Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Амодел 1/72 Як-3 ВК-107А (Amodel Yak-3 VK-107A) - аэроплан - фаворит ...

Амодел 1/72 Як-3 ВК-107А (Amodel Yak-3 VK-107A) - самолет - лидер парадов Самолеты-лидеры парадов олицетворяли мощь, красоту и победу Красной Армии и Советского Союза над фашизмом. Они запомнились такими в памяти тех, кто видел их более 60 лет назад на многочисленных парадах. Я представляю свой взгляд на самолет-лидер парадов. What if Вступление Як-3 – самолет популярный, поэтому не хотелось делать очередную поднадоевшую своей «серостью» модель из эскадрильи «Нормандии-Неман». Хотелось чего-то особенного и необычного. Выбор модели Як-3 в 72-м масштабе не слишком богат: редкая и аккуратная модель от Hasegawa, Amodel с редкой модификацией двигателя ВК-107А и более старые модели 60–80-х годов от Frog, Emhar, Heller, Альфа итд. Поэтому за основу был взят легкодоступный, но нетривиальный Як-3 с двигателем ВК-107 от Amodel. История Про Як-3 и его историю рассказывать нет смысла. Вместо этого я расскажу про историю и особенности его модификации Як-3 с двигателем ВК-107А.
Як-3 с двигателем ВК-107А разрабатывался для улучшения летных характеристик и боевых качеств обычного Як-3 с двигателем ВК-105ПФ2. Двигатель ВК-107А был мощнее предшественника. В связи с этим, в конструкцию самолета и его винтомоторную группу внесены следующие основные изменения: кабина пилота сдвинута назад на 400 мм, усилены цилиндры амортизированных стоек шасси, моторама переделана под двигатель ВК-107А, емкость бензосистемы увеличена с 372 до 518 л (390 кг), горючее размещалось в четырех основных и одном расходном бензобаках, емкость маслобака увеличена до 60 л, выхлопные коллекторы, расположенные в развале двигателя, заключены в кожух для продувки коллекторов воздухом, наружный выхлоп осуществлялся через 12 отдельных выхлопных патрубков, забор воздуха в нагнетатель производился спереди.

Вооружение состояло из двух синхронных пушек Б-20С калибра 20 мм с боезапасом по 120 снарядов. Спецоборудование не изменилось за исключением того, что установлены однолучевая безмачтовая антенна вместо двухлучевой, вольтметр, генератор ГС-15–500 взамен ГС-10–350.
Опытный Як-З ВК-107А был построен в двух экземплярах: N1 и «Дублер». Самолет был простроен 6 января 1944 г., и проходил заводские испытания с 15 апреля по 20 ноября 1944 г.

Двигатель ВК-107А работал неудовлетворительно и трижды выходил из строя, чему способствовало недостаточное охлаждение воды и масла. Поэтому заводские испытания самолета свелись по существу к доводке двигателя и ВМГ, и лишь после 25 полетов состояние ВМГ позволило проводить испытания со снятием летных характеристик. Hеобычно малая удельная нагрузка на мощность в сочетании с отличной аэродинамикой обеспечивали Як-З ВК-107А отличные летные характеристики.

Hа «Дублере» были устранены многие дефекты, выявленные на экземпляре N1. Производство «Дублера» закончено 22 января 1944 г., он проходил заводские испытания с 25 по 29 января 1944 г.
Государственные испытания, которые проходил «Дублер», проводились в два этапа: основные — с 7 февраля по 15 мая 1944 г. и дополнительные (после устранения дефектов) — с 13 июля по 29 августа 1944 г. Всего было выполнено 44 полета общей продолжительностью 25 ч 41 мин. По результатам госиспытаний было сделано следующее заключение: Як-З с двигателем ВК-107А по основным летно-тактическим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка 11 800 м является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей. Самолет с такими данными необходим для вооружения ВВС. Hо далее отмечалось, что большое число серьезных дефектов, особенно по ВМГ, требует доводки самолета до внедрения его в серийное производство.

Следующей версией самолета стал Як-З с двигателем ВК-107А и винтом ВИШ-107ЛО с металлическим крылом (самолеты головной серии NN 01–01, 03–01 и 04–01, построенные саратовским заводом в марте 1946 г.) являлся модификацией опытного Як-З с теми же двигателем и винтом и крылом смешанной конструкции, прошедшего госиспытания в HИИ ВВС в мае 1944 г. Модификация произведена в соответствии с постановлением ГКО от 29 декабря 1944 г.
Як-З NN 01–01 и 04–01 прошли на заводе N 292 контрольные заводские испытания в объеме приемо-сдаточных испытаний. 4 апреля 1946 г. в HИИ ВВС были предъявлены все три самолета Як-З NN 01–01, 03–01 и 04–01, на которых были проведены мероприятия по устранению дефектов в соответствии с постановлением ГКО от 24 августа 1945 г. Госиспытания проходили с 10 апреля по 20 мая 1946 г.

Выявлено большое число дефектов, в связи с этим 20 мая 1946 г. госиспытания были прекращены, и самолеты были отправлены в ЛИИ для доводки. К этому моменту программа первого этапа испытаний была выполнена полностью на всех трех самолетах, за исключением испытаний установок вооружения на живучесть, которые остались незаконченными.

29 июня 1946 г. Як-З N 01–01 был предъявлен для продолжения госиспытаний. Остальные два самолета не предъявлялись. По данным ОКБ на Як-З N 01–01 был установлен новый двигатель и устранены основные дефекты, выявленные на первом этапе испытаний.
По результатам госиспытаний было сделано следующее заключение:  Модифицированные самолеты Як-З NN 01–01, 03–01 и 04–01 производства волжского завода с двигателями ВК-107А и металлическими крыльями госиспытания не выдержали по причине наличия большого числа серьезных дефектов. Считать необходимым до проведения войсковых испытания Як-З с металлическими крыльями устранить на них основные дефекты, выявленные при госиспытаниях. Считать возможным разрешить МАП подготовить для войсковых испытаний 30 самолетов с металлическими крыльями и тремя пушками с доработками, указанными в настоящем эаключении.
Постановлением Совета Министров СССР от 20 августа 1946 г. предписывалось: Ввиду того, что самолет Як-З с металлическим крылом выпуска завода N292 не прошел госиспытаний и не допускает установки мотор-пушек калибра свыше 20 мм, производство этих самолетов на заводе N 292 прекратить; Обязать МАП (тов. Хруничева и директора завода N3 тов. Саладзе) выпустить в 1946 г. из имеющегося на заводе задела 75 самолетов Як-З с ВК-107А с металлическим крылом и устранить на этих самолетах все дефекты, выявленные при госиспытаниях 3-х самолетов, производства саратовского завода N292.


Последней модификацией с ВК-107А стал цельнометаллический Як-З с двигателем ВК-107А и винтом ВИШ-107ЛО. Он являлся модификацией серийного Як-З с теми же двигателем и винтом и металлическим крылом. Модификация произведена ОКБ А.С. Яковлева в связи с тем, что после окончания войны со стороны заказчика (ВВС) к самолетам стали предъявляться более жесткие эксплуатационные требования.

Для модификации был взят головной серийный самолет Як-3 ВК-107А с металлическим крылом N70–03, построенный тбилисским авиационным заводом N31 в марте 1945 г. Этот самолет отличался от опытного Як-З с крылом смешанной конструкции следующим: крыло заменено на металлическое с дюралевой обшивкой, установлен улучшенный двигатель с дополнительной нагнетающей маслопомпой и модифицированным регулятором наддува, качалки управления рулем высоты установлены на шарикоподшипниках, запас горючего уменьшен с 518 до 470 л, снят расходный бачок бензосистемы, установлен маслорадиатор ОП-622 с увеличенной охлаждающей поверхностью.

По технике пилотирования цельнометаллический Як-З ВК-107А отличался от опытного Як-З ВК-107А смешанной конструкции более хорошей управляемостью, меньшими нагрузками на ручке управления от элеронов и руля высоты. Цельнометаллический Як-З ВК-107А, вооруженный двумя пушками Б-20, по мощности огня уступал Як-З ВК-105ПФ2 и Як-9У ВК-107А, модификации которых в соответствии с тактико-техническими требованиями на 1945 г. имели три огневые точки калибра не менее 20 мм. Установки мотор-пушки Б-20М и синхронной (левой) пушки Б-20С обеспечивали их надежную работу, но прочность спецфермы под переднее крепление синхронной пушки была недостаточной.

