Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

panzer_papa: Роберт Людвигович Бартини. Красноватый дворянин.


Разработан ФГУП ЭМЗ им. В.М.Мясищева. Лётные испытания начались в марте 1995 г., 29 декабря 2002 года получен международный сертификат лётной годности, а в 2003 году – сертификат типа FAA. С машиной всё в порядке: она спроектирована на основе Норм лётной годности лёгких гражданских самолетов АП-23 и требованиям ГОСТ и ОСТ Российской Федерации. Самолёт, его бортовые системы, комплектующие изделия, средства наземного обслуживания и ремонта, эксплуатационно-техническая документация соответствуют требованиям сертификационного базиса. Однодвигательный цельнометаллический низкоплан с трапециевидным крылом большого удлинения; шасси убирающееся, с носовой стойкой. Строится на нижегородском заводе «Сокол». В 2004 году Группа «Каскол», в которую входит завод «Сокол», и базирующаяся в Великобритании компания «Росавиа» подписали меморандум о сотрудничестве, по которому «Росавиа» выступит в качестве агента по продажам самолета М-101Т на территории ЮАР и Австралии. Экспортный вариант назван не без претензии: «Expedition». В публикациях того времени отмечалось, что это первый случай в истории российской авиации общего назначения, когда самолет подобного класса будет поставляться на экспорт. Сообщалось так же, что в 2003-м аэроплан был полностью сертифицирован для внешнего рынка. Некий апофеоз: 15.08.04 завершился межконтинентальный перелет «Expedition’а» из Йоханнесбурга в Нижний Новгород длиною 11 тыс. км. Трасса пройдена за 7 дней с 12-ю посадками в странах Африки, Ближнего Востока и в Турции. А оказался самолёт в ЮАР потому, что был участником авиасалона в тамошнем Вандербуме. В 2004 году портфель заказов на ближайшие два года составлял 25 самолётов, 7 в августе уже были сделаны, 10 находились в производстве. 16 машин планировала приобрести Государственная служба гражданской авиации РФ для своих лётных училищ. Как дела с производством и продажами сейчас – не знаю, извините; но из приведённых цифр видно, что пока у нас спрос невелик даже на эту машину, явно более универсальную и неприхотливую, чем «Эклипс». СМ-92 «Финист».   Спроектирован Научно-коммерческой фирмой «Техноавиа». КБ, входящее в состав фирмы, имеет сертификат разработчика лёгких самолетов, выданный Авиарегистром России. Первый полёт прототипа СМ-92 состоялся 29 декабря 1993 г. В 2004-м сообщалось, что самолёты модификации СМ-92 (с поршневым двигателем) и СМ-92Т (с турбовинтовым; первый полёт в 2000 году) успешно прошли сертификацию по европейским нормам лётной годности в Венгрии. Что касается родной страны, то о том, что «СМ-92 близок к получению сертификата», писали ещё в 1997 году; да только сведений о том, что сертификат получен хотя бы сегодня, мне найти не удалось. И это при том, что ещё в 2004-м сам Президент включил машину в перечень объектов будущей программы малой авиации. В сентябре 2007-го собирались закончить сертификацию к концу года, да вот удалось ли – не знаю… Цельнометаллический подкосный высокоплан традиционной схемы с неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Выпускается Смоленским авиационным и Воронежским механическим заводами; основную нагрузку по сопровождению выхода машины «в большую жизнь» (сертификация и прочее) несёт СмАЗ, на котором «Техноавиа» и запускала в производство своё детище. Эта машина тоже успела убедительно зарекомендовать себя. Ещё в августе 1995-го её проверили, ни много, ни мало, кругосветным перелётом (это была, разумеется, модификация с ПД – турбовинтовой тогда ещё не было вовсе). Летели днём и ночью, за 160 часов пролетели 30 тыс. км. Из СНГ вылетели в Бресте, дальше – Польша, Великобритания, Исландия, Гренландия, Канада, США, Дальний Восток и через всю страну – в Тушино, откуда стартовали. По ходу дела поучаствовали в авиасалоне «Airshow Canada»… Профессиональные пилоты посещённых стран назвали наш экипаж «Crazy Russians». Крэзи, не крэзи, а существенных замечаний по работе техники не зафиксировано. А в августе-сентябре 1997-го обслуживали международный автомарафон на Кубок Мира «Мастер-Ралли-97», проходивший на территории России, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Работали в составе МЧСовской авиагруппы сопровождения, задача – ретрансляция переговоров участников соревнований, прием сигналов аварийных радиомаяков и, если надо, наведение спасательных вертолётов. Несли аппаратуру, обеспечившую УКВ-связь на дальности 300 км. И опять всё работало без отказов (117 лётных часов), хотя было всякое, в том числе и кратковременное обледенение. Обратите внимание: максимально держались в воздухе 10,5 часов на 550 литрах бензина. Не правда ли, немаловажное достоинство для всякого рода патрулирования? К концу 1995 года была оплачена поставка примерно 30 самолетов, в том числе 16 самолетов для Федеральной патрульной службы (ФПС) и 5 – для заказчиков из Бельгии. СмАЗ к ноябрю 2007-го выпустил 26 планеров самолета СМ-92, из которых пять – СМ-92Т «Турбо-Финист». СмАЗовские машины приобретались заказчиками в России, Бельгии, Украине, Англии, Казахстане, Словакии, Чехии. Первый «Финист» был куплен для личных нужд Майклом Кримблом, шеф-пилотом английской королевы. Оно, конечно, экзотика, но кое о чём говорит.


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU