Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Полеты на Бекасе


Возвращение к ЖЖ почему то дается с большим трудом. Поэтому пока обрабатываю фотографии с НГ поездки,то начну этот года уже набившим оскомину Дубайским авиасалоном.Здесь мы посмотрим на Сессну Караван и сравним ее с более старшим товарищем: Сессной с Северки.

Сессна 208 караван на гидроавиасалоне 2008
Другие топики с Дубайского авиасалона:
Dubai airshow 2009

Вначале проследим историю конкретных самолетов,чьи фотографии будем рассматривать:
1:CESSNA 208B серийный номер:208B1272
двигатель:P&W PT6A-114A
произведена и сертифицирована 10.10.2007
N6UE в том же 2007 году этот самолет попал на Дубайский авиасалон.
Посещение авиасалона в 2009 году было вторым.

2:CESSNA 208 серийный номер:20800269
двигатель:P&W PT6A-114А
произведена и сертифицирована в 1997 году. Судя по всему в 2003 покинула пределы США и отправилась в Россию, где обреталась под RA-67702 в ГСГА АОН (оно же авиаклуб КВС ).
Основное различие этих двух самолетов заключается в длине и авионике.

Вообще на этом авиасалоне самолеты Сессна были очень массово представлены.

Цессна 208 (Cessna 208, также существует модель Cargomaster) — лёгкий одномоторный турбовинтовой самолёт с неубирающимся шасси. Выпускется компанией Цессна с 1984 года в США.
С появлением действительно надежных турбовинтовых двигателей (ТВД) летать на одном винте оказалось не только вполне безопасно, но и весьма выгодно, ибо второй двигатель возит по сути самого себя и собственное топливо, а стоит дорого.
Производители самолетов бросились в модифицирование, переоснащая серийные одномоторные самолеты с поршневых двигателей на ТВД. На какое-то время ажиотажный спрос был удовлетворен, но прогресс на месте не стоял, и самолеты, спроектированные в 1950-1960-е годы, уже не отвечали эпохе. Главной проблемой стала сертификация в соответствии с изменившимися нормами летной годности, которые предусматривали часто совсем иные подходы к конструированию и технологии производства гражданских самолетов, нежели те, что сложились по опыту Второй мировой войны.

В модельной линейке компании Cessna Aircraft было что модернизировать – одномоторный восьмиместный Cessna 207 Stationair вполне годился для установки ТВД. Но потребитель проявлял интерес к самолетам потяжелее, взлетной массой порядка 3 тонн, поэтому компания не стала мудрить, а решила предложить рынку совершенно новый самолет, сочетающий проверенные временем классические подходы с передовыми инженерными и технологическими новшествами.

В начале декабря 1982 г. в небо поднялся самый большой однодвигательный самолет марки Cessna, получивший обозначение Cessna 208 Caravan I. Буквально с первого взгляда в нем угадывалась классика фирмы – подкосный высокоплан с неубираемым трехопорным шасси. Но, в отличие от всех одномоторных предшественников вплоть до Stationair, новая машина имела иную компоновку пассажирской кабины: салон не автомобильного типа, а классический – с центральным проходом между креслами.
В качестве силовой установки выбрали, пожалуй, лучший в мире ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A. Этот двигатель уже тогда отличался надежностью и большим межремонтным ресурсом, поэтому выбор именно его для множества легких самолетов по всему миру стал классическим решением.
С 1984 г. новый самолет пошел в серийное производство и заинтересовал многих, потому что одним из массовых серийных вариантов сразу же стал гидроплан на поплавковом шасси, в том числе и амфибийном – с убираемыми колесами.Сессна 208 караван на гидроавиасалоне 2008 В частности, именно эти машины заказала Королевская конная полиция Канады, а еще «Караваны»-амфибии пришлись по сердцу спасательным службам и туристическим фирмам, перевозящим своих клиентов между курортными островами тропических морей.

