовывалась. Двое других выживших, Белинский и Капранов, уже заплатили за участие в этом мероприятии куда большими потерями, чем 200 000 рублей – серьезными увечьями и инвалидностью на всю оставшуюся жизнь.
Простые алтайцы склонны считать, что браконьеров покарал бог Алтай-Кудай. Так это или нет, мы судить не беремся, но нельзя не сказать о том, что алтайская трагедия не единична. Просто она получила очень уж широкую огласку, а до этого аналогичным образом в районе Абакана 28 апреля 2002 г. погиб губернатор Красноярского края; 20 августа 2003 года на Камчатке погиб губернатор Сахалина Фархутдинов; 26 декабря 2006 г. погибли экипаж и пассажиры вертолета Ми-2 под Арсеньвым; 15 сентября 2007 г. в районе Сеймчана при охоте на медведя с вертолета погибли польские охотники; 26 декабря 2008 г. погиб известный приморский бизнесмен А. Труш. И в этой связи закончить материал хотелось бы словами из нашумевшей статьи «Защитим баранов от козлов»:
«История той злополучной охоты – еще и история медвежьих услуг. Виктор Каймин несколько лет назад попался на организации незаконной охоты, и если бы тогда его осудили, хоть условно, он сегодня, наверное, был бы жив. Если бы на посту Каймина был другой человек, этой охоты могло бы и не быть. Если бы Косопкин отправился на охоту как простой человек – на лыжах или на лошади… – жив был бы сам, и живы были бы еще шестеро, а Борис Белинский не лежал бы сейчас в больнице без ног».
И еще. Судя по имеющейся у нас информации, руководство страны предупредило чиновников высшего звена о том, что в дальнейшем при выявлении факта их участия в браконьерских охотах последует самая жесткая реакция.
Хотелось бы надеяться, что это действительно так.
Персоналии:

Баяндин Алексей Дмитриевич
Родился в 1951 г. Командир вертолета, заместитель директора по организации летной работы Томского филиала ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа». Пилот 1 класса общий налет 12 934 час., из них в качестве командира вертолета – 9 600 час. Был допущен к инструкторской работе на вертолете Ми-8 и Ми-171. На Ми-171 имел налет 49 час., все в качестве командира в/с.

Колбин Максим Дмитриевич
Родился в 1985 г. В г. Томске. С отличием закончил Омское летно-техническое училище Пилот третьего класса в томском подразделении «Газпромавиа». Общий налет – 1 458 час., в том числе на Ми-171 – 15 час.

Вертей Александр Васильевич
Родился в 1950 г. Бортмеханик 1 класса, допущен к инструкторской работе. Имел общий налет 12 533 час., в том числе на Ми-171 – 1500 час.

Подопригора Владимир Петрович
Родился в 1959 г. на Украине, в селе Оситняжка Новомиргородского района Кременчугской области. В 1981 г. закончил Кременчугское летное училище Гражданской авиации. Принят в Барнаульский объединенный авиационный отряд на должность второго пилота вертолета МИ-8. 1987-1999 командир вертолета МИ-8, командир звена вертолетов летного отряда.
1999-2005 командир-инструктор МИ-8 авиакомпании «НАРЗ, командир авиационной эскадрильи. С 2005 г. командир-инструктор вертолетов МИ-8 и МИ-8 МТВ, заместитель командира авиационной эскадрильи Алтайской базы авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана». Был женат, воспитывал двоих сыновей.

Анатолий Николаевич Банных
Родился 10 апреля 1968 г. в г. Барнаул. В 1987 окончил Барнаульский машиностроительный техникум. 1987-1989 – служба в СА. 1989-1990 – инженер на заводе «Барнаултрансмаш». 1991-2001 – гендиректор ТОО «Сибма». 2001-2002 – гендиректор ООО «Эскер». 2002-2003 – гендиректор ООО «ФПГ-Сибма». 2003-2004 – директор по развитию ОАО «Алтайские макароны». 2004-2008 – гендиректор ООО «ФПГ-Сибма». В 2004-2008 – руководитель регионального отделения общественной общероссийской организации "Деловая Россия", а в 2006-2008 – депутат Алтайского краевого Совета народных депутатов IV, V созывов. В 2008 окончил Барнаульский филиал Московской академии предпринимательства и назначен заместителем председателя правительства Республики Алтай.
Имеет государственные и общественные награды, женат, у него есть сын и дочь.
Когда журналисты занялись поиском материалов по данному событию, выяснилось, что летом 2005 года Банных попал в аварию на вертолете «Робинсон» все в тех же горах Алтая, из которой также вышел без серьезных последствий.

Косопкин Александр Сергеевич
1976-1978 – срочная служба в Вооруженных силах. 1978-1990 – помощник машиниста, машинист локомотивного депо Златоуст Южно-Уральской ЖД. В 1990 г. избран народным депутатом РСФСР. 1990-1993 – председатель подкомиссии Комиссии по социальной политике ВС РФ. 1993-1994 – ведущий специалист отдела Управления информационно-технологического обеспечения аппарата ФС РФ. С 1994 г. работает в Администрации Президента РФ. 1994-1996 – консультант, руководитель группы. 1996-2000 – заместитель начальника управления, начальник отдела по взаимодействию с депутатами Госдумы и членами СФ управления Президента РФ по вопросам внутренней политики. 2000- 2001 – заместитель начальника главного управления, начальник управления по взаимодействию с ФС РФ, политическими партиями и движениями главного управления внутренней политики Президента РФ. С марта 2001 по 2004 – начальник главного управления внутренней политики Президента РФ. С 2004 г. – полномочный представитель Президента в Госдуме.
Имел государственные награды.

Ливишин Сергей Владимирович
Служил на Ближнем Востоке. Проходил госслужбу в УВП Администрации Президента РФ, был заместителем начальника отдела управления по взаимодействию с ФС РФ, политическими партиями и движениями.
В 2009 г. Был сотрудник аппарата Госдумы РФ.

Капранов Николай Владимирович
Директор Института «Восток-Запад» (по России), советник Председателя Комитета СФ по экономической политике, руководитель программы института «Центр корпоративной конкурентоспособности Кендалла–Рассела».

Белинский Борис Иванович
Московский бизнесмен, приятель Капранова.
Не согласившись на ампутацию ног в Барнауле (у него была гангрена стоп) отправился на лечение в Вену, где у Белинского находится дочь.

Вялков Василий Михайлович
Родился в 1964 г. в поселке Талон Турочакского района Республики Алтай.
С 1981 г. заведующий Талонским сельским клубом. Во время службы в СА принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана в звании сержанта. После службы до 1886 г. работал в старательской артели, позже – водителем автоклуба. 1986-1990 учащийся Барнаульского культпросветучилища, концертная деятельность в составе фольклорного коллектива «Песнохорки». С 1990 г. – руководитель фольклорного ансамбля «Ярманка». С 2002 г. депутат Турочакского районного Совета депутатов.
С супругой Мариной организовали фестиваль «Родники Алтая», которому был присвоен статус республиканского. Директор республиканского центра русской культуры.
Был женат, воспитывал двух дочерей и сына.

Каймин Виктор Яшбаевич
Родился в 1949 г. в селе Ябоган Усть-Канского района Алтая.
В 1971 г. закончил Горно-Алтайский государственный педагогический институт по специальности учитель географии и биологии. 1972-1979 – учитель средней школы в Онгудайском районе. С 1979 г. – старший охотовед Госохотинспекции Горно-Алтайского облисполкома. С 1998 г. – начальник Охотуправления Республики Алтай. С января 2008 г. –председатель Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай.
Имел государственные награды, был женат, воспитал дочь и сына.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU