Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Летное поле - Музей вертолетов в Торжке

Дальше пройдем к вертолету Ми-4.

   В конце 40-х гг. в ОКБ М. Л. Миля приступают к проектированию многоместных вертолетов различных схем. Но идея создания вертолета большой грузоподъемности тогда не нашла должной поддержки у заказчика. Положение изменилось в начале 50-х гг., когда во время войны в Корее американцы стали успешно использовать вертолеты в боевых действиях. Это заставило руководителей партии и правительства всерьез задуматься о перспективах развития винтокрылых летательных аппаратов. В конце сентября 1951 г. под председательством И. В. Сталина в Кремле состоялось совещание, посвященное ликвидации отставания нашей страны в области вертолетостроения, на котором получил одобрение разработанный в ОКБ М. Л. Миля проект двенадцатиместного вертолета В-12 (или ВД-12 – вертолет десантный  на 12 человек). 

   На создание машины отводился только один год. Конструкторы ОКБ работали по 14-16 часов в сутки, ночевали на заводе. Для нового вертолета, превосходившего Ми-1 по взлетной массе в три раза, была выбрана двухэтажная компоновка, аналогичная компоновке американского аппарата Сикорский S-55.
   В-12 стал одним из первых в мире вертолетов, в систему управления которого включили гидроусилители (бустеры), и первым в СССР летательным аппаратом с необратимым бустерным управлением.
   С производства Ми-4 началось серийное вертолетостроение в Китайской Народной Республике. Передавать документацию на Харбинский авиационный завод стали в 1956 г., и через два года там был собран первый вертолет, получивший название Z-5.
   Вертолеты Ми-4 эксплуатировались более широко, чем Ми-1. В просторной грузовой кабине Ми-4 можно было перевозить: 16 десантников или 8 раненых; автомобиль ГАЗ-69 или два мотоцикла М-72 с колясками и 5 десантников; полевую пушку с расчетом и запасом снарядов или два миномета калибра 83 мм с расчетами и 7 ящиками мин. Помимо десантно-транспортных операций, Ми-4 после определенного переоборудования использовались для спасательных работ и эвакуации больных и раненных.

Идем дальше по дорожке.
И не можем не остановиться у "классики" ОКБ "Миля" - вертолет Ми-8.
В истории мирового вертолетостроения по общему числу выпущенных машин – свыше 12 тыс. (около 8000 в Казани и свыше 4000 в Улан-Удэ) – вертолет Ми-8 не имеет аналогов среди аппаратов своего класса. Знаменитая фирма «Сикорский» со своими многочисленными дочерними предприятиями построила полторы тысячи вертолетов S-61 «Си Кинг» и свыше двух тысяч S-70. Могущественная «Боинг» совместно с японскими компаниями выпустила только 740 вертолетов V-107 «Си Найт». Французы и китайцы построили всего-навсего 105 аппаратов «Супер Фрелон» SA-321. По количество изготовленных машин Ми-8 уступают только легким (максимальная взлетная масса – 5,5 т, масса конструкции – 2,75 т) американским вертолетам типа Белл 204/205/212, которых было построено около 14 тыс., но по суммарной массе конструкции (произведение массы конструкции на число построенных машин), а также суммарной полезной нагрузке программа Ми-8 превосходит все известные вертолеты в истории мирового вертолетостроения. Это же можно сказать  и о степени распространения Ми-8 в мире. В настоящее время практически уже нет страны, в которой не эксплуатировался бы знаменитый «летающий грузовик» Миля.

Зарубежные заказы на универсальную машину стали поступать сразу же после ее первого показа в 1965 г. в Ле-Бурже. Внешнеторговые службы СССР заключили первый контракт на поставку Ми-8 с фирмой из Нидерландов. Впоследствии голландцы перепоставили вертолет в США, где он эксплуатировался авиакомпанией «Петролеум Геликоптерс». Затем последовали заказы из Объединенной Арабской Республики, Ирака, Югославии и других социалистических и развивающихся стран. Надежной и экономичной машиной заинтересовались и многие высокоразвитые страны. Через пятнадцать лет Ми-8 эксплуатировались уже более чем в полусотне стран мира, в том числе в Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Вьетнаме, Венгрии, ГДР, Египте, Индии, Ираке, Китае, Пакистане, Перу, Польше, Румынии, Северном Йемене, Северной Корее, Сирии, Судане, Финляндии, Чехословакии, Эфиопии  и Японии. Круг стран-импортеров расширяется практически каждый год. Только службы «Авиаэкспорта» поставили за рубеж свыше четырех тысяч Ми-8 и Ми-17. Было время, когда почти половину валютной выручки «Авиаэкспорт» получал от продаж этих машин.

В ходе боевых действий вертолеты оказались в исключительно тяжелых условиях. Сильный противник эффективно использовал средства противовоздушной обороны. Высадка десантов, составлявшая более трети всех боевых вылетов, производилась непосредственно на огневые позиции неприятеля без предварительной подготовки мест высадки. Разведка и огневая поддержка десанта осуществлялась весьма неэффективно. Возникавшие при взлете и посадке песчаные вихри демаскировали вертолеты и сильно влияли на работу агрегатов и систем, в первую очередь —- силовой установки. Техническая эксплуатация и войсковой ремонт были налажены очень плохо, квалификация летного и наземного состава оставляла желать лучшего.
Боевого ветерана Ми-8 можно по праву считать, наряду со знаменитым автоматом Калашникова, своеобразным символом наибольших успехов отечественного оборонного машиностроения и нашего военного экспорта на международном рынке.

Настоящим боевым испытанием Ми-8 в Азии стала шестилетняя ирано-иракская война. Здесь «ми-левские рабочие лошадки» впервые использовались вместе со своими младшими братьями — боевыми Ми-24. С тех пор «дуэт» Ми-8 и Ми-24 с большим успехом исполняет свои боевые «партии» в разных частях Земного Шара. Ирано-иракская война, кроме того, показательна и тем, что в ней рядом с вертолетами советского производства широко использовались винтокрылые машины практически всех европейских и американских вертолетостроительных фирм. Как иракские, так и иранские военные имели уникальную возможность сравнить вертолеты прямо преимущества Ми-8. Вертолет эксплуатировался в условиях и с напряженностью, недосягаемыми для других геликоптеров и подтвердил свою славу самой эффективной и неприхотливой воздушной машины войны. В небе Ирака «восьмерки» неоднократно сходились в воздушных боях с вертолетами противника и выходили их них победителями.


 

 

Самое читаемое





вертолетов музей
 
Copyright © 2010
IL2U.RU