Но и сухопутные «208-е» не остались без внимания частников, корпоративных структур и авиакомпаний. Например, интерес к новому самолету почтовой авиакомпании Federal Express спровоцировал новый виток в его развитии – появление грузовой модификации Cessna 208A Cargomaster с оборудованием для полетов по приборам, грузовой кабиной без окон и съемным багажным контейнером под «брюхом». Опробовав новинку и войдя во вкус, «федеральные почтальоны» в 1985 г. заказали Cessna Aircraft более вместительный вариант Cessna 208B Super Cargomaster с теми же особенностями, но удлиненным фюзеляжем, увеличенной взлетной массой и более мощным двигателем.

Совершенно естественным образом грузовик снова превращается в пассажирскую машину. В 1990 г. на базе Super Cargomaster был создан Grand Caravan, максимальная пассажировместимость которого была увеличена до 14 мест по сравнению с 11 у Caravan. К тому времени уже все серийные самолеты оснащались современными комплексами авионики, в качестве опции предлагался метеолокатор, самые современные средства связи и навигации, различные варианты спасательного оборудования и многое другое. Разумеется, появились и варианты салонов повышенной комфортности, уменьшенная пассажировместимость которых с лихвой окупалась классическими «джетовскими» интерьерами и средствами развлечения.
К концу 1989 года клиентам было поставлено более 370 самолётов Cessna 208. Рубеж в 1000 аппаратов был преодолён в октябре 1998 года. Более 60 % из этого количества было продано в другие страны. По состоянию на вторую половину 2005 года было произведено 1200 подобных самолётов различных модификаций.

Самолеты семейства Caravan относятся к невысотным, поэтому их фюзеляжи не герметичны и не имеют системы наддува от компрессора двигателя. Соответственно, давление воздуха в кабине всегда равно забортному, что ограничивает возможности самолета в таком деле, как «перепрыгивание» плохой погоды. На Caravan и Grand Caravan ненастье приходится либо обходить, либо, если есть такая возможность, прорываться. Тому и другому способствуют отличные средства навигации и метеолокатор. Для полетов на высотах 4000 м и более у каждого летчика и пассажира есть кислородная маска, но это на крайний случай, когда нужно ненадолго подняться, допустим, над горной грядой.
Странно ли это? В принципе – нет. Ведь по сути дела, столь утилитарной машине, летающей на 1600-1700 км со средней скоростью порядка 270-300 км/ч, бить рекорды высоты ни к чему – не те маршруты. Мало кто летает на винтовых одномоторниках на полную дальность, ибо здесь все упирается в продолжительность полета. Правда, в случае с таким самолетом, как Caravan, длительные полеты становятся вполне возможными благодаря наличию автопилота и туалета, а в VIP-варианте еще и бара. Но, так или иначе, поскольку обычный самолет общего назначения не предназначен для большой дальности, то и на больших высотах делать ему совершенно нечего, а вводить герметичность «на всякий случай» и дорого и тяжело (в смысле дополнительного веса систем и более прочного фюзеляжа).

Самое удивительное в самолетах Cessna – как удается столь простыми средствами достигать столь высоких результатов. Судите сами: при максимальной взлетной массе 3969 кг полезная нагрузка Grand Caravan составляет 2041 кг. То есть, самолет возит столько же, сколько весит сам. Причем, возит с приличной скоростью (крейсерская – до 341 км/ч). И это не столь уж изящная машина, как, допустим Pilatus PC-12, а подкосный высокоплан с торчащими в потоке «ногами» шасси и угловатым подвесным контейнером.
Как видите,если не брать в расчет то, что это разные модификации самолета,то видимых внешних отличий за 10 лет не накопилось!!!

Салон Grand Caravan напоминает интерьеры туристического автобуса (сходство усиливают прямоугольные окна), но в нем достаточно просторно, хоть и не погуляешь. Ну, это ведь, и не Gulfstream. Через открытый проем видна внутренность пилотской кабины, а в хвосте, прямо у двери, разместился вполне удобный туалет, закрывающийся полужесткой шторой-гармошкой. Туалетный закуток уютен и даже как-то романтичен благодаря наличию окна. Возможность любоваться просторами родного края окупает недостаток приватности. Входных дверей четыре: две пилотских, одна пассажирская (в хвосте справа) и широкая грузовая (слева). Левая дверь удобна тем, что через нее можно затащить в самолет длинномерный груз. А можно десантировать парашютистов.
Правда мне на этих самолетах туалет найти не удалось: видимо это опция.

Здесь правда на самолете с Северки стоят кресла с другого типа самолета.

Вентиляция в новом и

старом самолетах:

В хвосте самолета с Северки

Подключение наушников на пассажирских местах

Ручка закрывания двери-трапа

В самолете на Северке даже такие штуки были:

И с другой стороны:

Эта модификация при необходимости позволяет взять на борт до 13 пассажиров. Соотношение между количеством пассажиров и количеством груза может варьироваться: можно снять любое количество сидений, освободив место для груза и багажа или оставив свободное пространство. Существенно расширяет возможности самолёта использование подднищевых грузовых отсеков. Засчёт них можно увеличить грузовую вместимость, или установить дополнительные места для пассажиров, переместив в багаж пассажиров из салона в эти отсеки.Правда на этих самолетах этих отсеков нет.

Проберемся на место пилота.
Работа над безопасностью полётов, удобством пилота и соответствии современным требованиям не останавливается: 28 апреля 2008 года Cessna объявила, что навигационная система Garmin G1000 (англ.) будет устанавливаться в кабине пилота с компьютеризованными графическими дисплеями (англ.) в качестве стандартного оборудования на всех новых самолётах Сaravan. Эти самолеты к сожалению выпущены раньше.

Пилоты хвалят Grand Caravan за летучесть и легкость пилотирования, хотя для первоначального обучения самолет и не годится: требует контроля из-за склонности к скольжению, свойственной, впрочем, почти всем винтовым самолетам. Особых похвал удостоились взлетно-посадочные характеристики: возможность заходить на посадку по крутой глиссаде, небольшие скорости взлета и посадки, терпимость к сильному боковому ветру, устойчивость, а также замечательная проходимость шасси. Многие производители декларируют способность своих самолетов базироваться на грунтовых аэродромах, но очень немногие самолеты могут рулить и взлетать буквально по грязи. Grand Caravan это может.
Очень удобное кресло пилота:

Мой налет на этом типе всего 10 минут в правом кресле с одной посадкой,ну это только чтобы попробовать:-))

Панель приборов нового и

старого самолетов

Посмотрим на панель чуть подробнее: буду давать фотографию вначале с 208b 2007г,а ниже 208 1997г
Рабочая панель КВСа 208b

и 208

Средняя панель 208b

и 208

Блок предохранителей на 208.


Кроме двух проектных задач — перевозка пассажиров и грузов, выпускались ещё и военные модификации самолёта.Посмотрим на модификации которые существовали и существуют:
1984 Cessna 208 Caravan I Начальная базовая версия Первый полёт 8 августа 1982 года
1986 Cessna 208 Grand Caravan Удлинённая версия вместимостью до 14 пассажиров
1990 Cessna 208B Grand Caravan Удлинённая версия вместимостью до 14 пассажиров. Позже начал ставится более мощный двигатель PT6A-114A

1997 Cessna 208-675 Установлен более мощный двигатель PT6A-114A
Caravan Amphibian Колёсное шасси заменено на поплавки (в составе которых существуют колёса)
1997 Soloy Pathfinder 21 (англ.) Soloy устанавливает на такой самолёт два двигателя PT6D-114A, вращающие один пропеллер. Первый полёт 1995, сертификация не пройдена.

Модификации грузовые:
1984 Cessna 208A Cargomaster Добавлено всепогодное бортовое оборудование и подфюзеляжный контейнер, фюзеляж без окон .По заказу Federal Express 1983 года, поставлено 40 аппаратов
1998 Cessna 208В Super Cargomaster По сравнению с Cessna 208A Cargomaster фюзеляж удлинён на 4 фута По заказу Federal Express лётные испытания начались 3 марта 1986, поставлено 260 аппаратов
Подставка под хвост на стоянке

Военные самолёты
U-27A Военная/специального назначения модификация модели 208А
C-98 Название U-27A в ВВС Бразилии
C-16 Вооружённый U-27A в ВВС США Возможное предназначение самолёта — использование в Центральной Америке для противодействия партизанским войнам

Караваны используются в вооруженных силах следующих стран:
Бразилия ВВС Бразилии
Чили Сухопутные войска Чили
Ирак Военно-воздушные силы Ирака 172 Cessna 208B Grand Caravan[5]
Мексика ВМС Мексики 2 Caravan Amphibian
ЮАР ВВС ЮАР 41 эскадрилья
Таиланд ВВС Таиланда
Либерия ВВС Либерии
Канада Королевская конная полиция Канады Caravan Amphibian

Из дополнительных опций обращают на себя внимание подфюзеляжный грузовой контейнер и резиновые протекторы противообледенительной системы. С контейнером все просто: когда салон заполняется пассажирами, места для багажа может не хватить, к тому же реалии жизни заставляют экипаж возить с собой некоторое авиационное имущество (чехлы, заглушки, и т.п.). А вот протекторы пневматической противообледенительной системы покрывают не только передние кромки лопастей винта, крыла и оперения, но также кромки подкосов крыла и основных стоек шасси, и даже переднюю стенку багажного контейнера.
Причина столь трепетного отношения к обледенению состоит в том, что Россия не Флорида, и для невысотного самолета набрать льда у нас и летом не проблема. Поэтому владельцы сочли за благо перестраховаться, избавив экипаж от проблем и заодно решив собственную – с дополнительной сертификацией Grand Caravan в России. Требования к противообледенительной системе самолетов данного класса у нас теперь ужесточились, и самолет должен им соответствовать.

Характеристики
Cessna 208 208B
Размах крыльев 15,88 м
Длина 11,46м 12,67м
Высота 4,32 м
Площадь крыла 25,96 м2
Экипаж 1 пилот
Число мест 9 14 пассажиров
Грузовместимость в грузовой модификации 1 361 кг
Вес пустого самолёта 1,752 2,073 тонн
Вес топлива 1,009 тонн
Максимальный взлётный вес 3,629 3,970 тонн
Мощность двигателей 1 х 503 КВт(675 л.с)
Тип двигателя ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-114А
Максимальная скорость 352 км/ч
Крейсерская скорость 341 км/ч
Дальность полёта практическая 1 797км
Дальность действия 1 200км
Потолок 8 420 м
Взлетная дистанция626 м. / 2,055 ft
Посадочная дистанция495 м. / 1,625 ft
Скороподъемность3.9 м./сек. / 770 ft/min
Габариты кабины, Длина - Ширина - Высота5.28 - 1.63 - 1.37 м.
Объем кабины7.2 м.3
Обьем багажного отсека0.9 м.3
Стоимость самолета Cessna Caravan составляет около $2,000,000

Для взлета и посадки самолету нужны площадки меньше ,чем для як-18.В Северке он легко садился и взлетал на полосе длиной в 500 метров используя не более 2\3 ее.Взлет за счет большой энерговооруженности,а посадка благодаря реверсу винта,те им он может тормозить.

Даже на самолете 1997 года есть автопилот,что превращает полет на этом самолете в интересную прогулку.

С момента начала выпуска по конец 2005 года потерпел крушение 141 такой самолёт.

Ну и немножко кадров с соревнований на Северке на точность приземления.Караван показывал пример!!!

