Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Артем Белый гриб. Жизнь прервалась на взлете. | Армейское обзор

Tecnam Bravo: First Light Sport Experience
Вчера решил попробовать новую птичку в нашем клубе - итальянский Tecnam Bravo (модель P2004), представитель категории Light Sport (LSA).

Внешне выглядит очень симпатично - верхокрыл, похож на уменьшенную Сессну :)





Самолёт приводится в движение с помощью четырёхцелиндрового Rotax 912S мощностью 100 л.с. Очень лёгкий, компактный двигатель, по конструкции похожий на автомобильный, с жидкостным охлаждением и расходом при 75% мощности в 4.5-5 галлонов в час. Жрёт, похоже, что 100LL, что автомобильный бензин, и позволяет самолёту разгоняться до 120 узлов в круизе, а также набирать высоту до 1100 футов в минуту, что круто.

Наружный предполётный осмотр, в общем, не особо отличается от того, что делаешь на Сессне, только для доступа к маслу и уровню охлаждающей жидкости надо открыть кожух двигателя. Впрочем, открывается он очень легко, как на старых пайперах. Пробу топлива можно взять только в одном месте, которое находится под двигателем. При этом, требуется сначала открутить клапан, и когда польётся топливо, подставить туда колбочку. Естественно, все руки у меня были в бензине :)

Ну ладно, залезем теперь вовнутрь:



Кабина достаточно удобная, но не ищите привычной ступеньки на шасси - её нет. Чтобы забраться, нужно либо высоко задирать ногу, либо забрасывать задницу на сиденье, и потом втягивать ноги вовнутрь.

Между ног болтается бАльшой чОрни ручка вместо уже привычного штурвала, но посадка удобная, я бы даже сказал, немножко ленивая :) Обзор - просто замечательный, стекло начинается практически с уровня колена, и видно всё :)



Сразу бросается в глаза отсутствие тормозов на педалях - тормозить тут надо ручником, расположенным между сидений. Нестандартно, но привыкаешь мгновенно. Следующее, что замечаешь - минимум приборов. В принципе, на этот самолёт можно поставить и полную приборную панель, но в нашем экземпляре из стандартного сикспака наличествовали только указатель скорости, тахометр, высотомер и указатель вертикальной скорости. Ну ещё одинокий "шарик". И магнитный компас. Ни одного гироскопического инструмента не было, зато в панели гордо сидел Garmin 396.



Так, предполётный осмотр закончен, двигатель заведён, можно лететь. Непривычно тихо жужжит Rotax, выруливаем на площадку рядом с торцом полосы, прогоняем движок. Процедура стандартная, вырубаем левое зажигание, потом правое, проверяем на холостых.

Так, ставим закрылки на 15... Стоп-стоп, а как это сделать? Тумблер имеет только три положения - верхнее, среднее и нижнее. Пока давишь на него, закрылки едут, отпустил - останавливается. Как понять, где 15 градусов??? Ага, оказывается, на панели есть стрелочный указатель для этого:



Теперь триммер. На ручке управления есть кнопки туда-сюда, трим только электрический, механического дублёра нет. Зато есть индикатор на панели, показывающий положение трима. ОК, ставим в нейтральное, разрешение на взлёт получено...

Mixture rich... Ой, управления качеством смеси тут нет, ну и хорошо. Включаем вспомогательный топливный насос, стробы, фары - вперёд.

Движок на 5500 оборотов - непривычное число для самолёта. Весело жужжа, самолёт набирает скорость. После 40 узлов уже видно, что он прямо рвётся в воздух. На 50 тянем ручку на себя - отрыв :) Следим чтобы скорость не превышала 60, набираем безопасную высоту, убираем закрылки, теперь можно разогнаться до 75 узлов. Очень быстро набрали высоту, переводим птичку в горизонтальный полёт, ставлю обороты в 5000 - ого, 110 узлов, быстрее, чем я на нашей 172-й летаю.

Время манёвров... Самолёт очень послушный, требуются небольшие отклонения ручки, чтобы он вошёл в крен. По тангажу тоже чувствительность очень хорошая, а усилия небольшие, благодаря огромному стабилятору на хвосте. Электрический трим тоже без сюрпризов, работает как ожидалось. И при всей его послушности - очень стабилен по всем осям.

Единственная замеченная странность - после выхода из левого поворота, замечаю что шарик отклонён влево. Пинок по левой педали возвращает его в центр. WTF?

Ладно, хрен с ней, с техникой! Летать на этом самолёте - полный восторг, давно я не получал такого удовольствия от полётов. Полулёжа в кресле, лениво ворочаешь ручкой и наслаждаешься шикарным обзором - весь мир у твоих ног... Я настолько этим делом увлёкся, что даже забыл сделать снимки (а они бы получились отличные, я уверен). Правда, под потолком у меня была прикручена видеокамера, но об этом в следующем посте.

С неохотой вернулся к элементам чекаута. Slow flight - никаких сюрпризов, замедление очень простое. Движок на холостые, ручку уверенно на себя - высоту он набрать не успеет, полные закрылки... Висим на грани срыва - 40 узлов, срыв на 38... Время делать сваливание, на 35 узлах происходит довольно нежный stall break, процедура выхода тоже стандартная...

Ну что же, время возвращаться в аэропорт для нескольких touch & go. В traffic pattern ставим обороты на 4000, скорость держится в районе 85 узлов. Напротив торца обороты на холостые, ручку на себя, очень быстро замедляемся до 60 (flap extension speed = 65), выпускаем закрылки на 15, держим 60 узлов. Base, даём полные закрылки. Final - ого, с полными закрылками и на холостом ходу снижаемся как кирпич, приходится ощутимо прибавлять газу. Над торцом потихоньку убираем газ на холостые, выравниваемся, держим... Чирк-чирк - так легко мягко садиться, офигеть можно...

Ой, блин, чтозанах? Самолёт радостно убегает влево на задних лапах (передняя стойка ещё в воздухе), ловим довольно внушительным нажатием правой педали. Бряк - передняя стойка опустилась, закрылки на 15, полный газ... Самолёт очень лёгкий, поэтому самое сложное - это не давать ему рыскать по полосе :) Отрываемся, заходим на посадку второй раз... Выравнивание, держим, опять чирк-чирк, опять норовит уползти влево, ну что за фигня, корректируем правой педалью. Офигеть, передняя стойка ещё в воздухе! Потихоньку возвращаю ручку в нейтральное положение, вот уже и тормозить пора. Аккуратно тяну ручник - бряк, передняя стойка, наконец, соизволила вернуться с небес на землю :) Выруливаю с полосы, и без приключений добираюсь до парковки. Даём двигателю немного остыть, вырубаем по очереди зажигание - левое, правое. Усё, заглох. Вырубаем master switch - пока он включён, тикает счётчик времени, сука :)

Пора парковать. Спрашиваю Джеффа, где кочерга. "Нет кочерги, " - говорит Джефф, - "просто приподними за нос, и поверни куда надо". Хм, ладно, надо попробовать. Изображая из себя штангиста, берусь за пропеллер, поднатуживаюсь... и чуть не прикладываю самолёт хвостом об асфальт! Он такой лёгкий, оказывается :)

Ну вот и всё, пожалуй.

Впечатление от самолётика - полный восторг! Отличный обзор, приятное управление, очень лёгко сажать. Единственная сложность для меня пока - это удерживать его на полосе после касания, уж очень он прыткий. К ручке привыкаешь мгновенно, и даже не замечаешь, что перед тобой не привычный уже штурвал. В общем, для надёжности, ещё один полёт с инструктором, и я думаю, что Tecnam Bravo станет моим любимым самолётом для локальных прогулок :)


 

 

Самое читаемое





bravo самолет 2004
 
Copyright © 2010
IL2U.RU