Самолет поступил в HИИ ВВС на госиспытания 11 мая 1945 г., проходил испытания с 25 мая по 9 июня 1945 г. По результатам госиспытаний было сделано следующее заключение: максимальные скорости удовлетворяют постановлению ГКО остались неустраненными дефекты, выявленные на опытном Як-З ВК-107А смешанной конструкции, прошедшем госиспытания в мае 1944 г. дефекты ВМГ не позволяют полностью использовать боевой режим двигателя в полете.
Предлагалось устранить конструктивные и производственные дефекты до запуска самолета в серию. В 1945 году заводом N31 было выпущено 40 и в 1946 году — 8 цельнометаллических Як-З ВК-107А. С IV квартала 1945 г. по III квартал 1946 г. завод занимался доработкой выпущенных «по сборке» этих 48 самолетов для сдачи их заказчику.

Все работы по цельнометаллическому Як-З в конце 1946 г. были прекращены. Было решено двигатель ВК-107А ставить лишь на более приспособленный для этого Як-9У.
Idea! В свое время я много слышал про парадные самолеты-лидеры на базе Як-3 и Як-15, использовавшиеся на парадах в конце 40-х годов. Было решено построить парадный самолет-лидер Як-3, но на основе модели с двигателем ВК-107. Точной информации о парадных Як-3 не было – ни с двигателями ВК-105ПФ2, ни с ВК-107А. Поэтому модель не претендует на точную историческую привязку и является содержательным образом парадного самолета-лидера Як-3. Также немалую роль в выборе сыграло пролистывание старых журналов Крылья Родины 60-х годов, где иногда проскакивали фотки и рисунки красных Як-3. Один из таких привожу на фото.

Модель делалась в начале 2008 года во время моей «до Скейловской модельной деятльности». Модель и сборка Модель отлита по технологии ЛНД, традиционной для Amodel. Кто работал с моделями этой фирмы, то поймут о чем идет речь. Литье, конечно, не шикарное, но по сравнению с другими моделями этой фирмы, мне оно понравилось. Облоя, утяжин и недоливов почти не было. Детали практически не приходилось выпиливать из безформенных кусочков пластика. Раньше я собирал Як-9 от Дакопласта, когда тот только вышел. По ощущениям в сборке, эта модель Як-3 оказалась не сложнее Даковского Як-9. В модели было более полусотни деталей. Декаль была стандартной — на 2 варинта окраски, в том числе и на пилотажный Як-3 с ВК-107. Также давалась техничка, небогатая, но все же нормальная. Фоток литников и скана декали к сожалению не сохранилось.

Деталировка кокпита выполнена на среднем уровне, местами грубовата (издержки технологии ЛНД). В кокпит явно просится травление. Сделал пару самодельных ручек, прицел. Бронестекло и само остекление хоть и прозрачные, без царапин на внутренней стороне, но довольно толстые. Внешнюю сторону остекления удалось отполировать пастой ГОИ.

Поверхности плоскостей и фюзеляжа неровные, стыки листов обшивки местами с уступами, но везде присутствует тонкая клепка. Особенно сильные неровности на фюзеляже. Их пришлось сошлифовывать, жертвуя клепкой и расшивкой. Крыло в сборе довольно толстое. Поэтому задние кромки пришлось стачивать изнутри, чтобы не особо повредить отличную расшивку. Стабилизатор и перо руля также перетачивались по толщине и профилю. Amodel подтвердил свою репутацию – все стыки пришлось шпаклевать и проливать цианакрилатом несмотря на предварительную подгонку. Все это видно на фото моментов сборки – крылья, фюзеляж, фонарь, капот, стабилизаторы.

Мелочевка проблем не доставила – стойки, радиатор, створки, колеса, патрубки, винт были отлиты нормально и потребовали только минимальных стандартных доработок. Деталировку ниш шасси портят трудноустранимые следы от толкателей между имитаций силового набора крыла. Единственное, что не стал делать – заметный ажурный механизм уборки щитков. Створки ниш пришлось стачивать по толщине, кромки радиатора заточить, лопасти винта переточить по толщине и профилю, а воздухозаборнички на крыле и капоте – рассверлить. Растяжку антенны не стал натягивать. Она должна была проходить насквозь толстого фонаря, что сделало бы заметным его толщину. Трубка пито была выточена из металла.
Правда, допустил 1 оплошность — с первым патрубком. Он был плохо отлит с обеих сторон, поэтому я его не узнал, пока позже во время окраски не открыл фотографии самого двигателя, и он так и остался недокрашенным.

На всю сборку ушел ровно месяц. И я бы не сказал, что первая для меня модель от фирмы Amodel доставила какие-либо неудобства. Не так страшен этот черт, когда начинаешь с ним работать, а не разглядывать литники.
Окраска и декали Так как модель подразумевалась парадной, то о следах копоти, износа, нагара пришлось забыть. «Лаврентий Палыч» не понял бы подобного «реализьма» во время осмотра техники. Модель была загрунтована белой эмалью Humbrol, чтобы увеличить яркость основного красного цвета. Красил глянцевой алой эмалью от ModelMaster. Сохло традиционно долго – более недели. Лаком традиционно для себя в те годы не покрывал. Винт на одних Яках окрашивался серебрянкой, а на других черным. Остановился на втором варианте. Схему окраски брал в старых журналах Крылья Родины 50-х и 60-х годов. Источник, конечно, довольно ненадежный.

Декали отлично перевелись на модель без применения химии. Правда, подложка все равно кое-где заметна спустя 2 года. Многие подметят, что модели не хватает объемности без тонировки элеронов, рулей, закрылков. Пожалуй, это замечание будет справедливым и уместным. Но тогда тонировать рука не поднялась. Сейчас мне это уже режет глаз и модель будет дорабатываться.


Дальнейшие доработки На представленных выше фото модель изображена по состоянию на весну 2009 года и у нее отсутствуют БАНО на крыльях, АНО на руле направления, не накрашены различные отверстия, патрубки и пушечные порты.

Зимой 2010 г. модель выставлялась на выставке в Клуб-ТМ, в ходе подготовке к которой модель была немного доработана и исправлены вышесказанные недостатки. БАНО и АНО были сымитированы капельками краски, которые сохранили свою выпуклую форму. Патрубки были рассверлены и накрашены. Накрашены все отверстия и пушечные порты. Но растяжку антенны натягивать не стал.

Вот несколько фото модели в ее послевыставочном состоянии. Конечно, как это всегда бывает, модель после выставки нуждается в мелком ремонте сколов краски, потертостей и очистки от пыли. Шпаклевка шва за кабиной за 2 года неожиданно дала усадку. На ранних фото шва не видно. Необходимо еще потом в процессе реставрации модели смонтировать механизм уборки щитков, докупив для модели травления и сделать легкую смывку.
Источники информации www.airwar.ru Крылья Родины №1/1964 Война в воздухе №31–34. «Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне» АвиО. Константин Косминков. Истребитель Як-3 — мечта пилота Aj-Press — Monografie Lotnicze №46. Jak 1–3 Заключение Несмотря на то, что модель была от Amodel, сборка не доставила традиционного отвращения к сборке моделей, сделанных по технологии ЛНД. Модель аккуратная на фоне остальных моделей, отлитых по технологии ЛНД, с неплохой геометрией и не требует больших трудозатрат при постройке.
Что касается моей модели, то моей целью было не точное воспроизведение конкретного исторического борта, а постройка собирательного образа истребителя Як-3 — лидера парадов 40-х годов, оставшегося в памяти ветеранов и плакатов тех лет. Получился яркий и красочный самолет, но далеко не безгрешный. Пусть и в теме «What if». В остальном вам судить, уважаемые коллеги. Во всяком случае модели и автору уже некуда «дальше краснеть»:-P

P.S. Очень странно, на фотографиях после сжатия вылезла зернистость. Позже, если потребуется, я опубликую качественные оригиналы.

С уважением, Андрей Silver Ghost   Модели1/72ВВС СССРЯк-3А-модел Спасибо вам за упоминание этой статьи в социальных сетях и на своих блогах! Share Галерея : Авиация : 1/72 Самые читаемые статьи раздела Amodel 1/72 Tу-128 от Олега Якушенко


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU