Il2U.RU ИЛ-2
2010-07-16

Большая РУСЬ - Уходила на сберегал "Катюша"... Правило.




Автобус английской фирмы "Лейланд" Я-6 на улице Москвы. Фото 1931 г.

8 августа 1924 г. была открыта первая внутригородская автобусная линия от Каланчевской площади через центр до Тверской заставы. Для этой линии в Англии были закуплены 8 автобусов "Лейланд" (каждый на 28 мест). Они были поставлены во временный гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.
В январе 1925 г., в Москву, поступили еще 16 "Лейландов", что позволило открыть в феврале два новых маршрута (Курский вокзал - Брянский вокзал, Виндавский вокзал - Саратовский вокзал); летом и осенью 1925 г. открылось регулярное движение на маршрутах в Серебряный Бор, до Новодевичьего монастыря, от Сокольников до Петровского парка, от Конной площади до Краснопресненской заставы, в Карачарово, Лефортово и Марьину Рощу. Для этих линий, в течение 1925 г., приобретались английские автобусы "Лейланд" и немецкие МАН. Всего в конце года в МКХ насчитывалось: 94 "Лейланда", 30 МАН, 2 "Форда", 12 "Рено". В мае 1925 г. все автобусы из Георгиевского переулка были переведены в новый автобусный гараж (на 110 мест) по Б.Ордынке, 40, где, однако, корпуса еще не были закончены и поэтому много автобусов "ночевали" на улице. Этот гараж был достроен в 1926 г. В нем были оборудованы ремонтные мастерские.
В 1926-27 гг. были открыты новые линии - до села Всехсвятского и Покровского-Стрешнева, в Кунцево, до Боткинской больницы, до 11-й версты Ленинградского шоссе, до завода "Клейтук" и в Потылиху. В конце 1927 г. в Москве было 18 автобусных линий общей протяженностью в 158 км., по которым курсировали 130 автобусов. Оказавшиеся непригодными для московских условий автобусы МАН первой поставки и "Рено" были переданы в города Московской губернии. В конце 1927 г. работали 144 автобуса "Лейланд" и 21 МАН.
Так как Ордынский гараж уже не вмещал все автобусы, то в июле 1926 в Марьиной Роще началось строительство нового Бахметьевского гаража (позднее третий автобусный парк), рассчитанного на обслуживание 125 автобусов типа "Лейланд" по прямоточной системе. Частично он был открыт 1 ноября 1927 г., и сюда с Ордынки были переведены 60 автобусов. Этот парк был достроен весной и сдан в эксплуатацию в апреле 1928 г. В конце 1927 г. Транспортный отдел МКХ организовал автокузовной завод (ныне завод "АРЕМКУЗ"), который стал выпускать новые кузова для автобусов "Лейланд". В связи с окончанием строительства Бахметьевского парка в 1929 г. туда с Ордынки были переведены все 177 автобусов, а сам Ордынский парк преобразован в Центральные автобусные мастерские, которые в 1930 г., в связи с открытием новых ремонтных мастерских в Бахметьевском парке, были переданы в ведение отдела грузового автотранспорта МКХ.
Последние 30 шасси автобусов "Лейланд" прибыли в Москву в декабре 1928 г. Кузова для них были изготовлены в Автокузовных мастерских. По состоянию на 1 января 1929 г. насчитывалось: 175 "Лейландов", 16 МАН, 3 Бюссинга, 1 ФИАТ и один отечественный автобус Я-3. В связи с изменением курса технической политики Моссовет в 1929 г. отказался от импорта английских автобусов, которые, как потом выяснилось, были самыми надежными и долговечными машинами (они отработали почти 14 лет).

* * *
А так всё начиналось:




Извозчичий омнибус-"линейка". Фото 1890-х гг.
Первые линейки - многоместные экипажи без всяких удобств. Летом - открытые кареты на 10-14 мест для сидения только с крышей и без стенок (во время дождя их пассажиры прикрывались от брызг и потоков воды кожаными занавесками), зимой - большие сани. Линейки стали курсировать в 1847 г. по трем радиальным маршрутам от Красной площади до Смоленского рынка, Покровского (Электрозаводского) моста, Рогожской заставы, а также по диаметральному маршруту от Калужских ворот через центр города до Тверской заставы.




Первый автобус "общественного пользования": Марьина Роща - Останкино. Фото 1907 года.
Первая пробная линия "автомобильных линеек" для общественного пользования на 8 и 12 мест была открыта между заставой у Марьиной Рощи и Останкиным, графом А.Д.Шереметевым 17(30) июля 1907 г. Эти машины ходили только в летний сезон.




Автомобиль-омнибус на Театральной площади. Один из первых маршрутных автобусов. Фото август 1908 г.
В конце июля 1908 г. Управление городских железных дорог приобрело самодвижущийся омнибус, который курсировал в течение первых трёх недель августа от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот, но из-за плохих московских мостовых быстро вышел из строя. За это время он перевёз 22,6 тыс. пассажиров.

* * *

После отказа от импорта "Лейландов" МКХ сделал заказ Ярославскому автозаводу на изготовление 100 новых автобусов типа Я-6 на 36 мест. Эти автобусы стали поступать в Москву в октябре 1930 г. и были направлены на 2-й маршрут в Кунцево. "Ярославцы" оказались на редкость плохими по своему исполнению и эксплуатационным качествам (слабые тормоза; шасси и рама делались в Ярославле, а мотор, коробка скоростей и рулевое управление были импортными - фирм "Геркулес" и "Мерседес"). В мае 1931 г. Моссовет приобрел несколько образцов многоместных итальянских автобусов марки "Ланчия". В августе 1931 г. по Москве курсировали 60 новых Я-6.




Автобус Я-6 после аварии. Фото 1935 г.

В конце октября 1931 г. завод им. Сталина (бывший АМО, ныне АМО-ЗИЛ) стал выпускать автобусы АМО-4.




Автобус АМО-4. Фото 1932 г.




Автобус ЗИС-8.
ЗИС-8 – городской автобус на удлинённом шасси грузовика ЗИС-5. В отличие от своего предшественника АМО-4, от которого ЗИС-8 сохранил форму кузова, новый автобус получил увеличенный (105 л. вместо прежних 60 л.) топливный бак и 12-вольтовую систему электрооборудования. Кузов автобуса с деревянным каркасом и металлической обшивкой был построен по проекту начальника кузовного цеха ЗИСа И.Ф.Германа.
Автобусы ЗИС-8 стали первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 г. партия из 16 машин «ушла» в Турцию, куда чуть раньше прибыла и первая партия советских экспортных автомобилей – 100 грузовиков ЗИС-5.
В связи с реконструкцией Завода имени Сталина во второй половине 1936 г. выпуск автобусов ЗИС-8 пришлось прекратить. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова, монтируя их на шасси грузовиков. Такое производство имело стихийный характер и не контролировалось. Часто собранные этими предприятиями машины не имели какого-либо обозначения. Некоторые заводы старались усовершенствовать конструкцию ЗИС-8. Таким образом, в Туле, Калуге и Ленинграде выпускались машины с кузовом, более обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗИСа. 2-м авторемонтным заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936-го г. было освоено производство автобусов АЛ-2 с колёсной формулой 6х2, использовавших удлинённую раму ЗИС-8. Кузовной отдел НАТИ (ныне - НАМИ) в 1935 г. спроектировал и построил автобус для курортов на шасси ЗИС-8.




Автобус ЗИС-16.
В марте 1938 г. началось производство нового городского автобуса, получившего наименование ЗИС-16.
основу конструкции автобуса по-прежнему составлял грузовой автомобиль, к компоновке, конструкции рамы и подвеске колёс которого приспосабливались остальные узлы. Таким образом, не только пол располагался на слишком большой высоте (880 мм.) над дорогой, но и весьма нерационально использовались габариты машины. Кузов был деревянный, из ценных пород дерева (бук, дуб), обшитый металлическими листами.
В апреле 1938 г. первые автобусы ЗИС-16 стали курсировать по 6-му маршруту.
Последние автобусы ЗИС-16 в Москве были списаны в 1953 г. Ни один из автобусов не сохранился до наших дней, уцелели лишь отдельные фрагменты конструкции.

А об этих автобусах-прицепах я уже рассказывал ранее, но в статье о троллейбусах. Поэтому продублирую и здесь. Чтобы автобусы с автобусами были.


LOWA DO-54.


Немецкий автобус-прицеп.

В 1959 году в Москве появились два немецких автобуса LOWA DO-54 и один двухэтажный пассажирский прицеп к тягачу DS-6, которых всего-то было построено в ГДР 7 штук. Общая длина такого прицепа с тягачом составляла 14,8 м, из которых на сам прицеп приходилось 11,22 м. На первом этаже прицепа было предусмотрено 16 сидячих и 43 стоячих мест, на втором – 40 сидячих и 3 стоячих. Первый этаж соединялся со вторым двумя 9-ступенчатыми лестницами. Высота салона первого этажа – 180 см, второго - 171 см. Дизельный мотор тягача мощностью в 120 л.с. позволял этой конструкции развивать скорость в 50 км/ч. Первоначально этот прицеп вместе с двумя двухэтажными автобусами ходил по маршруту № 144 от станции метро «Октябрьская» до Тропарёво, а затем все три автомобиля были отправлены на маршрут от площади Свердлова до Внуковского аэропорта. Проездили эти машины до 1964 года.




Фото 1964 г. Х.Формана. Справа виден "кусочек" автобуса LOWA DO-54.

И, наконец, автобусы моего детства:




Автобус ЗиС-154 на пл.Белорусского вокзала. Фото 1947 г.




Автобус ЗиС-155 . Фото 1957 г.




Автобус ЗИЛ(ЛиАЗ)-158 . Фото нач. 1970-х гг.




А это, судя по всему, какой-то транспортный парад уже в наше время.

Источник текста
И вот ещё: _ttp://forum.mymetro.ru/lofiversion/index.php/t14191.html


 

 

Самое читаемое





 
Copyright © 2010
IL2U.RU