Шасси на этом самолете неубираемые,но это ему нисколько не мешает

Обнаружил тут интересное сравнение Ан-3 и Сессна караван.Сам проверить данные не могу ,поэтому оставляю их на ваш суд:
Характерным представляется сравнение самолета Ан-3Т в транспортном варианте с аналогами - самолетами семейства “Цессна Караван”.
Сравнение Ан-3Т с самолетами “Караван” показывает, что Ан-3Т превосходит последние по целому ряду функциональных свойств. Он имеет более объемную грузовую кабину (объем больше на 2/3, чем у “Караванов” и на 20% больше, чем у самолета “Гранд Караван”) и с большей высотой (1,85 м против 1,3 м), что обеспечивает на Ан-3Т улучшенный комфорт для пассажиров и перевозку большего количества грузов малой плотности (80...100 кг/м3 ), характерной для грузов на пригородных авиалиниях.
Самолет Ан-3Т имеет большую грузоподъемность, чем самолеты “Караван”:
* на 400 кг (1800 против 1400) по сравнению с самолетом “Караван”;
* на 200 кг (1800 против 1600) по сравнению с самолетом “Гранд Караван”.
Ан-3Т имеет преимущество по характеристике “груз-дальность” на дальностях до 550 км по сравнению с “Гранд Караваном” и на дальностях до 900 км по сравнению с “Караваном”.
Самолет Ан-3Т существенно превосходит “Караваны” по взлетно-посадочным характеристикам и, особенно, по обеспечению безопасности из-за почти в два раза меньшей скорости сваливания (60 км/час против 113). Кроме того, Ан-3Т обеспечивает систематическую эксплуатацию на неподготовленных ВПП с низкой прочностью покрытия (грунт, галька, снег, травяной покров). Самолеты “Караван” из-за их схемно-конструктивных особенностей (шасси с носовой опорой, небольшой клиренс винта, колеса малого диаметра) могут эксплуатироваться на аэродромах с потребной длиной ВПП в 1,4 раза большей, чем для Ан-3Т, и упрочненным покрытием (бетон, асфальтобетон, твердый грунт). Это существенно расширяет область применения Ан-3Т и повышает его конкурентоспособность. Кроме того, самолет Ан-3Т, в отличие от “Караванов”, имеет возможность применения на авиационно-химических работах в сельском и лесном хозяйствах (вариант Ан-3ТСХ) и в лесопожарном варианте, что также повышает его конкурентные возможности.
Ан-3Т имеет в 2,5-3 раза меньшую стоимость, чем самолеты “Караван”. Расчеты показывают, что стоимость его эксплуатации будет примерно в 1,5 раза меньшей, чем “Караванов”. Таким образом, по функциональным и экономическим показателям самолет Ан-3Т превосходит самолеты “Караван”.



Еще одно показательное упражнение: посадка на точность,но с высотой над торцом полосы не менее полутора метров.

Ну для полноты официальный документ:
15 марта 2002 г. № НА-84-р
О ДОПУСКЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТОВ CESSNA CARAVAN
МОДЕЛЕЙ 208 И 208В
На основании сертификата типа № СТ161-С208, выданного 4
сентября 1998 г. Межгосударственным авиационным комитетом,
предлагаю:
1. Допустить к эксплуатации воздушные суда Cessna Caravan
модели 208 и 208В с двигателями Pratt and Whitney моделей РТ6А114
или РТ6А114А, имеющие сертификат типа от 4 сентября 1998 г.
№СТ161-С208, выданный Межгосударственным авиационным комитетом
(МАК).
2. Летную и техническую эксплуатацию производить в соответствии
с эксплуатационными требованиями и ограничениями карты данных
сертификата типа по эксплуатационно-технической документации
организации-изготовителя самолетов Cessna Caravan на английском
языке, руководствами авиакомпаний по производству полетов и
техническому обслуживанию данного типа воздушных судов.
3. Работы по поддержанию летной годности воздушных судов
проводить в соответствии с нормативными правовыми актами Минтранса
России, Межгосударственного авиационного комитета, а также с учетом
законодательства США, как страны, изготавливающей авиационную
технику.
4. Допуск персонала авиакомпании к выполнению полетов и
техническому обслуживанию воздушных судов производить в соответствии
с нормативными документами Минтранса России.
5. Рекомендовать руководителям авиакомпаний, планирующим
использование воздушных судов Cessna Caravan:
5.1. При приобретении самолетов обеспечить установку
оборудования в соответствии с требованиями раздела IV карты данных
№СТ161-С208, необходимого для эксплуатации на внутренних авиалиниях
России и СНГ, а также обеспечить воздушные суда усиленными
запирающимися дверями и перегородками, надежно препятствующими
несанкционированному проникновению в пилотскую кабину из
пассажирского салона.
5.2. До начала эксплуатации самолетов разработать в
установленном порядке Комплексный план ввода в эксплуатацию
самолетов Cessna Caravan МАК №СТ161-С208.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
руководителя Департамента поддержания летной годности гражданских
воздушных судов и технического развития гражданской авиации А.В.
Елистратова.

Первый заместитель А.В. Нерадько
Министра


В том числе была использована статья из Журнал Jet, Александра Швыдкина.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU